Социальные права — пасынки государства

Украинским гражданам политической активности не занимать. Предметы дискуссий самые разные. В то же время словно заговор молчания установился вокруг жизненно важного для каждого украинца показателя — прожиточного минимума. О прожиточном минимуме (ПМ) и о том, какие баталии приходится вести профсоюзам по этому поводу, рассказывает заместитель председателя Федерации профсоюзов Украины Сергей УКРАИНЕЦ.

— Сергей Яковлевич, действительно ли величина прожиточного минимума так уж важна для всех украинцев? Ведь многие зарабатывают и живут на сумму, в несколько раз превышающую установленный минимум…

— Прожиточный минимум — это базовый показатель всей системы социальной защиты. От его величины зависит не только обеспечение малоимущих слоев населения, но и доходы и социальные гарантии практически любого гражданина. На его основе рассчитывается минимальный размер заработной платы и, следовательно, все тарифные ставки работников бюджетной сферы, а это свыше 4 млн человек. Прожиточный минимум с определенными повышающими коэффициентами ложится в основу расчетов заработной платы на производственных предприятиях, он гарантирует минимальный размер пенсий. Право на жилищные субсидии и на некоторые другие виды льгот тоже зависит от прожиточного минимума.

УПРАВА НА ЗАКОНООТСТУПНИКА

— Можно ли сказать, что сегодняшний размер ПМ утвержден на основе действующего законодательства?

— Нет, сегодня он не имеет никакого отношения к требованиям законодательства, рассчитан необъективно, без учета жизненных потребностей граждан. Размер ПМ произвольно утверждается с неофициальной подачи Минфина не с целью обеспечения установленных законодательством социальных прав, а под выделенные ограниченные бюджетные суммы. Здесь — масса претензий. Первая — состав ныне действующих наборов, по которым рассчитывается ПМ. Законом предусмотрено, что эти наборы пересматриваются не реже одного раза в пять лет. Ныне же действующие наборы утверждены постановлением Кабинета министров еще в 2000 году. И вот с тех пор Федерация профсоюзов даже через суды, протестные акции пока не смогла подвигнуть правительство на официальное "обновление" потребительской корзины, хотя законодательно эта процедура четко прописана и все высокие государственные руководители на словах — "за".

— Кто участвует в определении размера потребительской корзины?

— Для этого создан научно-экспертный совет на трехсторонней основе при участии представителей государства, профсоюзов и работодателей. Эта работа была проведена и в 2005 году, когда по закону подошел срок обновления корзины и требовалось ее утверждение. Научно-экспертный совет утвердил перечень наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Решение было передано на рассмотрение еще правительства Юрия Еханурова, которое, заметьте, утвердило его 22 февраля 2006 года, но при этом не опубликовало в печати, как того требует законодательство. Следовательно, решение и не вступило в законную силу. Вот с тех пор, уже восьмой год, страна живет по устаревшим нормам.

— А разве за этот период может что-то измениться в потребностях людей?

— Да, структура потребления населения изменяется довольно динамично. Это, в свою очередь, требует корректировки структуры и наполнения ПМ.

— В таком случае, может быть, вместо проведения протестных акций имеет смысл обратиться в суд с иском против правительства, которое нарушило законодательство?

— Именно так мы и поступили, прошли все ступени. Но, к сожалению, нас ожидало разочарование: суд встал на сторону правительства.

— Наверное, остается лишь обратиться в Европейский суд, чтобы он восстановил нарушенное право миллионов граждан Украины. Есть ли у профсоюзов другие претензии к прожиточному минимуму?

— Не исключаем такое обращение, безусловно, претензии есть. Согласно принятому не так давно закону, минимальная зарплата не должна быть меньше ПМ. За счет заработанного трудом человек должен удовлетворить все свои основные потребности, но при этом он обязан уплатить и налоги. У нас же сумма, изымаемая в виде налогов, не включена в ПМ, тогда как во многих странах эта величина учитывается.

Таким образом, для украинцев, получающих зарплату на уровне прожиточного минимума, остается два пути: или урезать свои жизненно необходимые потребности, или компенсировать эту сумму за счет, предположим, недоплаты за коммунальные услуги. Тем самым правительство способствует волне неплатежей, что, как в цепной реакции, становится одной из причин бедственного положения ЖКХ.

Профсоюзы все же настояли на внесении в Закон о прожиточном минимуме нормы, предусматривающей включение в ПМ для трудоспособного населения суммы налога с доходов физических лиц. Но получили подвох с другой стороны — на 2008 год действие этой нормы приостановлено парламентом с подачи правительства.

Следует отметить и такой факт. Нынешний расчет ПМ построен лишь с учетом элементарного выживания человека. Но ведь Конституция Украины гарантирует гражданину систему определенных прав. Например, право на бесплатное образование, на бесплатную медицинскую помощь. И то и другое у нас сегодня уже далеко не бесплатное. Следовательно, эти реальные затраты также необходимо учитывать при формировании потребительской корзины. Разумеется, следует посчитать, сколько студентов учится в государственных, сколько — в частных вузах, и в этой пропорции учитывать расходы при определении ПМ.

Если Основной Закон установил право на жилье, то оно должно гарантироваться материально через зарплату или социальные выплаты с тем, чтобы человек, предположим, один раз в 20 или 30 лет имел возможность приобрести или построить себе жилье. Все эти позиции должны просчитываться и закладываться в ПМ.

ИЗДЕРЖКИ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА

— Помимо Конституции, есть ли законодательная основа для внесения этих составляющих в ПМ?

— Напомню, что Конституция — это Основной Закон Украины с нормами прямого действия. Если бы ПМ считался с учетом наборов, товаров и услуг, всех составляющих, о которых мы говорили, в том числе и налогов, то сегодня, по расчетам экспертов ФПУ, он равнялся бы 2060 гривнам. Это по самым скромным социальным нормам, когда, допустим, человек за свою жизнь должен накопить сумму для покупки жилья на уровне социальной нормы (21 кв.м), а отдыхать будет не чаще чем раз в три года по самой дешевой путевке. Сегодня же ПМ установлен в размере 669 гривен, то есть в последнее время в три раза меньше минимальных потребностей человека.

Обратите внимание, в самом начале Конституции, в ее первой статье, сказано, что Украина — демократическая, социальная, правовая держава. Таким образом, подчеркнуто, что в основе деятельности нашего государства лежит человек, народ. Откройте также статью 13, в которой сказано, что государство обеспечивает "социальную направленность экономики". Иными словами, главный смысл деятельности государства — обеспечение социальных прав граждан. Если денег для этого в бюджете не хватает, власть обязана организовать экономику таким образом, чтобы они были в достаточном количестве. У любого Кабмина для этого есть масса возможностей.

Но если государство демонстрирует открытое пренебрежение к Основному Закону, то как можно требовать законопослушности от граждан? Задача профсоюзов — приучить государство в лице его ведомств, органов и высших чиновников уважать Конституцию и любой другой закон.

— Можно назвать такие ведомства?

— Они уже названы выше. Даже Верховная Рада зачастую принимает законы, которые ограничивают права человека, вопреки требованию статьи 22 Конституции.

ВОЕННАЯ ТАЙНА МИНИСТЕРСТВА ТРУДА

— Насколько я понимаю, размер прожиточного минимума определяется заранее, затем эта цифра действует в течение года. Но в прошлом декабре вряд ли кто-то мог предсказать нынешнее повышение цен. Как же быть с этой суммой, которая, как уже говорилось выше, совершенно не отражает сегодняшних реалий?

— Как известно, при расчете ПМ использовался прогнозный показатель инфляции на 2008 год 9,6 процента. Но уже к маю потребительские цены фактически возросли на 14,6 процента. По мнению многих аналитиков, до конца года индекс роста цен превысит 20 процентов. Поэтому нет ничего удивительного, когда сегодня министр финансов докладывает о профиците бюджета, поскольку идут сверхплановые поступления. Плохо то, что необходимые объемы потребностей общества не увеличены в соответствии с реальным ростом цен. Кстати, закон обязывает Минтруда ежемесячно пересчитывать величину ПМ в фактических ценах.

— И о чем же свидетельствуют цифры Минтруда?

— Сейчас эти расчеты, вопреки закону, оказались закрытыми для всего общества, и профсоюзов в частности.

— Разве это военная тайна? А что по этому поводу говорит закон?

— В феврале этого года при поддержке ФПУ был принят закон, в котором Минтруда обязан специально не позднее 20-го числа следующего месяца публиковать данные о фактическом размере ПМ, представлять эти данные Президенту Украины, Кабмину, парламенту, профсоюзам и работодателям. И вот с февраля эти нормы закона вступили в силу, но показатели фактического ПМ хранятся в тайне. Видимо, правительство не отваживается огласить их, поскольку между реальным ПМ и тем, что заявлен в бюджете, — огромная разница. По нашей оценке, не меньше 100 гривен.

Мы трижды собирали президиум ФПУ, анализировали ситуацию с ценами, особенно на продовольственные товары, возможности административного влияния власти и общественного контроля профсоюзов и пришли к выводу, что в условиях мировой тенденции роста цен профсоюзы имеют только один выход — бороться за увеличение заработных плат работников при заключении коллективных договоров, а также пенсий и социальных выплат. Такой инструмент чрезвычайно важен, поскольку 90% всего работающего населения входит в сферу действия колдоговоров. Одновременно необходимо в масштабе государства поддерживать производителей сельхозпродукции, особенно зерна, дешевыми кредитами, ГСМ, удобрениями, расширением возможностей реализации продукции по конечным ценам, а не отдавать все посреднику. Это не только остановит подорожание хлеба, но и позволит увеличить производство мяса, молока, даст работу и достойный заработок сельским жителям.

— Вы перечислили все основные проблемы?

— Есть еще одна, и политически очень важная — в сфере социальной политики нет преемственности. Каждое новое правительство считает своим долгом разрушить все то, что было создано до него, а затем пытается что-то возвести на обломках. Много обещаний звучит перед очередными выборами, тратятся бюджетные деньги и всякий раз — в ущерб системному подходу. Разумеется, такие методы не способны решить накопившиеся проблемы.

Еще очень беспокоит то, что страна два года живет без программы экономического и социального развития, а следовательно — без сформированных социальных перспектив. Сегодня социальные права граждан — пасынки государства. Можно зайти на сайт Госкомстата и там обнаружить сотни, тысячи показателей, но нигде в Украине не отыщете данных о том, как соблюдаются и в чем нарушаются социальные права. Например, сколько людей в стране получает зарплату ниже минимально установленного уровня?

С этим надо наводить порядок, вся информация должна быть открытой для общества. Сегодня невозможно решить перечисленные проблемы и выстроить эффективную сбалансированную социальную политику государства без привлечения социальных партнеров, в частности Федерации профсоюзов Украины.

Но самое главное — все должны научиться уважать и беспрекословно выполнять нормы Конституции и других законов Украины, устанавливающие социально-экономические права граждан, то есть каждого из нас.

Образцом такого поведения обязана стать государственная власть: законодательная, исполнительная и судебная.

А. ПАЛЬЧУН.

(По материалам газеты "Профспiлковi вiстi"; июнь 2008 г.)

Другие статьи этого номера