В рамках операции «Курорт-2008»

В летний период активизируется деятельность субъектов хозяйствования, работающих в курортных сферах деятельности. С одной стороны, приезд значительного количества гостей в наш город вносит в жизнь местных жителей немало хлопот. С другой — это доход города, и главная задача налоговой инспекции на этот период, чтобы все налоги от доходов, полученных субъектами предпринимательской деятельности в нашем регионе, поступили в городской и государственный бюджеты. Каждый год в период курортного сезона налоговая инспекция в Ленинском районе осуществляет комплекс мероприятий, направленных на повышение поступлений в бюджет. Одним из основных направлений является контрольно-проверочная работа.В ходе проведения проверок особое внимание уделяется вопросам соблюдения налогового законодательства по следующим направлениям: отражение реальной выручки предприятиями торговли и общественного питания, легализация наемного труда, легализация деятельности мини-гостиниц, физических лиц, сдающих квартиры внаем, физических лиц, оказывающих услуги по перевозке пассажиров, осуществляющих строительные работы, и другие отрасли, которые "расцветают" в летний период.

Очевидно, что работы в летнее время у предприятий торговли и общественного питания прибавилось. Однако работники государственной налоговой службы из года в год сталкиваются с одной и той же проблемой. Увеличение выручки у многих предприятий не приводит к увеличению выплат в бюджет. Один из основных способов уклонения от налогообложения у таких предприятий — это непроведение расчетных операций через кассовый аппарат. Точнее, каждый раз, когда продавец или официант получает деньги, он должен пробивать кассовый чек, который вручается потребителю. Нарушение данного порядка влечет за собой штрафные санкции в пятикратном размере неоприходованной суммы выручки. Но даже угроза больших финансовых санкций не останавливает недобросовестных предпринимателей. Так, из 69 проверок, проведенных с мая налоговой инспекцией Ленинского района в сфере торговли и общественного питания, нарушения установлены в 66 случаях. Всего в результате проверок доначислена в бюджет 821 тысяча гривен. Таким образом, в среднем каждый предприниматель оштрафован на 12,4 тысячи гривен.

Регулярно осуществляются проверки субъектов предпринимательской деятельности и по вопросу использования труда наемных лиц без соответствующего документального оформления. Только за последний месяц выявлено 40 неоформленных наемных лиц. Дополнительно поступило в бюджет 25 тысяч гривен. Так, по результатам обследования одного строительного объекта на территории Гагаринского района предприятие-застройщик, состоящее на налоговом учете в Ленинской налоговой инспекции, привлечено к оформлению трудовых отношений с 8 наемными работниками с ежемесячным отчислением налога порядка 1,2 тыс.грн. По результатам обследования доначислена и уплачена в бюджет сумма в размере 5 тыс. грн.

В Ленинском районе проведено 6 рейдов по выявлению частных мини-пансионатов, гостиниц, домовладений, которые оказывают услуги по размещению отдыхающих, на предмет исполнения ими требований налогового законодательства. Так, при проверке мини-гостиницы в микрорайоне б. Казачьей сотрудниками Ленинской налоговой инспекции и налоговой милиции установлена реализация алкогольных напитков без лицензии. В результате доначислено 1,7 тыс. грн и изъят незаконно реализуемый алкоголь. Привлечено к налогообложению 14 граждан. Сумма поступившего налога составила 5 тыс. грн.

Кроме того, в рамках отработки указанного направления сотрудниками налоговой инспекции Ленинского района еженедельно проводятся рейдовые проверки железнодорожного и автовокзалов. Только по результатам последней такой проверки к налогообложению принудительно привлечены четыре гражданина, сдающие жилье внаем.

Следующая зона пристального внимания, носящая в нашем городе стихийный характер, — это услуги такси. Каждый второй водитель такси осуществляет деятельность нелегально. Это не только приводит к непоступлению налогов в бюджет, но и подвергает опасности пассажиров. В рамках функциональных обязанностей налоговой службы Украины сотрудниками налоговых инспекций и налоговой милиции совместно с ГАИ и госинспекцией по автомобильному транспорту проводятся меро-приятия по легализации водителей. Обратите внимание на неадекватность риска между штрафными санкциями и легальной работой: за курортный сезон 2008 г. сотрудниками УНМ изъято 19 автомашин за отсутствие регистрации в качестве субъектов предпринимательской деятельности и соответствующих лицензий (материалы направлены для рассмотрения в суд), и в то же время при добровольной уплате единого налога для частного предпринимателя ставка налога составляет всего 200 гривен в месяц.

Хотим обратить внимание предпринимателей, осуществляющих деятельность в курортный сезон, что любой проверке всегда предшествуют анализ налоговой отчетности и сопоставление с деятельностью аналогичных предпринимателей. В качестве примера приведем бар "Рим". При абсолютно равных условиях работы с другими барами в центре города его владелец отражает выручку и, соответственно, уплачивает налоги в бюджет в 2,5-4 раза больше, чем менее добропорядочные владельцы баров.

Таким образом, мы подразделяем налогоплательщиков на следующие подгруппы налогового контроля:

— добросовестные налогоплательщики, которые дорожат партнерскими отношениями и обеспечивают адекватные поступления в бюджет. Контрольно-проверочная работа с такими плательщиками со стороны налоговых органов сводится к минимальной;

— категория предпринимателей, которые считают возможным занижение реальных сумм доходов. Данная категория является объектом внимания со стороны налоговых органов и, как правило, проведения одной проверки достаточно для перехода предпринимателя в разряд добросовестных;

— и третья категория — это категория "пристального" внимания со стороны налоговой инспекции, так как суммы отражаемых доходов значительно ниже фактически получаемых. Механизмом воздействия в данном случае выступают многоразовые проверки и система мониторинга расчетных операций, или так называемые хронометражи выручки — когда на торговом объекте или объекте услуг общественного питания во время рабочего дня постоянно осуществляют контроль налоговые инспекторы и следят за тем, чтобы вся реализуемая продукция была проведена через кассовый аппарат. Результаты таких хронометражей показывают, что у таких недобропорядочных предпринимателей реальный объем выручки в десятки раз превышает отражаемый в отчетности.

Соответственно, субъектам хозяйствования следует задуматься о том, что уклоняться от уплаты налогов и нарушать законодательство гораздо дороже, чем работать в правовом поле.

А для жителей и гостей Севастополя отметим, что процветание нашего города и повышение качества предоставляемых услуг зависит и от вашего неравнодушного отношения. Если вы стали свидетелем нарушения норм налогового законодательства в Ленинском районе, то об этом можно сообщить по телефону 55-01-38 или по адресу: ул. Кулакова, 37, кабинет 101.

Другие статьи этого номера