Краски, свет и образы

Одна из улиц в микрорайоне Стрелецкой бухты названа именем великого Ильи Репина. Не где-нибудь, а именно на ней нашлось место под строительство административного здания и мастерских членов Севастопольского отделения Национального союза художников Украины. Многие горожане, попавшие сюда по своим житейским нуждам, удивляются: «Надо же!» Они приходят в восторг, узнав еще, что вдобавок здесь функционирует выставочный зал. Недавно в нем после некоторого перерыва в очередной раз открыта выставка работ местных живописцев, скульпторов, графиков.- Пауза в организации показа творений наших мастеров была вызвана затянувшимся на несколько месяцев ремонтом нашего выставочного зала, — говорит заместитель председателя отделения творческого союза Владимир Болотный.

За порогом стоял "солнечный день с переменной облачностью", но в зале царил свет, что впору было искать включенные светильники с матовыми стеклами. Да, светильники есть, новые, специальные, но они были выключены. В них не было необходимости. Мягкий дневной свет лился из верхнего окна во всю крышу. Там, под потолком, рифленые плотно тонированные стекла заменены на листы прозрачного оконного стекла. Свет также исходил от свежей побелки и покраски потолков и стен. Наконец, словно лучились красочные, яркие полотна.

Польщенный нашим вниманием к произошедшим в выставочном зале переменам Владимир Ильич указал еще на смонтированную систему специальной подвески. Мгновение, минимум усилий — и картина на стене.

В местной организации творческого союза В.И. Болотный возглавляет выставочный комитет. Долго и напряженно потрудились Владимир Ильич и его товарищи над отбором художественных работ для вернисажа.

— В течение лет и лет в мастерской каждого художника накопилось столько картин, достойных для показа людям, что их хватило бы для размещения в двух-трех таких залах, — сказал Владимир Болотный. — Но выставка не персональная, а совместная. Перед нами стояла задача из пяти-десяти представленных тем или иным мастером работ выделить одну. Так и сложилась выставка из свыше четырех десятков экспонатов более чем 30 авторов.

Принцип: один автор — одна картина. Но есть и исключения. Так, на выставке можно увидеть две работы И.Шипилина. Для него сделано это исключение отнюдь не потому, что с недавних пор Игорь Николаевич возглавляет Севастопольское отделение Национального союза художников Украины. Как можно было устоять перед коньком И.Шипилина в передаче света. На одном холсте морской пейзаж. Вечер окрасил и горы, и воду в темные, серые тона. Только на скалистой вершине задержался ослепительный алый луч заходящего солнца. Гореть этому лучу мгновение — одну-две минуты. И это мгновение остановил для зрителя художник. Картина так и называется — "Последний луч". Поразительная цветовая гамма еще на одном полотне И.Шипилина. На нем запечатлен романтический вид Аполлоновки — микрорайона, где некогда Игорь Николаевич жил.

В Аполлоновке прошло детство и Владимира Болотного.

— До сих пор перед глазами лодченки у шаткого причала, — признается он, — бухты крепчайших канатов, ощущение крепкого запаха моря. Мать очень переживала, чтобы я лишний раз не залез на акведук. Сегодня от строений того времени мало что осталось. На месте домика, в котором мы жили, поднялся особняк в несколько этажей.

Но Владимир Ильич в своем творении ностальгически вернулся к Аполлоновке своего детства. Если в изобразительном искусстве есть мемуары, то вид старой Аполлоновки кисти Владимира Болотного — из этого жанра.

К холстам-воспоминаниям можно отнести работы и других авторов. Один из старейших севастопольских живописцев П.М.Коломойцев — участник Великой Отечественной войны. Через много лет после ее победоносного завершения ветерану вспомнились подснежники рядом с предметами фронтового обихода. Получилось очень трогательно.

Коль в оценках экспонатов вернисажа мы обратились за сравнениями к жанрам литературного творчества, то пойдем по этому пути дальше. Как иначе назвать, если не историческим эпосом, сюжетное полотно кисти А.Шорохова "Начало строительства Севастополя". На нем видим запоминающиеся персонажи из истории города: офицеры, моряки, плотники…

К путевым заметкам можно отнести полотна с видами Тарханкута Н.Карпова и Гурзуфа В.Ольхова. В традиции севастопольских мастеров кисти участвовать в пленэрах. Как правило, из ближних и дальних поездок наши земляки возвращаются с новыми работами и массой впечатлений. Всегда тянет поделиться ими с коллегами и зрителями.

В газетном деле и авторам, и читателям импонирует очерк. Он вспомнился у выполненного в бронзе недавно ушедшим от нас Станиславом Чижом портрета своего друга художника Арефьева. Сколько любви, юмора, задора излучает это в чем-то гротескное произведение! Самое видное место в зале отведено еще одному произведению Станислава Александровича — это "Сон": мать и ребенок.

Давненько мы не наблюдали попыток отражения производственной темы. Сегодня их три: В.Куща ("Сейнер у причала"), Б.Сепханова ("Вахта"), И.Ленчика ("Порт").

Художественными средствами и образами опытнейший и мудрейший З.Филиппов откликнулся на сложную политическую проблему. На холсте всеми красками полыхают камешки. Из таких голышей состоит любимый многими Яшмовый пляж. А на камешки брошены сделанные детскими руками кораблики из синей и желтой бумаги — два и три кораблика — белый, синий и красный. Цвета национальных флагов Украины и России. Кораблики словно соединяет цепочка с крестиком. Картина называется просто и понятно — "Два флота". Образно и символично. Ни дать ни взять — публицистика.

А закончу свои заметки темой, которой их начинал. Восхищение Севастополем, морем, Крымом, кроме И.Шипилина, засвидетельствовали своими великолепными картинами В.Адеев, А.Ярышкин, И.Кузьменко, А.Шадрин, В.Коваленко, В.Кучеренко, В.Шарыга и другие участники вернисажа.

В настоящее время правление, выставком Севастопольского отделения Национального союза художников Украины намерены разработать и утвердить график персональных и совместных выставок. Нам еще не один раз представится повод побывать в этом обновленном, по-домашнему уютном выставочном зале.

Другие статьи этого номера