Члены экспертного совета Севастополя весной текущего года представили стратегическое видение будущего города, а к середине лета определились с планом привлечения инвестиций в город. Главным направлением признана необходимость развития реальной экономики Севастополя и его рекреационно-туристического потенциала.
Город давно нуждался в программе развития, в расстановке четких приоритетов для привлечения инвестиций. Отсутствие должного внимания со стороны государства привело к тому, что Севастополь продолжает сдавать позиции во многих сферах: от высокотехнологичной промышленности, которой так славился город, остались лишь осколки; Севастопольский морской торговый порт остался за бортом государственной Программы экономического и социального развития Украины на 2008 год; за 16 лет в Севастополе не построено ни одной гостиницы даже в 4 звезды.
Учитывая традицию города как морского порта, абсолютное большинство членов совета считают критически важным развитие морехозяйственного комплекса, портовой и транспортной инфраструктуры города. Ведь основной потенциал Севастополя — в его глубоководных незамерзающих бухтах, в развитии высокотехнологичных экологически чистых мощностей портовых терминалов. И сегодня у экспертов нет сомнений в том, что как глубоководный порт Севастополь мог бы составить конкуренцию румынской Констанце.
В этом году финансовые показатели Севастопольского морского торгового порта (МТП) выглядят более-менее оптимистично — по сравнению c аналогичным периодом 2007-го за первые 6 месяцев этого года порт смог добиться роста объемов доходов (24997,6 тыс. грн, 124%) и чистой прибыли (882,2 тыс., 102,3%). Однако это ничто по сравнению с тем, что мог бы зарабатывать МТП (и город) в случае его развития и использования как крупного глубоководного торгового порта.
В будущем ряд украинских портов планирует полную или частичную реконструкцию причалов и проведение дноуглубительных работ, чтобы принимать суда с большей осадкой. Например, планируются модернизация и углубление до 15-17 м морского порта Очаков (Николаевская обл.). Успешный Ильичевский МТП планирует полную реконструкцию 12-15 причалов, принимающих генеральные грузы, в Севастополе же не хватает причальной стенки для швартовки крупных круизных лайнеров. А ведь Севастополь — единственный в Украине незамерзающий порт, имеющий естественную глубину по фарватеру бухты 17 и более метров и не использующий это преимущество.
Сегодня развитие причалов и портовых мощностей Севастополя требует, по предварительным подсчетам, около 4 миллиардов 500 миллионов долларов прямых инвестиций, которые создадут около 60000 рабочих мест. Понятно, что у государства нет денег на масштабные проекты. С другой стороны, само государство не способствует полномасштабным частным проектам. Не все частные инвесторы готовы вкладывать большие деньги в порты, не имея влияния на управление ими — согласно принятой недавно правительственной стратегии развития морских портов Украины до 2015 г., акватория, земля, причалы и инфраструктуры остаются в госсобственности.
Таким образом, развитие реального сектора, и в частности порта, целиком и полностью зависит от привлечения частных инвестиций и содействия им со стороны города. Поэтому разработанный стратегический план привлечения инвестиций в Севастополь определяет шаги по улучшению местного инвестиционного климата и расширению инвестиционных возможностей. Это касается, в том числе, и разработки генеральной схемы развития порта Севастополь, возрождения судостроительной и судоремонтной промышленности и развития рыбопромышленного комплекса города.
Нельзя не остановиться на рекреационно-туристическом потенциале города. Севастополь — это город-герой, достойный поклонения, уникальный исторический и самобытный культурный центр. Развитие возможностей для яхтинга могло бы превратить его в центр круизного элитного туризма, а продвижение Севастополя как гордости национального виноделия способствовало бы развитию так называемого винного туризма. Однако при всех неоспоримых достоинствах туризм и рекреация носят очень сезонный характер — короткий, не более пяти месяцев, туристический сезон пока не привлек серьезных стратегических инвесторов от гостиничного бизнеса в Севастополь. В то же время в тандеме с развитием высокотехнологичной промышленности и портовых мощностей туризм и рекреация могут дать значительные поступления в бюджет.
Чтобы гарантировать реалистичность плана, его разрабатывали свыше 45 лидеров громады — представителей бизнеса, органов местного самоуправления, промышленных предприятий, культурных и образовательных учреждений.
Безусловно, успех внедрения плана будет зависеть от ответственности за него людей, которым небезразлично будущее Севастополя, Хотелось бы, чтобы в их число вошли представители правительства и Верховной Рады. Ведь именно их политика до сих пор остается ?непрогнозируемой величиной?, только от них зависит принятие законодательных актов и других документов для нормального функционирования портов и промышленности и создания благоприятного инвестиционного климата.
В. АРАБАДЖИ, директор Таврического регионального центра инновационного развития, председатель экспертного совета по разработке стратегического плана привлечения инвестиций в город Севастополь. (По материалам газеты «Дело»).