Севастополю Андрей Клименко известен, в частности, своей фразой «оборонное сознание», сказанной им около полутора лет назад на конференции по развитию в городе туризма. Выступление ялтинского экономического эксперта на том форуме было одним из самых ярких и запоминающихся. А еще Андрей Васильевич стоял у истоков создания первой свободной экономической зоны «Сиваш», редактирует газету «Большая Ялта». Мы попросили Андрея Клименко поделиться впечатлениями о том, как, по его мнению, развивается город-герой, каким он видится из Ялты, поразмышлять о перспективах Севастополя:- Недавно мне прислали на экспертизу из городской государственной администрации проект "Стратегического плана развития Севастополя". Я позвонил коллегам и сказал, что был очень удивлен. Ведь в последнее время у меня сложилось ощущение, что в Севастополе уже перестали заниматься всем и все только втянуты в водоворот вокруг "НАТО — не НАТО", "флот — не флот"…
Так вот, что касается стратегического плана, то проект сделан грамотно, качественно, на достаточно современном уровне. То есть люди видят и "прописывают" весь алгоритм относительно развития портов или, скажем, туризма.
Наслышан о реконструкции Приморского бульвара в Севастополе. Безусловно, реконструкция — это очень правильно, потому что, скажем, рейтинг Ялты после реконструкции набережной очень сильно повысился.
А что касается экономических перспектив Севастополя, то, по-моему, по этому поводу сказано больше, чем нужно. Извините, вы имеете самый лучший незамерзающий порт в самом удобном месте Черного моря. Находиться в этой точке и не ставить перед собой амбициозную задачу "переплюнуть" порт Одессы или румынские порты, — я не знаю, кем надо быть! Это преимущество от Бога, данное Севастополю, и в этом смысле я бы говорил о том, что сегодня правдами-неправдами Севастополю нужна минимум двухпутевая железная дорога.
Очевидно, что сегодня надо развивать порт не в главной бухте, а в районе Камышовой и Казачьей. И здесь я вижу главную перспективу. Тем более что это совершенно нормально стыкуется с туристической функцией Севастополя. Задайтесь вопросом: почему Севастополь сегодня принимает меньше круизных лайнеров, чем Ялта? У нас здесь мелкая акватория, у нас стенка не может принимать корабль больше 200 метров… Да, Севастополь должен быть главным круизным портом на Черном море!
В последнее время я занимался несколькими работами, касающимися исторического смысла городов. В частности, мы сделали такую работу по Киеву, по Ялте. Так вот, есть некие исторические гены в каждом серьезном населенном пункте. И я думаю, что у Севастополя два основных таких гена: это то, что он был крупнейшим, средиземноморского уровня, торговым центром в лице Херсонеса — места стыковки степной торговли с морской. И второе, это, конечно, то, что связано с крещением Руси, колыбелью православия, тогдашней Киевской Русью.
Я думаю, что историческая и торговая функции Севастополя неизбежны. Ведь исторические коды городов заложены чем? Природой, местоположением, очертаниями материков и теми событиями, которые происходили на данной территории. Я снимаю шляпу перед военной историей Севастополя, но это всего-навсего 200 лет из более чем 2000-летней истории данной территории. Поэтому, на мой взгляд, неизбежно возрождение функции Севастополя как крупнейшего торгового центра Черного моря и как духовно-интеллектуального центра.
В Севастополе целая гроздь совершенно уникальных научных учреждений — Морской гидрофизический институт, Институт биологии южных морей… Поэтому, мне кажется, это место проведения международных конгрессов. Тем более, давайте посмотрим в будущее: не сегодня-завтра обострится проблема экологии Черного моря. Оно само по себе сложное со своим сероводородом, а когда неизбежно начнется освоение шельфа, то эта проблема выйдет на первый план. Поэтому Севастополь мог бы стать инициатором борьбы за экологию Черного моря.
Я просто убежден, что Севастополь должен стать центром не каких-то войн непонятно за что, а центром проведения симпозиумов, конференций и т.д.
Очень важным является то, что городу нужно учиться жить без флота. Роль флота как источника финансовых ресурсов для городского бюджета будет снижаться. И она будет снижаться по объективным причинам. Ведь сегодня очевидно, что флоты на Черном море не будут состоять из крупных кораблей, а скорее всего, из кораблей типа "корвет". А корабли этого класса не требуют такого количества людей, такой инфраструктуры, таких заводов, причальных стенок, такого количества боеприпасов, топлива. Это значит, что вся эта инфраструктура, осовремениваясь, будет сжиматься, становиться более технологичной и менее ресурсоемкой, менее человекоемкой.
То есть, я думаю, если мы успешно пройдем эти периоды политического обострения, то у Севастополя гораздо лучшее будущее, чем у Симферополя.
Еще пример. Помните, раньше было много шума вокруг горы Гасфорт? Но я хотел обратить внимание на то, что до Гасфорта протянута железнодорожная ветка. А оттуда сколько километров до Ласпи? То есть фактически поездом можно доехать до Южного берега Крыма! И если там построить вокзал, то я вас уверяю, что люди, которые будут ехать в Крым, на его Южный берег, поездом будут ехать практически до Ласпи, а затем — по ровной дороге в сторону Ялты. И я думаю, что одна из главнейших задач Севастополя — "перетянуть" этот человеческий, транспортный поток. Потому что это будет совершенно иное развитие, ведь все начинается с дороги.
Так что у Севастополя потенциал огромен, перспективы хорошие. Главное — суметь всем этим правильно распорядиться.