Графская пристань. Летний рассвет. Вот и закончились школьные годы…

Позади учебный год. Для учащихся выпускных классов он стал последним. Пришла пора сказать учителям слова благодарности за тепло и знания, которые они щедро отдавали ребятам на протяжении этих долгих одиннадцати лет. Пришла пора в последний раз пройтись коридорами родной школы и проститься с ее гостеприимными стенами. Вспомнить все хорошее, что было в школьные годы, и, конечно, напрочь забыть о плохом.

Большинство выпускников на протяжении всей жизни будут вспоминать школьные годы чудесные как самый беззаботный период. В минуты ностальгии они неоднократно вернутся сюда мысленно, и где-то глубоко в душе позавидуют самим себе. Позавидуют и тем ребятишкам, которые весело резвятся на переменах. Их души светлы, они полны жизненной энергии. Плохую оценку они считают самой большой проблемой.

Сегодня все позади. Выпускников школ ожидает дорога во взрослую жизнь, не столь беззаботную, но, тем не менее, прекрасную. И первым шагом к ней должно стать поступление в вузы.

В этом году Министерство образования и науки Украины приготовило школьникам и их родителям настоящий сюрприз — ввело независимое тестирование. Многие восприняли этот шаг как неотвратимое зло, а кто-то — как единственный шанс получить высшее образование. Однако в большинстве своем, вопреки всем негативным прогнозам, выпускники справились с тестированием. Одолели тест по украинскому языку, которого больше всего боялись, и не менее успешно продемонстрировали свои знания в других дисциплинах. Таким образом, наши мальчишки и девчонки, можно сказать, зарезервировали себе места в вузах страны. Правда, кто-то "на бюджет", а кто-то "на коммерцию".

Переход на новую систему оценивания знаний учащихся требовал от Министерства образования и науки тщательной проработки. В противном случае выпускники-2008 школ превратились бы в подопытных кроликов. Именно по ним ударили бы последствия недочетов. Благо, как показала практика, в Минобразовании к нововведению подготовились неплохо. Тестирование прошло гладко и без особых проблем.

"Куда же теперь пойдут учиться севастопольские выпускники и что им может предложить наш город?" — с этим вопросом мы обратились к заместителю начальника управления образования СГГА Владимиру Леонардовичу Тильку. Он сообщил, что сегодня в Севастополе осуществляет свою деятельность 31 вуз. С прошлого года в отличие от 2005-2006 годов их количество не изменилось. В этот период по различным причинам было закрыто четыре высших учебных заведения. Но ничего трагичного в этом нет. Университеты, институты, техникумы представлены в Севастополе в достаточном количестве, и соответственно, мест хватит всем. При этом нужно учитывать, что многие выпускники отправляются на обучение в другие города.

Как и в прежние годы, самыми популярными факультетами остаются юридический, экономический и все, связанные с вычислительной техникой. Причина ясна — престиж. Однако абитуриентам не стоит забывать, что востребованность этих профессий гораздо ниже, чем количество выпускаемых специалистов.

Наименее популярными остаются рабочие специальности, хотя спрос на них довольно велик. Об этом свидетельствуют данные Севастопольского центра занятости. Из приблизительно трех тысяч вакансий, предлагаемых центром, рабочие специальности составляют две трети от общего количества. Кстати, в последнее время изменилась и политика работодателей в отношении оплаты труда. Ручную работу начинают ценить, а это значит, что выпускникам есть над чем задуматься, прежде чем гнаться за престижем.

Что касается распределения мест между коммерческой и бюджетной основой обучения, то здесь есть определенный дисбаланс. В прошлом году (данных на этот год в управлении образования пока нет) в Севастополе из приблизительно семи тысяч абитуриентов "на бюджет" попали всего около двух тысяч. Это значит, что сэкономить средства на учебу смогут только дети, показавшие наилучшие результаты тестирования.

Кстати, это является еще одним плюсом новой системы оценивания знаний. Сегодня практически исключается возможность протолкнуть ребенка в вуз путем подкупа приемной комиссии. Отныне ребята из социально незащищенных и богатых семей получили равные шансы на поступление.

В последнее время по городу поползли слухи, что некоторые вузы, вопреки приказу Министерства образования и науки, ввели собственное внутреннее тестирование, тем самым вернулись к прежней коррупционной схеме. Владимир Леонардович Тильк эту информацию опровергает. Для общей массы абитуриентов условия поступления остаются прежними. Зачисление происходит на основании результатов тестирования. Однако есть и исключения. Согласно пункту 5 правил приема, вузы могут вводить внутренние экзамены, но только для определенной категории поступающих. К ним относятся инвалиды, медалисты, демобилизованные граждане, лица, не изучавшие украинский язык, и так далее. То есть поводов для волнения быть не может. В случае, если все же вам предлагают пройти дополнительные тесты, необходимо немедленно сообщить о данном факте по телефонам "Горячей линии": 55-57-21 или 55-07-91.

Ну а мы желаем всем выпускникам городских школ успешного поступления в высшие учебные заведения. Дерзайте!

Андрей ИВАНОВ.

_________________________

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВСЕУКРАИНСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ СЕВАСТОПОЛЬ ВОШЕЛ В ПЕРВУЮ ДЕСЯТКУ РЕГИОНОВ СТРАНЫ

70 % выпускников наших школ написали тесты по математике на хорошо и отлично — это лучший показатель в Украине.

Итак, предварительные итоги независимого внешнего оценивания подведены. Как и в прошлые годы, севастопольцы оказались на высоте. Наши выпускники не только показали лучший в Украине результат по математике, но и в пяти случаях смогли получить высший балл (200 из 200 возможных) по украинскому языку и литературе, истории Украины, математике, физике, географии!

— Завершившийся учебный год был очень насыщенным и плодотворным, — говорит заместитель начальника управления образования и науки СГГА Жанна Валерьевна Слюсарь. — Запомнился он прежде всего беспрецедентной акцией — независимым внешним оцениванием. Думаю, подобное в истории образования вряд ли когда-нибудь повторится. На тестирование было вынесено 11 предметов (большая часть учебного плана), задействованы все выпускники нынешнего года и прошлых лет, поэтому Министерство образования и науки получило очень мощную аналитическую базу, чтобы оценить уровень общего среднего образования в нашей стране. Возможно, в следующем учебном году количество выносимых на тестирование предметов уменьшится и картина будет уже не такой полной.

— Сколько севастопольцев прошли тестирование в этом году?

— По предварительным данным, из зарегистрированных в Севастополе 3920 желающих пройти независимое внешнее оценивание тесты по украинскому языку и литературе писали 88%. Причем явились на тестирование 98% выпускников этого года, то есть практически все одиннадцатиклассники это тестирование прошли. Если говорить о результатах, то 70% выпускников наших школ написали математику на хорошо и отлично (всего тесты писали 2766 человек). Это лучший показатель в Украине. Тестирование показало, что 55% из 3405 тестируемых (практически каждый второй выпускник севастопольских школ) знают украинский язык и литературу на хорошо и отлично. Хорошие результаты наши ребята показали по физике, биологии, географии. По истории Украины, биологии, украинскому языку мы вошли в первую десятку регионов нашей страны. Только 3% тестируемых по математике, 7% по украинскому языку и 7% — по физике получили неудовлетворительные оценки (в Украине среднестатистический показатель — 10 %), то есть набрали количество баллов 123 и меньше и не могут подать документы на поступление в вуз в этом году.

— Тестирование выпускников школ непривычно для большинства из нас. Людей волнует вопрос: не превратятся ли наши дети из думающих в угадывающих? В тестах ведь главное — выбрать правильный ответ.

— Тесты должны быть такими, чтобы доля случайных правильных ответов была небольшая. По математике, например, чтобы в целом ответить на тесты, необходимо знать курс с 5-го по 11-й класс, угадать здесь правильный ответ практически невозможно. Но главное не в этом. Тестирование не только сделало своего рода революцию при поступлении в вузы, поставив абитуриентов в другие условия поступления, но и обнажило ряд проблем. Изначально предполагалось, что все тесты будут на украинском языке, что вызывало определенные трудности у выпускников русскоязычных школ с терминологией по физике, математике и другим предметам. Поэтому министерством было принято решение ближайшие два года предоставлять тесты на русском языке. Но эта практика уйдет в прошлое, и выпускникам придется проходить все тесты на украинском языке. Нашим ученикам не хватает практики в изучении предметов на государственном языке. Поэтому министерство принимает отраслевую программу по улучшению изучения украинского языка в школах с преподаванием на русском языке. Введены дополнительные часы по тем предметам, которые выносятся на тестирование: украинскому языку и литературе, математике, истории Украины, географии, биологии, физике… Но делаться это будет поэтапно. В этом году министерство обязывает дополнительно ввести два часа на изучение украинского языка и литературы в 10-м классе и один час по этому предмету — с 1-го по 4-й класс; факультативный курс по математике на украинском языке в 10-м классе и истории — в 5-м классе. И мы это делаем. На первом этапе по математике и истории Украины также вводится билингвальное (двуязычное) преподавание.

— Но для этого русскоязычные учителя-предметники должны в должной мере владеть украинским языком.

— Программа предполагает через 2-3 года перевод отдельных предметов на украинский язык преподавания. Естественно, особое внимание при этом уделяется подготовке специалистов: предусматриваются введение бесплатного бюджетного образования для учителей математики, физики, географии, биологии (чтобы они учили украинский язык), подготовка учителей истории (чтобы они могли преподавать предмет на украинском языке), курсы украинского языка, специальные методические разработки и так далее.

Мы надеемся, что уже следующее внешнее независимое оценивание будет проведено в более удобном формате — в том варианте, который учтет ошибки, недочеты, недоразумения и предложения этого года.

— Спасибо за беседу.

Елена ИВАНОВА.

Глас народа

ТЕСТИРОВАНИЕ: ПЕРВЫЙ БЛИН — НЕ КОМОМ?

Денис, выпускник школы N 37:

— Тестирование — это хорошо, так как не надо повторно сдавать вступительные экзамены в вуз. Тесты, которые я писал, были намного сложнее, чем на пробном тестировании. Но все равно я написал хорошо. 172 балла по украинскому языку и 175 баллов по правоведению (соответствуют 9 школьным баллам, то есть оценке "хорошо") являются проходными в выбранном мною вузе. Теперь я спокоен и надеюсь попасть на бюджетное обучение.

Раиса СОРОКА, мама выпускника:

— Сама система тестирования мне нравится, так как дает возможность детям поступать в любой вуз. А вот сами тесты надо бы тщательнее продумывать. Мы показывали тесты по правоведению практикующему специалисту, так она не смогла ответить на 13 вопросов, настолько сложными они были. Разве дети могут знать все правовые тонкости? Еще одна сложность заключается в том, что документы при поступлении необходимо сдавать лично. Получается, что если ребенок хочет подать документы сразу в три вуза, приходится совершать круиз по трем городам. Допустим, в летнее время выехать из Севастополя еще можно, а вернуться назад — проблематично. Почему бы не разрешить абитуриентам просто отсылать документы в приемные комиссии вузов почтой, как это делается за границей?

Валентина ПЕТРОВА, директор школы N 23:

— Украина в качестве перспективных направлений развития государства определила науку, образование, новые технологии. Необходимо отобрать самых талантливых детей, которые будут двигать науку вперед. Мы понимаем, что сегодня не все семьи, в которых растут талантливые дети, могут обеспечить их платное обучение в престижном вузе, а попасть на бюджетное обучение для многих просто нереально. По сути, тестирование — это тот светофор, который открывает талантливому ребенку возможность учиться дальше в любом престижном вузе страны, и это большой плюс. Еще один положительный момент тестирования заключается в том, что каждый ребенок сегодня может попробовать свои силы вне города, и для наших детей важно, как их оценят в масштабах Украины. Если полученная по тестированию оценка выше годовой, это приятно и учителю, и ребенку, является стимулом к продолжению образования, что важно для поднятия престижа образования в целом.

Если говорить о недостатках, то, например, в истории есть множество разных точек зрения на одно и то же историческое событие. Хотелось бы, чтобы авторы тестовых заданий более четко определяли критерии, по которым оценивается ответ. Нужна либо однозначность в определении проблемы, либо вариативность, когда может быть несколько правильных ответов на поставленный вопрос. Но тогда и учебная программа должна быть прописана четче, чтобы мы могли сориентироваться при подготовке детей.

Тестирование также показало, что особое внимание надо уделять учащимся 7-8-х классов, где закладываются основы исторического образования. Вообще такой экзамен нашим детям под силу. Нельзя стоять на месте, нужно двигаться вперед. Формы проверки качества знаний сегодня модернизируются, и это правильно. Время сегодня этого требует. По моему мнению, хорошо было бы проводить тестирование в конце года вместо государственной итоговой аттестации. Тогда независимое оценивание по всем предметам стало бы итогом учебного года для выпускника, и у ребенка появился бы высокий стимул учиться более качественно. Выпускник имел бы возможность написать тесты по всем четырем предметам в конце года и по итогам тестирования выбрать, куда ему поступать.

Другие статьи этого номера