Татьяна БЕССОНОВА: «Родители должны знать, чем в свободное время занимаются их дети»

Специалисты считают, что чем раньше выявляются и решаются проблемы подростков, тем легче предотвращаются нежелательные последствия их асоциального поведения. Материалы, полученные в ходе работы общественной родительской приёмной, обобщает доцент кафедры прикладной психологии СГГУ, кандидат психологических наук Т.И. Бессонова. — Татьяна Ивановна, насколько мне известно, общественная родительская приемная ставила перед собой цель выявить основные проблемы, с которыми сталкиваются современные школьники и их родители. С каким вопросом чаще всего к вам обращались севастопольцы?

— Лидировал вопрос "Как оградить ребенка от того или иного пагубного влияния?" Как правило, в возрасте 12-15 лет ребёнок переключает свои интересы с частного и конкретного в семье на общее и неопределенное извне. Сегодня семья должна попытаться удержать хотя бы 20% внимания своих детей, так как 30% уже забирают средства массовой информации, 20% — школа, 30% — уличное неформальное общение в референтных группах. Взросление наших детей — критический, драматический, конфликтный период. И родители должны задать себе вопрос: я друг или враг своему ребёнку?

В подростковом возрасте (11-14 лет) предоставленные самим себе дети могут столкнуться с такими негативными вещами, как пьянство, алкоголизм, курение, токсикомания, изнасилование, растление, одиночество, физические травмы и дефекты, травля со стороны сверстников, вовлечение в антисоциальные и преступные группы, телемания, компьютерная зависимость. В ранней юности (15-17 лет) пагубное влияние на детей нередко оказывают асоциальность, нищета семьи, потеря родителей, и как следствие — опять же пьянство, наркомания, проституция, ранняя беременность, вовлечение в преступные и тоталитарные группы, изнасилование, физические травмы и дефекты, потеря жизненной перспективы, непонимание окружающими, одиночество, травля со стороны сверстников, романтические неудачи, суицидальные устремления…

Если судить по обращениям родителей в общественную приемную, сегодня для севастопольских школьников типичными являются такие проблемы, как курение, сквернословие, компьютерная зависимость, агрессия в межличностных отношениях, подростковое одиночество, ранний бытовой алкоголизм, сексуальные девиации, телемания, низкая телефонная культура, и то, что подростки инфицируются ВИЧ.

— И что можно посоветовать родителям, столкнувшимся с подобными проблемами?

— Если говорить о курении, то для решения этой проблемы уже есть административно-правовая норма: приказ МОН Украины от 08.11.2004 года "О запрещении курения в учреждениях образования", указ Президента Украины от 20.09.2005 года, закон Украины "О запрещении курения в общественных местах", приказы в школах. В воспитательных целях необходимо больше уделять внимания работе с группами риска по прогнозированию и определению последствий табачной зависимости. При этом право общения с подростком есть только у человека, который не курит. Курящего учителя или родителя вполне может заменить авторитетный сверстник или старшеклассник. Информационная база (книги, Интернет) достаточная, чтобы в обязательном порядке прочитать просветительский минимум заядлым курильщикам школы и сдать зачёт школьной комиссии по здоровому образу жизни. В противном случае это должна быть учётная категория не только медицинских работников школы, но и административной комиссии, как нарушителей законов Украины. Полезно давать злостным курильщикам задания подготовить сообщения и исследования по указанной проблеме. В семье эту проблему необходимо обговорить спокойно и тактично. Вместе с практическим психологом и социальным педагогом желательно разработать индивидуальную программу для каждого ребёнка с учётом разных видов клинико-психологической помощи.

Если говорить о сквернословии, то неприличные слова рано или поздно появляются в лексиконе каждого ребёнка. Это связано с влиянием социальной среды, засорением речи взрослых ненормативной лексикой, употреблением сленга и блатных выражений в телепередачах, средствах массовой коммуникации. Дети используют бранные слова, чтобы передать окружающим огромный заряд всевозможных эмоций, доказать свою независимость, взрослость, обратить на себя внимание или же в качестве орудия мести (чтобы позлить, подразнить взрослых), средства выражения злости, обиды, раздражения. При этом бесполезно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать им их произносить. Следует объяснить подростку, что, используя эти слова, он обижает всех вокруг. Если ребёнок спрашивает о значении того или иного бранного слова, не уходите от ответа. Родителям не надо пугаться и застывать в шоке. Надо сказать: "Мне не нравятся эти слова, но я знаю об их существовании и значении". Не придумывайте культурные объяснения для ругательств. Объясните, что такие слова говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить человека.

Если ребёнок поймал вас на плохом слове, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо.

Если ребёнок достиг подросткового возраста, лучше объяснить ему, что для определённых слов есть своё место и время. Необходимо говорить с детьми по душам, выяснять причину сквернословия, помочь высказать то, что накопилось, последовательно давать отрицательную оценку людям, фильмам, передачам, которые допускают засорение речи.

К сожалению, в нашем обществе нет нравственной цензуры. Отсюда идут многие проблемы. В вечернее время Севастополь представляет собой "венецианский карнавал" современных неформальных подростково-молодёжных объединений. Все они чаще всего носители асоциального поведения! Нам, взрослым, нельзя занимать позицию отвержения, надо принять их доводы, понять, компетентно помочь. Это большая работа для осознания каждым из нас сложности и хрупкости мира наших детей. Мы отказываемся порой их понимать в период проявления разнообразных форм индивидуальной дезадаптации. Но оставлять детей наедине с проблемами — значит открывать дорогу антисоциальному поведению.

Среди объединений асоциальной направленности встречаются территориальные группировки, среди которых могут быть как дворовые компании, так и делинквентные группировки (банды, шайки). Хулиганы-фанаты также доставляют беспокойство обществу, так как доведённая до крайней степени приверженность может быть опасна для окружающих. В современном обществе подростково-молодёжные группировки и сообщества являются одним из наиболее серьёзных факторов распространения нетерпимости, расизма и экстремизма. Это выражается в субкультуре скинхедов. Наркоманические группы связаны добычей наркотиков. Их можно увидеть в количестве двух-трёх молодых людей. Они обращаются друг к другу на своём жаргоне: "шустрила", "гонец", "кролик".

Среди объединений подростково-молодёжной субкультуры с элементами асоциального поведения мы называем хиппи, субкультуру музыки рэп, граффити, панков, субкультуру хип-хоп, растаманов, байкеров, рейверов, готов. В их среде активно потребляются алкоголь, наркотики, отмечаются некоторые агрессивные поведенческие проявления.

Чтобы дети не попадали в такую среду, в целом необходима система конструктивной досуговой профилактики и социального контроля взрослых, которая ориентируется не на последствия асоциального поведения, а на причины. Родители должны знать, чем в свободное время занимаются их дети. В этой работе роль старших членов семьи первостепенна.

Другие статьи этого номера