Шедевры в заточении

Севастопольскому Художественному музею им. М.П. Крошицкого в прошлом году исполнилось 80 лет. Первоначально его коллекция, составленная из произведений искусства южнобережных дворцов и картин, привезенных из Государственного музейного фонда Москвы, насчитывала всего около 1000 экспонатов.Наверное, многим севастопольцам известна удивительная по своей самоотверженности история М.П. Крошицкого, директора музея в 1939-1958 гг. В 1941 году Крошицкий ценой неимоверных усилий вывез коллекцию на Кавказ, а затем в Томск, проделав путь в 2 тысячи километров. И всякий раз он отклонял предложения оставить часть коллекции в качестве платы за временный приют. В 1956 году ценное собрание благополучно было возвращено в Севастополь, а спустя два года разместилось в здании по адресу: проспект Нахимова, 9. За годы своего существования собрание музея умножилось, что создало ему славу одного из лучших в Украине. К слову, когда искусствоведы Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств в Москве готовили каталоги лучших произведений западноевропейского и русского искусства, то немало страниц в этих изданиях занимали репродукции картин из Севастопольского музея. Но, помимо приобретений и славы, к сожалению, накопились и проблемы, которые нужно решать безотлагательно. И наша редакция решила обратить внимание общественности на очень давнюю важную тему, касающуюся воспитания и духовного развития прежде всего наших соотечественников, а также многочисленных гостей Севастополя. С интересующими нас вопросами мы обратились к главному хранителю музея Г.В. Лесич, которая занимает эту должность 36 лет.

— Галина Владимировна, сколько сейчас экспонатов в коллекции Художественного музея?

— На сегодняшний день у нас уже более 9 тыс. экспонатов. Коллекция музея сильно выросла за последние двадцать лет: пополнилась творческим наследием Э.А. Штейнберга, Д.С. Бисти, Г.А. Арефьева, произведениями живописи, графики, декоративно-прикладного искусства художников разных поколений и разных художественных школ.

— Внушительное собрание! Сколько произведений искусства постоянно экспонируется и какая часть доступна посетителям в периоды временных выставок?

— Наши 6 экспозиционных залов имеют площадь всего около 450 кв. м. В них мы можем разместить меньше 1/30 музейной коллекции. В частности, на выставке, посвященной 525-летию Рафаэля, экспонируется 28 работ, большая часть которых обычно хранится в фондах. Два зала на первом этаже мы используем под временные выставки. В течение года нам удается показывать там еще 700-800 экспонатов. Мы также проводим выставки произведений искусства из частных коллекций и музеев других городов. Множество экспонатов, заслуживающих внимания и достойных быть известными широкой публике, увы, не выставляются никогда по причине отсутствия места.

— Какие картины, по вашему мнению, должны экспонироваться постоянно?

— У нас прекрасные работы художников XX века: М.А. Волошина, К.С. Петрова-Водкина, И.Э. Грабаря, а также художников советского периода, живших в Севастополе и живущих сейчас: М.Ф. Чухланцева, М.А. Афанасьева, Г.Я. Брусенцова, Г.А. Арефьева, А.И. Сухоруких, З.И. Филиппова и других. Мы вполне могли бы создать целый зал "Севастополь в изобразительном искусстве". Кстати, для украинского искусства, представленного в нашей коллекции полотнами Т.Н. Яблонской, Н.П. Глущенко, С.И. Шишко, также места нет, что противоречит политике государства. В общем, целый пласт отечественной культуры "выпадает". И художественный вкус уже не одного поколения формируется на аллее Приморского бульвара.

— Скажите, пожалуйста, как давно музей столкнулся с проблемой нехватки площадей?

— Это стало заметно с момента расположения музея в здании на проспекте Нахимова. Дело в том, что, вопреки международным нормам и существующему закону, запрещающим музеям соседствовать с другими учреждениями, мы были размещены в одном здании с детской музыкальной школой N 1 и лабораторией "Севастопольстроя". Правда, второй сосед в начале 80-х переехал, оставив нам часть подвала под фонды. Сейчас там размещено около 3 тыс. произведений искусства.

— Какие проблемы влечет за собой это противозаконное соседство?

— На этажах, занятых музыкальной школой, неоднократно ломалась система канализации и отопления, намокали стены и потолки, в результате чего вода лилась на картины, которым нет цены. Так, в 90-е годы после очередного потопа пришлось реставрировать "Мадонну с щегленком" (копия с картины Рафаэля, выполненная его учеником Микеле Тозини) и полотно Я. Бассано "Завтрак пастухов". Обе картины XVI века. А в фонде N 1 у нас однажды "плавали" произведения графики и живописи, выполненные на бумаге и картоне. Их удалось спасти только благодаря бдительности музейных работников, вовремя услышавших, как из трубы под давлением вырывается горячая вода.

— Такое отношение к музею со стороны городских властей, мягко говоря, — халатность! Тем не менее, от души желаем музею процветания и скорейшего разрешения проблемы.

— Хотелось бы добавить: не верится, что за столько лет нельзя было найти выход из создавшейся ситуации! И для детского учреждения вполне можно найти более удобное и подходящее место. Ведь была попытка двадцать лет назад построить новое здание для музыкальной школы с концертным и выставочным залами на ул. Очаковцев и даже провели какие-то подготовительные работы, но… Сейчас на месте, где должна была быть музыкальная школа, высится "Консоль-Плаза". Так ли уж важны эти новомодные торговые центры, которые у нас теперь на каждом шагу?

А тут ведь речь о престиже и славе родного города идет. О том, что далеко не каждый город нашей страны (да и соседних государств) может похвалиться столь ценными произведениями искусства, хранящимися в Художественном музее. А у нас они лежат в подвалах, не радуя, не впечатляя, оставляя авторов на их же родине неизвестными и забытыми. Знаете, неприятно слышать заверения в любви к музею и городу, обещания помочь в решении наболевших для музея проблем, периодически звучащие на открытиях выставок, юбилеях. Как-то лицемерно это все.

Другие статьи этого номера