Общественная экологическая экспертиза в действии

Общественность Севастополя сейчас активно обсуждает планы по строительству стивидорной компанией «Авлита» универсального перегрузочного комплекса (УПК). Высказываются диаметрально противоположные точки зрения. Общественные экологи эмоционируют и заявляют о тысячах тонн пыли, которые будут ежегодно выбрасываться в атмосферу Севастополя. «Авлита» утверждает, что максимальный объем выбросов в год будет не более 6 тонн, которые никак не смогут повлиять на экологию города (справедливости ради надо сказать, и так уже давно загаженную): по данным местного управления экологии, ежегодно в Севастополе «оседают» десятки тысяч тонн выбросов от автомобилей и работы тепловых станций. Сегодняшнее интервью — с Еленой Евгеньевной Совгой, одним из ведущих ученых Морского гидрофизического института Национальной академии наук Украины. Гидрофиз, как и другой севастопольский НИИ — Институт биологии южных морей, проводил общественную экспертизу перегрузочного комплекса. Елена Евгеньевна Совга — доктор географических наук, ученый секретарь Морского гидрофизического института, преподаватель экологии в Черноморском филиале Московского государственного университета. — Что именно исследовала экспертная группа гидрофиза?

— Для проведения экспертизы "Авлита" передала нам материалы технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта строительства универсального перегрузочного комплекса и оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) на него, выполненные генеральным проектировщиком проекта — государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта ("Черноморниипроект", Одесса). Была сформирована экспертная группа ученых во главе со мной, которая занималась анализом предоставленных материалов.

Целью ученых было оценить, насколько полно технические и технологические решения, предложенные в проекте, позволят обеспечить экологическую, морскую, техногенную и социальную безопасность территории, на которой ведет свою деятельность "Авлита", прилегающей морской акватории, а также безопасность работников компании и населения города. В частности, мы оценивали степень воздействия проектируемого объекта на состояние акватории бухты.

— Каково ваше мнение в отношении качества выполнения ОВОС проекта?

— Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) выполнена "Черноморниипроектом" на высоком уровне в полном соответствии с государственными строительными нормами. В представленной ОВОС приведены оценки воздействия на все компоненты окружающей природной среды, а также техногенной и социальной среды. В документе даны описание и анализ всех принимаемых технических решений, направленных на предельное уменьшение рисков загрязнения, а также рисков возникновения нештатных ситуаций. В документе все выдержано строго и логически.

— Внесите, пожалуйста, сразу ясность: сколько общих выбросов предполагается по проекту в год?

— В соответствии с представленными документами максимальные валовые выбросы от работающего перегрузочного комплекса в год составят не более 5,6 тонны.

— Вы уверены, что больше не будет?

— В науке нет такого понятия "верить или не верить". В науке оперируют логикой и цифрами. Так вот, пылезащитные мероприятия и технологии, предусмотренные в технико-экономическом обосновании, позволяют минимизировать объемы выбросов до указанной цифры.

— Шесть тонн выбросов — это много или мало?

— Для сведения: выбросы в атмосферу Севастополя от автомобилей, ТЭЦ, котельных измеряются тысячами тонн в год. Шесть тонн несравнимы с этими объемами и никоим образом не могут оказать необратимое воздействие на окружающую среду. Да их и сравнивать принципиально нельзя. Выбросы от ТЭЦ, автомобилей — это продукты сгорания нефтепродуктов, угля и газа, которые действительно вредны для окружающей среды и здоровья граждан. Уголь сам по себе — вещество практически инертное, безвредное для человека.

— Проектом строительства предусмотрено углубление дна судоходного канала Севастопольской бухты. Ваши выводы: каковы будут последствия этих работ?

— Согласно планам компании, объем дноуглубления составит до 250 тысяч кубометров. Анализ показал, что углубление дна не ведет к необратимым изменениям экосистем прилегающей части Черного моря.

— А как будет себя "чувствовать" водная акватория бухты при работе УПК?

— Сверхнормативное загрязнение водной среды от строительства отсутствует. С целью предотвращения сброса загрязненных стоков в акваторию бухты "Авлитой" запланировано строительство замкнутой системы их сбора и очистки с последующим возвратом воды в производственный цикл.

— Каковы итоговые результаты экспертизы?

— Результаты комплексного анализа проекта строительства "Авлитой" универсального перегрузочного комплекса позволили нам сделать вывод о том, что с учетом предусмотренных ТЭО природоохранных мероприятий создание универсального перегрузочного комплекса в портово-промышленной зоне Севастопольской бухты не приведет к необратимым последствиям для окружающей природной среды. Кроме того, его строительство не вызовет ухудшения санитарно-гигиенических условий жизнедеятельности населения на прилегающей к территории жилой застройке при условии соблюдения всех нормативов ТЭО.

Исходя из этого экспертная группа МГИ рекомендовала дальнейшую работу по строительству и введению в строй универсального перегрузочного комплекса "Авлиты".

При этом мы считаем, что "Авлите" необходимо вести мониторинг экосистемы Севастопольской бухты, а также района сброса черпаемых грунтов ввиду их загрязненности. Более того, мы рекомендуем "Авлите" вести общеэкологический мониторинг работы комплекса с информированием общественности об экологических показателях работы комплекса.

В заключение хотелось бы подчеркнуть: мы должны очень четко понимать, что современная цивилизация должна развиваться. Научно-технический прогресс и промышленное развитие не остановить. Любой, подчеркиваю, любой вид деятельности, обеспечивающий материальные блага для человечества, связан с воздействием на окружающую среду. Альтернатива — возвращение на уровень первобытно-общинного строя.

Но одновременно мы должны понять, что сейчас, в XXI веке, с его человекоориентированными технологиями существуют все возможности для того, чтобы сделать прогресс максимально безопасным для среды обитания людей. В этой ситуации наша задача — "просеивать" инвестиционные проекты и рекомендовать к реализации только те, которые отвечают самым высоким стандартам безопасности. Проект универсального перегрузочного комплекса компании "Авлита" — именно такой проект.

Другие статьи этого номера