Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 10o

Общественная экологическая экспертиза в действии

Общественность Севастополя сейчас активно обсуждает планы по строительству стивидорной компанией «Авлита» универсального перегрузочного комплекса (УПК). Высказываются диаметрально противоположные точки зрения. Общественные экологи эмоционируют и заявляют о тысячах тонн пыли, которые будут ежегодно выбрасываться в...

Общественность Севастополя сейчас активно обсуждает планы по строительству стивидорной компанией «Авлита» универсального перегрузочного комплекса (УПК). Высказываются диаметрально противоположные точки зрения. Общественные экологи эмоционируют и заявляют о тысячах тонн пыли, которые будут ежегодно выбрасываться в атмосферу Севастополя. «Авлита» утверждает, что максимальный объем выбросов в год будет не более 6 тонн, которые никак не смогут повлиять на экологию города (справедливости ради надо сказать, и так уже давно загаженную): по данным местного управления экологии, ежегодно в Севастополе «оседают» десятки тысяч тонн выбросов от автомобилей и работы тепловых станций. Сегодняшнее интервью — с Еленой Евгеньевной Совгой, одним из ведущих ученых Морского гидрофизического института Национальной академии наук Украины. Гидрофиз, как и другой севастопольский НИИ — Институт биологии южных морей, проводил общественную экспертизу перегрузочного комплекса. Елена Евгеньевна Совга — доктор географических наук, ученый секретарь Морского гидрофизического института, преподаватель экологии в Черноморском филиале Московского государственного университета. — Что именно исследовала экспертная группа гидрофиза?

— Для проведения экспертизы "Авлита" передала нам материалы технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта строительства универсального перегрузочного комплекса и оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) на него, выполненные генеральным проектировщиком проекта — государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта ("Черноморниипроект", Одесса). Была сформирована экспертная группа ученых во главе со мной, которая занималась анализом предоставленных материалов.

Целью ученых было оценить, насколько полно технические и технологические решения, предложенные в проекте, позволят обеспечить экологическую, морскую, техногенную и социальную безопасность территории, на которой ведет свою деятельность "Авлита", прилегающей морской акватории, а также безопасность работников компании и населения города. В частности, мы оценивали степень воздействия проектируемого объекта на состояние акватории бухты.

— Каково ваше мнение в отношении качества выполнения ОВОС проекта?

— Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) выполнена "Черноморниипроектом" на высоком уровне в полном соответствии с государственными строительными нормами. В представленной ОВОС приведены оценки воздействия на все компоненты окружающей природной среды, а также техногенной и социальной среды. В документе даны описание и анализ всех принимаемых технических решений, направленных на предельное уменьшение рисков загрязнения, а также рисков возникновения нештатных ситуаций. В документе все выдержано строго и логически.

— Внесите, пожалуйста, сразу ясность: сколько общих выбросов предполагается по проекту в год?

— В соответствии с представленными документами максимальные валовые выбросы от работающего перегрузочного комплекса в год составят не более 5,6 тонны.

— Вы уверены, что больше не будет?

— В науке нет такого понятия "верить или не верить". В науке оперируют логикой и цифрами. Так вот, пылезащитные мероприятия и технологии, предусмотренные в технико-экономическом обосновании, позволяют минимизировать объемы выбросов до указанной цифры.

— Шесть тонн выбросов — это много или мало?

— Для сведения: выбросы в атмосферу Севастополя от автомобилей, ТЭЦ, котельных измеряются тысячами тонн в год. Шесть тонн несравнимы с этими объемами и никоим образом не могут оказать необратимое воздействие на окружающую среду. Да их и сравнивать принципиально нельзя. Выбросы от ТЭЦ, автомобилей — это продукты сгорания нефтепродуктов, угля и газа, которые действительно вредны для окружающей среды и здоровья граждан. Уголь сам по себе — вещество практически инертное, безвредное для человека.

— Проектом строительства предусмотрено углубление дна судоходного канала Севастопольской бухты. Ваши выводы: каковы будут последствия этих работ?

— Согласно планам компании, объем дноуглубления составит до 250 тысяч кубометров. Анализ показал, что углубление дна не ведет к необратимым изменениям экосистем прилегающей части Черного моря.

— А как будет себя "чувствовать" водная акватория бухты при работе УПК?

— Сверхнормативное загрязнение водной среды от строительства отсутствует. С целью предотвращения сброса загрязненных стоков в акваторию бухты "Авлитой" запланировано строительство замкнутой системы их сбора и очистки с последующим возвратом воды в производственный цикл.

— Каковы итоговые результаты экспертизы?

— Результаты комплексного анализа проекта строительства "Авлитой" универсального перегрузочного комплекса позволили нам сделать вывод о том, что с учетом предусмотренных ТЭО природоохранных мероприятий создание универсального перегрузочного комплекса в портово-промышленной зоне Севастопольской бухты не приведет к необратимым последствиям для окружающей природной среды. Кроме того, его строительство не вызовет ухудшения санитарно-гигиенических условий жизнедеятельности населения на прилегающей к территории жилой застройке при условии соблюдения всех нормативов ТЭО.

Исходя из этого экспертная группа МГИ рекомендовала дальнейшую работу по строительству и введению в строй универсального перегрузочного комплекса "Авлиты".

При этом мы считаем, что "Авлите" необходимо вести мониторинг экосистемы Севастопольской бухты, а также района сброса черпаемых грунтов ввиду их загрязненности. Более того, мы рекомендуем "Авлите" вести общеэкологический мониторинг работы комплекса с информированием общественности об экологических показателях работы комплекса.

В заключение хотелось бы подчеркнуть: мы должны очень четко понимать, что современная цивилизация должна развиваться. Научно-технический прогресс и промышленное развитие не остановить. Любой, подчеркиваю, любой вид деятельности, обеспечивающий материальные блага для человечества, связан с воздействием на окружающую среду. Альтернатива — возвращение на уровень первобытно-общинного строя.

Но одновременно мы должны понять, что сейчас, в XXI веке, с его человекоориентированными технологиями существуют все возможности для того, чтобы сделать прогресс максимально безопасным для среды обитания людей. В этой ситуации наша задача — "просеивать" инвестиционные проекты и рекомендовать к реализации только те, которые отвечают самым высоким стандартам безопасности. Проект универсального перегрузочного комплекса компании "Авлита" — именно такой проект.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ