Бесплатный проезд: мифы и реальность

Утренний штурм автобуса-«гармошки» феолентовского маршрута пенсионерами-льготниками — зрелище не для слабонервных. Все они имеют право ехать этим рейсом. Но не все могут этим правом воспользоваться. Иными словами, втиснуться в автобус, даже «гармошку». И водитель переживает, боится, что при такой нагрузке очередной рейс может для его транспортного средства стать последним.Парк автобусов в Севастополе стремительно растет и обновляется, взлетают и цены на проезд, но остаются нерешенными проблемы перевозки пассажиров на некоторых городских маршрутах. Парадокс! Покров таинственности над этой проблемой должно было снять журналистское расследование. Началось оно с первыми лучами солнца. В пять часов тридцать минут у остановки уже "гудело" человек пятьдесят. И с каждой минутой подходили все новые люди с нехитрым дачным инвентарем: ведрами или сумками. Большинство из маявшихся в ожидании утверждали, что готовы были бы платить по гривне или по полторы за проезд, да автобусов таких нет. Основная масса дачников возделывает землю уже лет по сорок. Эти пассажиры давно разменяли седьмой десяток лет. Им бы автобус попросторней. Пусть не с сидячими местами, но и не в давке. Мнений было много высказано. Звучали претензии к правительству, президенту, местным властям. Так в ожидании и общении прошел час. К остановке продолжал подтягиваться все новый люд.

Разгадка парадокса проста. "Гармошка" на Феолент в 6.30 перевозит льготников бесплатно. И даже те, кто грозился дождаться маршрутку и уехать за полторы гривны, тут же ринулись на штурм льготного транспорта. Оперативности пенсионеров могли бы и десантники позавидовать. Почти 200 человек утрамбовались в салон автобуса за считанные минуты. Автобус перекосило, и он медленно пополз в гору. А на промежуточных остановках добавлялись новые "десантники"-льготники.

Председатель правления ЗАО "АТП-14330" Ольга Сабельникова знает о проблеме маршрута. Льготники борются за свое право ехать на дачу бесплатно. Пытались добавлять машины, не перевозящие льготников. Но они спросом не пользуются. В льготной машине на 6.30 едва ли десять человек оплачивают проезд. Кондуктор только успевает пенсионные книжки просматривать, а денег собрать не удается. Декларированное право на бесплатный проезд не подкреплено бюджетным финансированием.

Выход есть. Нужно добавить финансирование на перевозку льготной категории пассажиров. Есть автобусы, есть водители, есть потребность в перевозке. Нет бюджетного финансирования на закупку топлива и эксплуатацию автобусов большой вместимости. А это значит, что пенсионеры не могут де-факто реализовать обещанное государством де-юре право на бесплатный проезд.

Кстати, через 15 минут после ухода "гармошки" от площади 50-летия СССР отошел полупустой рейсовый автобус "Богдан". Следом еще один. Тоже полупустой. Но без льгот. Вот и вся разгадка парадокса рассветной "гармошки".

Другие статьи этого номера