Татьяна БЕССОНОВА: «Сегодня две трети современных школьников своим основным увлечением называют компьютерные игры»

Возникновение у детей компьютерной зависимости может пагубно сказаться на их здоровье. О том, как противостоять этому пагубному пристрастию, рассказывает доцент кафедры прикладной психологии, кандидат психологических наук СГГУ Т.И. Бессонова.

— Сегодня повсеместно происходит компьютеризация семейной и общественной среды, компьютерные технологии проникают и в нашу взрослую, и в детскую жизнь в виде компьютерных игр, становятся обычными атрибутами бытия, — говорит Татьяна Ивановна. — Если в середине 90-х годов в качестве любимых игр дети и подростки называли слушание музыки и просмотр телепередач, то в последнее время увлечение компьютером вытеснило их. Сегодня две трети современных школьников на вопрос анкеты о своих увлечениях и интересах основными называют компьютерные игры наравне с занятиями спортом, танцами, общением с друзьями. Причем все подростки в возрасте 11-15 лет уже пробовали играть на компьютере.

— Этому вряд ли стоит удивляться, ведь компьютер сегодня считается благом цивилизации.

— К сожалению, как утверждает статистика, занятые родители чаще всего приобретают своим детям компьютеры, чтобы компенсировать семейную болезнь неполноценного общения. А положительные последствия длительного пребывания ребенка за компьютером менее ощутимы для его социально-психологического здоровья, чем встречающийся негатив в виде явления компьютерной зависимости.

— Как можно распознать компьютерную зависимость?

— Термин "компьютерная зависимость" возник в 1990 году. Основное его содержание в том, что компьютер начинает руководить человеком. Со временем для зависимого подростка, чаще всего мальчика, становится важным не результат игры, а процесс, в котором теряется контроль над временем.

Подростковый возраст — самый уязвимый для этого вида зависимостей, так как в большой клубок кризисных проблем легко вплетается болезненное увлечение с потерей себя как самостоятельной личности. В этом возрасте активно проходит процесс формирования ценностей, расширения социальных контактов, а зависимый ребёнок ограничивает себя и свой круг общением с компьютером.

И здесь должно действовать основное правило: если ребенок будет получать в реальной жизни то, что ему может дать виртуальный мир, тогда он будет защищен от компьютерной и других видов зависимостей.

— И что делать, если, как говорится, все признаки компьютерной зависимости налицо?

— Если компьютерная зависимость уже наступила, прежде всего начинайте спокойно, без паники решать проблему. Составьте план действий. Постепенно ограничивайте время игры на компьютере. Если вы добьётесь сокращения времени компьютерных игр хотя бы на два часа в день, то это начало победы. Предложите ребенку другие способы активного проведения свободного времени с большой физической нагрузкой. Наблюдайте за ребёнком во время его общения с друзьями, не оставляйте без внимания телефонные разговоры, диски с игрушками, которые он приносит от знакомых. Обращайте внимание на игры, в которые играет ваш ребёнок, некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражения, агрессии, специфических страхов. Не разрешайте ребёнку развлекаться в ночном компьютерном клубе, научите его критически относиться к компьютерным играм, обсуждайте с ним все его проблемы.

Если родители сами не справляются с ситуацией, то за помощью можно обратиться в специализированные социально-психолого-медицинские центры, центры реабилитации детей и подростков, больных игроманией, независимые медико-психолого-педагогические консультации города. Нельзя оставлять детей один на один с этой проблемой. В противном случае у таких ребят развивается инфантилизм в решении жизненных вопросов, наблюдаются отсутствие жизненного опыта, трудности в социальной адаптации, бедность эмоциональной сферы, соматические нарушения (снижение остроты зрения, повышение утомляемости, нарушение походки и т.д.), сужение круга интересов, стремление создать личный мир, побег от реальности. Вместо того чтобы учиться преодолевать трудности, ребёнок растворяется в компьютерной игре и очень быстро может попасть в сети социальной запущенности, граничащей с нарушением моральных и правовых норм. Так, если ребенок играет дома, то часто дело доходит до конфликта с родителями и постоянного обмана, а если в клубе — то "до последней копейки" с последующими за этим обманом и кражей с целью добычи денег.

— Спасибо за беседу.

Подготовила Елена ИВАНОВА.

_____________________

К первым признакам компьютерной зависимости ребёнка можно отнести следующие:

— Пропуски школьных занятий из-за компьютерных игр дома или посещения компьютерного клуба.

— Работа на компьютере в ночное время.

— Приём еды во время игры на компьютере.

— Ассоциирование себя с героями компьютерных игр.

— Отсутствие других интересов, кроме компьютерных игр.

— Вытеснение общения с друзьями из жизни.

— Общее время, проведённое за компьютерными играми, превышает время выполнения домашних заданий, игр на свежем воздухе, общения с родителями и сверстниками.

— Ребёнок не знает, чем себя занять, когда компьютер сломался.

— Конфликты с родителями и шантаж в ответ на запреты проводить время за компьютером.

_____________________

КСТАТИ:

Против раннего увлечения компьютером выступают и врачи. Так, в интервью (см. газету "Факты" N 74 за 19 апреля) ведущий научный сотрудник Института гигиены и медицинской экологии имени А.Н. Марзеева Академии медицинских наук Украины, кандидат медицинских наук Алина Платонова подтвердила, что от игры на компьютере детям пользы мало. Дело в том, что левое полушарие мозга, отвечающее за абстрактное мышление, логику, слух, образную память, развивается с семи до десяти лет. Поэтому когда маленький ребенок погружается в нереальный мир компьютерных "стрелялок", развитие этого полушария замедляется. Кроме того, если малыш видит, что после игры убитые герои поднимаются и начинается новая жизнь, ему будет сложно, к примеру, понять страдания больной бабушки или раненого животного. Кроме того, осанка и зрение формируются у ребенка до 13-15 лет — именно этот возраст считается оптимальным для допуска к компьютеру. А если у ребенка в результате родовой травмы есть судорожная готовность, то компьютер ему противопоказан. Потому что мелькание, вспышки ярких цветов и монотонные звуки могут спровоцировать судороги и даже эпилепсию. Детям можно работать за компьютером примерно 30 минут в день, выполняя, например, задание по информатике. А играть можно не дольше часа. К слову, в международном мире игр существуют оценки игр: с 3 лет — EARY CHILD, с 6 лет — EVERYONE, с 13 лет — TEEN, с 17 лет — MATURE, старше 18 лет — АО. Отсутствие в Украине маркировки и закона о принятии игровой классификации приводит к хаосу и вседозволенности.

Другие статьи этого номера