Севастопольский морской порт: жалкое настоящее или блестящее будущее?

По данным статистики, Украина имеет самое большое количество портов среди всех стран Черноморско-Азовского бассейна. Севастопольский порт выделяется тем, что он единственный в Украине не замерзает в зимний период, кроме того, его естественная глубина по фарватеру составляет 17 метров. При таких незаурядных возможностях город-герой не может похвастать лидерством в морских перевозках. Что мешает?

ПАДЧЕРИЦА УКРАИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В активе Украины 18 морских торговых, три рыбных порта и большое количество разных терминалов — самое большое количество морских портов среди всех стран Черноморско-Азовского бассейна.

Имеющиеся мощности морских торговых портов Украины, уступающие только Российской Федерации и Румынии, позволяют перерабатывать более 150 млн тонн грузов в год. К сожалению, в настоящее время в отрасли не используются даже имеющиеся возможности. По данным экспертов, рентабельность портов Украины в 2006 году оценивалась в 25-30% (для сравнения: еще во времена CCCР эта цифра составляла 55-60%).

Вопрос, что стало причиной подобного положения дел, сильно попахивает демагогией. Уж сколько раз говорено о том, что государство не уделяет должного внимания отрасли, что алчные чиновники разграбили все достояние страны, а процесс этот не прекращается. В настоящий момент вопрос "Что делать?" намного важнее вопроса "Кто виноват?".

Еще в 2006 году независимые эксперты отмечали дефицит инвестиционных ресурсов для развития отрасли. За два года ситуация мало изменилась.

До сих пор Украина не может выступать полноценным игроком на международном рынке морских перевозок. Причина кроется в том, что в мире для снижения стоимости перевозки грузов используются крупнотоннажные суда класса сape size, которые сегодня не может принять ни один отечественный порт. Суда этого класса заходят в соседние страны и повышают благосостояние их граждан. Из всех украинских портов, по оценкам экспертов, только порт Южный будет принимать крупнотоннажные суда, да и то после окончания глобальной реконструкции. Серьезной технологической проблемой является и то, что оборудование украинских портов устарело не только морально, но и физически — основные фонды изношены почти на 90%. Плачевное состояние отрасли объясняется многолетним невниманием государства к проблемам портового хозяйства.

НЕЗАСЛУЖЕННО ЗАБЫТЫЙ

Поддержку государства получают далеко не все нуждающиеся — безо всяких причин Севастопольский порт отсутствует в списке проектов государственной реконструкции.

Это единственный в Украине незамерзающий зимой порт с естественной глубиной по фарватеру около 17 метров. Казалось бы, учитывая природный потенциал, Севастополь должен рассчитывать на максимальную поддержку со стороны государства: кто, как не оно, должно быть больше всех заинтересовано в развитии города-порта?

В действительности же ситуация складывается совсем по-другому. В то время как Херсонский, Ильичевский и Бердянский морские торговые порты включены Минэкономики в число приоритетов государственной "Программы экономического и социального развития Украины на 2008 год", спрашивается: разве Севастополь обладает меньшими ресурсами для строительства портовых комплексов, чем Херсон или Бердянск?

Многие эксперты отрасли придерживаются совершенно противоположного мнения: Севастополь мог бы составить достойную конкуренцию крупнейшим торговым портам Черного моря — Новороссийскому торгово-морскому и Констанце. Что же для этого нужно, спросите вы. Ответ прост: необходимы достойные капиталовложения.

По различным оценкам, сумма, приемлемая для оснащения причалов и портовых мощностей Севастополя, составляет порядка 4,5 млрд долл. США.

СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ — ДЕЛО РУК САМИХ УТОПАЮЩИХ

До сих пор развитие портового хозяйства Севастополя не стало приоритетом государства, и городские власти должны уделить этому вопросу самое серьезное внимание. Необходимо способствовать приходу стратегических инвесторов, готовых вкладывать капитал в создание и реконструкцию мощностей морехозяйственного комплекса Севастополя, создать единый орган управления, использовать единые тарифы и правила в порту. Все это обеспечит соблюдение интересов государства и города во всех сферах портовой деятельности и координацию деятельности хозяйствующих субъектов всех форм собственности в порту с предоставлением им равных прав и возможностей.

В начале июня нынешнего года принята "Стратегия развития портов до 2015 года". Остается надеяться, что в ней будет уделено достойное внимание всем уникальным возможностям, которые предоставляет и географическое, и экономическое положение города-героя.

Но не надо думать, что севастопольцы сидят сложа руки, ожидая, что их облагодетельствуют. Активные шаги по развитию портового хозяйства уже предпринимаются. В конце 2007 года в Камышовой бухте заработала первая очередь автотерминала, который рассчитан на 200 тыс. единиц колесной техники в год — совместный проект холдинга "Югрефтрансфлот" и компании "Автотерминал Black Sea". А весной текущего года стивидорная компания "Авлита" заявила о своих планах вложить в строительство глубоководного порта более 650 млн грн, при этом потратив значительные средства на уникальные системы экологической защиты объекта. Когда проект будет реализован, порт сможет принимать крупнотоннажные суда дедвейтом до 140 тыс. тонн, которые сегодня вынуждены заходить в порты соседних стран.

"В последнее время заводы Севастополя начали понемногу приспосабливаться к новым условиям. Постепенно пошли заказы на "Севморзавод". Строятся новые объекты, например, на днях в городе начал работу крупнейший на юге Украины цех металлоконструкций. Конечно, это дает надежду на возрождение промышленного потенциала города, — отмечает директор Таврического регионального центра инновационного развития Владимир Арабаджи. — Основной потенциал Севастополя — в его глубоководных незамерзающих бухтах, в развитии высокотехнологичных экологически чистых мощностей портовых терминалов. И Севастополь должен использовать свой шанс и богом данные преимущества. Мы обязаны строить и развивать морской порт Севастополь!".

По мнению В. Арабаджи, городу необходима государственная программа развития Севастополя как коммерческого порта. "Не государственные бюджетные деньги, а государственная программа, создающая условия и предоставляющая приоритет частным инвесторам", — подчеркивает он.

БУДУЩЕЕ ГОРОДА — В ГАРМОНИЧНОМ РАЗВИТИИ

Идея создания программы не случайна — слишком многое необходимо предусмотреть в развитии уникального региона. Развитие портового хозяйства неизбежно повлечет за собой повышенные требования к транспортной инфраструктуре города. Во-первых, возникнет необходимость в расширении и реконструкции существующих магистралей, а возможно, и появления новых. Во-вторых, будут развиваться железнодорожное сообщение и пропускная способность порта. В-третьих, большие перспективы появятся у аэропорта "Бельбек". Кроме того, серьезной оптимизации потребует система энергообеспечения. Развитие промышленности неизбежно повлечет за собой потребность во внедрении современных экологических программ и проектов, так как отказываться от необходимости поддержки развития туристического вектора потенциала города никто не собирается.

Анатолий Череватый, депутат горсовета, вице-президент Ассоциации судостроителей Украины, заслуженный машиностроитель Украины, двадцать лет возглавлявший самое крупное предприятие — "Севастопольский Морской завод", убежден, что будущее города — разумное развитие всех доступных направлений. "Симбиоз способен сделать регион привлекательным в качестве инвестиционного объекта и, как основная цель, существенно поднять жизненный уровень не только жителей города, но и всех, кто ведет здесь коммерческую деятельность", — подчеркивает он.

Пока все изложенное здесь — перспективы, которые видят профессионалы, привыкшие задумываться о будущем и планировать его. Мировая практика давно показала, что достойный уровень жизни населению страны может гарантировать только развитие промышленности и высокотехнологичных отраслей. У Севастополя есть все возможности, чтобы обеспечить себе самые блестящие перспективы. Главное — не упустить их.

Другие статьи этого номера