Пока стоимость проезда в автобусе зависит не от комфорта, а от перевозчика

Позавчера по инициативе региональной организации Украинского союза промышленников и предпринимателей в Севастополе, отдела транспорта и связи горгосадминистрации и постоянной комиссии горсовета по вопросам городского хозяйства, транспорта и связи прошел «круглый стол» на тему «Актуальные аспекты решения проблем пассажирских автомобильных перевозок».

Почему инициировали? Да потому, что накопилось много проблем, которые самым экстренным образом необходимо решать. И эти "болевые точки" уже всерьез испытывают "запас сил" созданной несколько лет назад системы городских автотранспортных пассажироперевозок, о которой как о передовом опыте рассказывали СМИ всего СНГ.

Первая и самая кричащая проблема: в городе вдруг исчезли из транспортной сети порядка пяти социально значимых маршрутов, где регулируется тариф и производится льготная перевозка. В городе 120000 льготников, т.е. каждый третий севастополец имеет право пользоваться льготами на транспорте. И не держать этот вопрос в зоне пристального внимания — преступление. К примеру, неожиданно жители пос. Голландия узнали, что их лишили льгот на проезд. Исчез маршрут N 16. О том же самом также нежданно-негаданно узнали жители садово-огороднических кооперативов, расположенных вдоль Камышового шоссе. Испарились маршруты N 23 и 93. А совет ветеранов по территориальной организации N 14 был вынужден даже обратиться к председателю СГГА, т.к. из утвержденной горсоветом весной сети социально значимых маршрутов "выпал" N 16 — "Пл. Захарова — пос. Голландия".

Кто-то также решил, что можно не проводить конкурсы на социально значимые маршруты и спокойно ждать транспортного конца, когда АТП перестанут осуществлять льготную перевозку, т.к. их финансирование прекращено.

День ото дня становятся острее проблемы центрального городского кольца, которое заполонили все прибывающие и прибывающие микроавтобусы. Стали появляться новые маршруты (в 2007-2008 гг. аж 12 шт.), которые ускорили транспортный тромбоз в центре. Причем появляющиеся маршруты на 90% дублируют существующие, к примеру, N 120 и 16-А.

Между тем на части маршрутов, сравнительно давно полученных перевозчиками на конкурсах, и до настоящего времени перевозка организована из рук вон плохо (N 119 "Балаклава — Омега" и N 39 "10-й км Балаклавского шоссе — Омега"). Сплошным потоком идут жалобы из района ул. Жидилова на неудовлетворительное транспортное обслуживание на маршрутах N 26, 26-А, 112 и 112-А. Взывают о помощи и севастопольцы, проживающие в районе маршрута N 5. А ведь конкурсный комитет определял перевозчиков-победителей с одними и теми же машинами на нескольких маршрутах. Ухудшилась и водительская дисциплина. Сегодня хамство, грубость водителей стали чуть ли не обыденным явлением.

Зато бесконтрольно поползли вверх цены на "билеты", упрочились ночные тарифы. В этих условиях председателем СГГА С.В. Куницыным были приняты меры по кадровому укреплению отдела транспорта и связи. Определен и новый состав конкурсного комитета. Сменились его председатель, заместитель, секретарь и часть членов. Для более открытой и прозрачной процедуры проведения конкурсов в состав комитета введены представители ОГАИ, территориального управления Главгосинспекции на автотранспорте, ГНА, антимонопольного комитета. От общественных организаций — председатель горсовпрофа, председатель Севастопольского отделения Всеукраинской общественной организации защиты прав потребителей.

Каковы же первые шаги? СГГА сформировала заказ по видам и объему льготных перевозок, определила порядок возмещения убытков АТП за льготную перевозку. Заказ сформирован по придуманному в Севастополе пакетному методу (донорский принцип), когда в пакете убыточные и рентабельные скомплектованы вместе. Опробовано будет на конкурсном комитете утверждение инвестиционных проектов по замене транспортных средств, что позволит коллегиально определять сроки заключения договоров с перевозчиками на 3-5 лет.

В середине июля пройдет вскрытие "конвертов", поданных на очередной конкурс, и будут определены победители. Жители пос. Голландия, Камышового шоссе и другие могут быть спокойны. Их маршруты будут восстановлены. Отдел транспорта и связи планирует совместно с транспортным информационно-логистическим центром КП "НИИ экономики и развития города", ПК по вопросам функционирования городского хозяйства, транспорта и связи проанализировать маршрутную сеть и внести предложения по ее совершенствованию.

Лишние маршруты, которые дублируют существующие, будут исключены из сети. Центр должен быть расчищен от лишнего транспорта. Есть планы по борьбе с нелегалами, которые еще вольно чувствуют себя на наших дорогах, придумывая все новые и новые технологии по "оккупации" города. Горсовет планирует во втором полугодии на одном из сессионных заседаний заслушать начальника территориального управления Главгосинспекции на автотранспорте о принимаемых мерах по борьбе с нелегалами.

Сразу же после "круглого стола" в СГГА было проведено совещание, на котором новый председатель конкурсного комитета — зампред СГГА Д.П. Базив разъяснил перевозчикам условия конкурсов и условия перевозок на социально значимых маршрутах.

Севастопольцы ждут быстрых и скорых перемен на транспорте. Они это заслужили!

Сергей КОШКИН.

Кстати

Исполком Симферопольского горсовета разрешил автотранспортным предприятиям, занимающимся перевозкой пассажиров по городским маршрутам, повысить стоимость проезда в автобусах и маршрутных такси с 1,5 до 2 грн. У наших соседей новый тариф вступил в действие 5 июля.

Транспорт в фактах

В следующем году исполнится ровно 100 лет, как на полуострове появился первый регулярный автобусный маршрут. Он брал 12 пассажиров и курсировал между Симферополем и Карасубазаром (нынешним Белогорском). В наше время крымские автобусы междугородного сообщения перевозят более миллиона пассажиров в месяц. А летом путешествующих по Крыму становится больше ровно в два раза.

* * *

В Севастополе 198 троллейбусов из 207, имеющихся в наличии, отработали свой нормативный срок эксплуатации. Процент износа составляет 95,7% от общего инвентаря, сообщил УНИАН со ссылкой на пресс-службу Севастопольского горсовета. Удельный вес затрат на электроэнергию при перевозках составляет всего 14% (1 троллейбус расходует в сутки электроэнергии примерно на 100 грн).

Глас народа

НУ И КАК ВАМ НАШ ТРАНСПОРТ?

Василий Иванович КАРПОВ, пассажир-льготник:

— Сейчас мы вспоминаем те славные времена, когда весь общественный транспорт шел строго по расписанию, и если автобус на линии ломался, то в любое время суток и в любое время года ему на смену выезжала дежурная машина. Кстати, уже во многих городах Украины к этому возвращаются. Ликвидируются мелкие неуправляемые перевозчики и образуются крупные АТП с хорошей базой и с более современными и вместимыми автобусами. Например, в Киеве основную часть микроавтобусов заменили шикарные ЛАЗы, МАЗы и новые троллейбусы. Неужели не найдутся и у нас настоящие перевозчики, которые смогли бы сменить тех, для кого пассажиры стали объектом подлой спекуляции, и тех, которые не хотят выполнять требования "Правил дорожного движения"? Кстати говоря, можно представить, как всего лишь 50 нормальных автобусов или троллейбусов могут заменить несколько сотен "топиков". Да и для экологии нашего города тоже будет неплохо.

Андрей и Юрий, студенты:

— Мы хотели подработать на извозе. Поэтому изучали этот вид бизнеса. По нашим приблизительным подсчетам, выручка на маршруте в среднем за день составляет 800-1000 грн. Из них 400 грн идут на заправку машины топливом на следующую смену (получается, закупают по 60 л, чтобы проехать в день более 200 км. Расход же топлива — 20-25 л на 100 км), еще 300 грн отдают за лизинг машины или кредит плюс затраты на внеплановые и плановые ремонты, содержание базы маршрутного предприятия. Остается на зарплату 100-300 грн в день. Неплохо!

Василий МЕДЕРОВ, директор коммунального предприятия Симферопольского горсовета "СимТрансСервис": — 3 июля на пресс-конференции, посвященной повышению тарифов на проезд в маршрутных такси крымской столицы, сообщил, что качество услуг в маршрутках улучшить достаточно сложно, так как этот процесс напрямую зависит от водителей: "Отношение водителей — это действительно проблема, т.к. уровень воспитания разный, но это человек, и лишить его работы из-за того, что он не умеет общаться с людьми, — неправильно". По его словам, с такими водителями проводится воспитательная работа.

Другие статьи этого номера