Эх, прокачу-2008!

Долгое время в Севастополе такой вид транспортных услуг, как такси, был пущен «на самотек». Большинство наших таксистов даже не являются субъектами предпринимательской деятельности, они просто частные лица. Но так быть не должно. Люди, которые зарабатывают деньги, должны платить налоги. Иначе государство не сможет существовать, не сможет платить пенсии, зарплаты бюджетникам. Да и безопасности на дорогах такая бесконтрольность не способствует. Не говоря уже о гарантиях безопасности и страховке для пассажиров таких «такси».

Все это понимают. Но, тем не менее, сегодня многие из занимающихся частным извозом — "леваки". А многие просто утаивают или минимизируют свои доходы. И бюджет недополучает огромные деньги. В городе зарегистрированы и активно работают 16 фирм радиотакси, 115 предпринимателей имеют лицензии на этот вид деятельности. Однако нелегалов в этом бизнесе гораздо больше. Сегодня работа "из-под бордюра" пока существенно выгоднее законной. По меткому выражению одного из основателей бизнеса радиотакси в нашем городе А. Лазаревой, "купив лицензию, ты купил право тебя постоянно проверять".

Водитель такси в Севастополе — это бывший инженер, военный, преподаватель, зачастую занимающийся извозом из-за потребности прокормить себя и семью. По сути, из элитарного транспорта легковые такси превратились в рикши. Обо всем этом говорилось за "круглым столом" в горгосадминистрации. Ведущий заседание зампред СГГА Д.П. Базив подчеркнул, что в Севастополе необходимо создать условия, чтобы из тени вышли все нелегалы. Этого можно достичь, создав конкурентную среду в данной сфере, приведя в соответствие с законом организационную структуру для легальной деятельности.

С этой целью в Севастополе разработан проект региональной программы "Легковое такси" как составной части региональной программы "Транспорт", принятой городским советом 13.12.2005 г.

Что проект собой представляет и что нам предстоит пройти? Прежде всего необходимо в соответствии с законом Украины "Об автомобильном транспорте" сформировать сеть и реестр стоянок легковых такси, разработать условия договоров с операторами.

При разработке проекта специалисты-транспортники исходили из реалий сложившегося в городе рынка, тесно сотрудничая с операторами и профсоюзной организацией таксистов. На заседании "круглого стола" богатым опытом организации таксомоторных перевозок в Украине и других странах поделился председатель Всеукраинского профсоюза легковых таксистов Василий Попик.

По замыслу отдела транспорта и связи СГГА, через 3-4 года в городе будут работать одинаковые по цветовой гамме таксомоторы. Цвет цветом, но здесь есть еще одна проблема: Украина имеет свой автопром, но у нас нет специализированных автомобилей, оснащенных всем необходимым для работы в режиме легковых такси. Кроме того, еще одна проблема — тарифы. По тарифам необходимо выходить на формулу: 1 км = стоимости 1 л топлива. Тарифы будут размещены в таксомоторах на видном месте. Таким образом легко будет контролировать таксистов, завышающих цену.

В городе также необходимо определить и обозначить стоянки личного транспорта. Люди будут знать, где можно осуществить посадку в личный транспорт. Это позволит контролировать ситуацию и убрать с улиц таксистов-нелегалов. Предстоит попробовать изменить и ставку единого налога с учетом сезонного характера бизнеса в городе (сейчас он равен 200 грн).

9 сентября в городе будет отмечаться 10-летний юбилей службы радиотакси. В Севастополе, наверное, немного людей, кто хотя бы раз в жизни не воспользовался ее услугой. Надеемся, что грядущие изменения повысят качество услуг в этом сегменте пассажирских перевозок.

Сергей КОШКИН.

В тему

Совсем недавно в нашем городе произошло резонансное ДТП с участием легкового такси. Вечером 9 августа 32-летний таксист на автомобиле "Дэу-Сенс", двигаясь по автодороге Ялта — Севастополь, проезжал левое закругление спуска с Сапун-горы на Ялтинское кольцо. Обычный автомобиль двигался по дороге, не требующей особо высокого внимания водителя. Здесь не нужно сверхъестественных навыков и мастерства вождения для того, чтобы благополучно доехать до пункта назначения, тем более таксисту — человеку, занимающемуся извозом и постоянно находящемуся в движении. Но этот водитель, похоже, выделялся из таксистской братии. К сожалению, не мастерством и не культурой вождения. Осенью 2007 г. он был лишен права управления транспортными средствами сроком на один год за то, что сел за руль в нетрезвом состоянии.

А в этот день он выехал на правую обочину, после чего — на полосу встречного движения, где и столкнулся с другим "Дэу" — "Ланос", двигавшимся навстречу. После столкновения "Ланос" вылетел в кювет. В результате в 1-ю горбольницу госпитализированы: водитель "Дэу-Сенс" с диагнозом ушиб лба, травматический шок, водитель "Дэу-Ланос" — с сотрясением головного мозга, переломом левого бедра, и к тому же он находился в состоянии алкогольного опьянения. В больницу также были доставлены пассажирка такси 27 лет с черепно-мозговой травмой и переломом основания черепа и 59-летняя пассажирка "Ланоса" с черепно-мозговой травмой и ушибом поясничной области. Два водителя "Дэу" одновременно преступили закон. Один был пьян. Второй — горе-таксист, который не извлек никакого урока из предыдущих встреч со стражами порядка. Для информации отмечу, что водитель такси в первый раз был лишен права управления на два года еще в 2000 г. Данный урок был усвоен ненадолго, и в феврале 2007 г. он стал участником ДТП. Но не прошло и месяца, как он попал еще в одно ЧП на дороге, с места которого наш "герой" скрылся. Но и это не было пределом для него: в ноябре того же 2007-го (см. выше) его снова лишили права управления на год (до 2009 г.). Это, как видно, его не остановило… Что им двигало? Погоня за рублем? Или полное отсутствие страха перед законом и чувство безнаказанности? Но закончилось все трагедией…

А. ЯКОВЕНКО, старший лейтенант милиции.

Глас специалистов

П.И. КРЮКОВ, председатель общественной организации по защите прав пассажиров:

— Мы готовы разъяснять севастопольцам, что такое легальное и нелегальное такси. Также готовы организовать работу квалификационной комиссии по отбору водителей личного транспорта, куда войдут как профессионалы, так и потребители услуг.

О.В. НИКУЛИН, заместитель начальника ГАИ Севастополя, подполковник милиции:

— Мы неоднократно встречались с руководителями служб радиотакси. Пока таксисты будут считать деньги, а не оказывать услугу, ничего не получится. Разве это нормально, когда в дни праздников таксисты накручивают астрономические цены. Например, от пл. Нахимова до ул. Шевченко — 150 грн, и еще думает, везти ему или кто-то больше предложит. Есть случаи, когда в фирмах радиотакси работают люди, совершившие несколько ДТП, в т.ч. в состоянии алкогольного опьянения.

Другие статьи этого номера