Владимир ЛИТВИН: «Севастополь должен стать моделью, образцом развития отношений между Украиной и Россией. Конечно же положительным»

В дни празднования 225-летия Севастополя дать эксклюзивное интервью нашей газете любезно согласился один из самых опытных и известных политиков Украины — экс-председатель Верховной Рады Владимир Литвин. Причем не было ни «темников», ни каких-либо табу на вопросы. И отвечал народный депутат Украины председатель Народной партии так же откровенно, без обиняков. Говорили мы о самых насущных проблемах, волнующих не только севастопольцев, но и всех жителей современной независимой Украины. Вот текст нашей беседы: — Владимир Михайлович, вы один из немногих политиков, который очень взвешенно и точно судит о ситуации в стране. Как вы считаете, есть ли у нынешней властной команды шанс двинуть Украину вперед?

— Сегодня мы имеем чистый эксперимент, когда у власти представители только "оранжевой" команды. По результатам их хозяйствования очевидно: они способны только разрушать, но не созидать. И однородная "оранжевая" власть — это историческая случайность для Украины. Поэтому очень важно сегодня сделать все, чтобы сохранить Украину. А для этого необходимо, кроме всего прочего, расширить присутствие во власти тех политических сил, которые получили поддержку общества во время внеочередных выборов, сделать власть ответственной и созидательной.

— "Между нами не существует проблем, которые невозможно решить взвешенным и практическим способом — без недоверия и предубежденности", — сказал Президент Виктор Ющенко об украинско-российских отношениях в своем послании к Верховной Раде. Если это так, то почему же проблемы в наших взаимоотношениях не решаются, а лишь все больше заостряются? И что нужно делать для предотвращения конфронтации?

— Я полностью согласен с констатацией Виктора Ющенко, но при этом хотел бы сказать, что, кроме всего прочего, нужно иметь желание не создавать проблемы и конфликты, а работать над тем, чтобы наши страны и народы чувствовали себя спокойно. Это — во-первых. А во-вторых, я исхожу из того, что Украина не должна играть роль раздражителя для России. Убежден, украинским политикам, как минимум, следует воздерживаться от утверждений типа того, что необходима новая политика сдерживания России. Это не дело Украины — сдерживать Россию. И предназначение ее не в этом, а в развитии равноправных отношений. Считаю, мы должны сегодня осуществить инвентаризацию тех проблемных моментов, которые проявляются в наших взаимоотношениях, и проговорить эти моменты. Увидите, во время их взвешенного обсуждения обнаружится, что большая часть таких проблем не стоит выеденного яйца. Могу привести один простой пример: когда у нас работала межпарламентская комиссия "Украина — Россия" во время моего председательствования в Верховной Раде, у нас были очень непростые дискуссии, но по результатам этих дискуссий мы выходили на приемлемые для обеих сторон рекомендации. И если вспомнить тот период, можно сказать, что наши страны тогда не колотило из-за неумения политиков вести диалог.

— Президент Украины поручил правительству подготовить законопроект о прекращении с 2017 года действия международных договоров о временном пребывании ЧФ РФ на территории Украины. Насколько, по-вашему, это своевременно?

— Я думаю, это поручение — красноречивое свидетельство того, что украинские политики не знают, чем заняться, и ищут себе работу, от которой болит голова не только у украинского народа. Те вопросы, которые раскалывают страну, которые не способствуют консолидации общества, не укрепляют доверие между странами, сегодня нужно вообще снять с повестки дня. К таким вопросам я отношу проблему Черноморского флота, а также проблему оценки некоторых аспектов нашего прошлого и языковую проблему. Это не дело политиков, этими вопросами должны заниматься специалисты, которые глубоко разбираются в них. Что же касается Черноморского флота, то, согласно утвержденному президентами Украины и России плану действий до 2009 года, стороны договорились о продолжении переговорного процесса по вопросам пребывания ЧФ на территории Украины. И в данный момент преждевременно обсуждать вопрос о сроках вывода ЧФ. Думаю, у нас предостаточно куда более актуальных проблем. Другое дело, что мы должны совместно поработать в том отношении, чтобы пребывание Черноморского флота в Крыму шло на пользу двум странам. Мы должны внимательно отнестись к вопросам экологии, к рачительному совместному использованию огромных земельных ресурсов с тем, чтобы под шумок нынешнего противостояния эти земли не разворовывались и не разбазаривались, чему есть много свидетельств. Нужно усмирить прыть российских и украинских чиновников в этом отношении. И в этом должна быть заинтересована как российская сторона, так и украинская.

— Многие киевские чиновники, политики и дипломаты считают, что у демилитаризованного Севастополя есть все шансы стать туристической Меккой и процветающим городом. В России же убеждены, что без флота Севастополь существовать не сможет, поскольку изначально создавался как военно-морская база. Если Россия в лице подразделений ЧФ уйдет из Севастополя, как это отразится на экономике города?

— На мой взгляд, сегодня ничего не мешает заниматься развитием Севастополя и его окрестностей как территории повышенной привлекательности для туристов и отдыхающих. Было бы желание. Посмотрите на Балаклаву — там стояли военные корабли, в том числе и подводные лодки, но их убрали оттуда. Что мешает создать там широкую базу для туризма, для отдыха, для, скажем, яхтенного спорта? Но, увы, там как были развалины, так пока и остаются. Нужно осваивать эти территории по частям, привлекая туда инвестиции и превращая их в места комфортного и доступного отдыха для своих граждан и для жителей других стран, не дожидаясь какого-то часа Х, когда из Севастополя уйдет последний военный корабль. И потом, где гарантия, что когда из Крыма уйдет российский флот, туда не придет флот какой-то другой страны? Свято место пусто не бывает… Думаю, сегодняшние споры вокруг Севастополя, вокруг ЧФ должны сослужить хорошую службу для города, привлечь к нему, для начала, внимание людей, являющихся любителями острых ощущений. Чтобы они приехали, посмотрели, оставили там свои деньги и чтобы им было где их оставлять, а потом сказали: это же прекрасное место, здесь можно хорошо отдохнуть.

— Необходимость принятия закона о статусе Севастополя обсуждается уже несколько лет. Как вы думаете, это притча во языцех или у документа есть реальные перспективы быть принятым?

— Я думаю, что украинская власть должна осознать необходимость соблюдать Конституцию. А она требует принятия закона об особом статусе города-героя Севастополя, равно как и города-героя Киева. Так вот, закон о столице принят, а закон о Севастополе не подписывается президентом. В мою бытность председателем Верховной Рады Украины мы неоднократно принимали этот закон, учитывали при этом предложения главы государства — и предыдущего, и нынешнего. Тем не менее они находили и находят новые уловки, выдвигают новые требования, и все это связано с нежеланием, чтобы закон вступил в силу. Из этого я могу сделать вывод: власть не доверяет людям, которые живут в Севастополе, она боится, что севастопольцы изберут "не того" городского голову. Но, следуя такой логике, власть хочет поменять людей на более "правильных" и предсказуемых для нее. Я же убежден, что люди не ошибаются. И когда будет принят и начнет действовать этот закон, ответственность севастопольцев за судьбу города, за судьбу страны, за будущее во взаимоотношениях Украины и России вырастет во сто крат. Эта ответственность будет дисциплинировать и власти Украины, и власти России. Следует заметить, что сейчас вновь подготовлен законопроект о статусе Севастополя и я являюсь одним из его авторов. Уверен, что его нужно выносить на рассмотрение Верховной Рады Украины и принимать положительное решение.

— Может ли город-герой Севастополь оставаться гордостью и России, и Украины одновременно?

— Севастополь должен стать моделью, образцом развития отношений между Украиной и Россией. Конечно же положительным. На мой взгляд, Севастополь сегодня должен стать той средой, где, образно говоря, выравнивается, стабилизируется "давление" в отношениях между Украиной и Россией. Оно должно выходить на тот уровень, который обеспечивает нормальную жизненную среду. Если же говорить о чувстве патриотизма севастопольцев, чувстве причастности к своей Родине, то для начала нужно изменить ситуацию, при которой военнослужащий Черноморского флота Российской Федерации получает зарплату в несколько раз выше, чем военнослужащий Военно-Морских Сил Украины, при которой в госпиталь ЧФ стоит очередь желающих устроиться на работу, а в соответствующее медицинское учреждение города никто не хочет идти работать. Я убежден, что в Севастополь нужно вкладывать деньги. И что с принятием закона о статусе Севастополя надо предусмотреть особые условия финансирования города, внедрение специфической налоговой базы для него. На примере Севастополя Украине и России нужно совместно демонстрировать тот уровень жизни, который мы можем обеспечить для наших стран, для наших народов.

— Насколько, по-вашему, справедливо поднимать вопрос о принадлежности Крыма и Севастополя?

— Реалии сложились таким образом, что ставить вопрос о принадлежности Севастополя и Крыма противопоказано. Горячим головам я хочу напомнить, что за годы советской власти территории в рамках Советского Союза забирались от одних образований, передаваясь другим и наоборот более ста раз. И если сегодня ставить вопрос об установлении изначальной правды в этом плане, то, я думаю, конфликт на постсоветском пространстве может полыхнуть так, что его никто не остановит. Сегодняшние очаги напряжения должны служить предупреждением для этих горячих голов. Нужно жить, считаясь с реалиями, которые сложились, и нужно памятовать о решении Совета Безопасности ООН, в частности по городу Севастополю. Увы, в отношении Крыма вообще и Севастополя в частности украинская власть не имеет не только перспективной, а вообще какой-либо другой внятной политики. Равно как и российская сторона не имеет четко обозначенной и обоснованной политики во взаимоотношениях с Украиной. Преимущественно говорят эмоции. В то время как необходим серьезный, прагматичный разговор. Если так будет продолжаться и дальше, в выигрыше не окажутся ни Украина, ни Россия. Выиграет третья сторона. Мы, наконец, должны понять, что самой жизнью, самой историей нам предопределено существовать в качественно иной ипостаси, нежели просто соседние государства.

— Спасибо за внимание к городу-герою, севастопольцам и нашей газете!

Другие статьи этого номера