«Тебе 17, тебе опять 17 лет…»

Возраста, воспетого Владимиром Шахриным, достигла наша независимая Украина. Самое большое в Восточной Европе демократическое государство, боровшееся за свою независимость как минимум лет сто. Но, поскольку временем официального рождения в новейшей истории страны принято считать 24 августа 1991 года — провозглашение Украины независимым, демократическим государством Верховной Радой Украинской ССР, — будем праздновать семнадцатилетие. Возраст, когда большинству украинских граждан пора определяться с выбором будущего.И опять же, как у многих молодых людей, перспективы у страны весьма двойственные. Правда, если рассуждать неофициальным порядком. Это раньше президент Украины Леонид Кучма заявлял о многовекторной политике. Теперь политическая элита страны решает задачи, пользуясь преимущественно одним вектором, прицеленным на далекий Запад. Что и порождает у части жителей юго-востока Украины желание этот вектор развернуть, поскольку именно с этих земель независимого государства все чаще раздаются голоса о нарушении прав и свобод.

Так, народный депутат Украины Вадим Колесниченко считает, что в День независимости самое время говорить о том, как "государство игнорирует права граждан, собственную Конституцию, декларирующую внеблоковый статус страны, и международное законодательство". Севастопольцев это касается в большей степени, чем жителей других регионов: мы единственные в стране граждане, не имеющие возможности выбирать мэра города, а значит, лишенные права на самоуправление. И если раньше в СМИ робко проскакивало мнение о том, что государство не доверят нам из-за базирования в городе двух флотов, то теперь на поверхность выходит другая, скажем так, более обидная причина. Это еще не прибранные тянущимися сверху руками земли Министерства обороны Украины, а также участки, пока находящиеся в аренде Черноморского флота Российской Федерации.

"Одно из нарушений Конституции Украины заключается в отсутствии Закона о городе-герое Севастополе, гарантированного Основным Законом страны в 1996 году, с особым специальным статусом, — рассказывает Вадим Колесниченко. — Президент трижды ветировал закон, который принимался Верховной Радой (там было достаточное число нормальных и умных людей, которые понимали, что нельзя бесконечно так нагло игнорировать мнение 400 тысяч жителей города). И у севастопольцев игнорирование их прав на протяжении более чем 10 лет вызывает тревожное ожидание". По мнению Вадима Колесниченко, этот год продемонстрировал особое пренебрежение центральной власти к настроениям в Севастополе: препятствование установке памятника Екатерине Второй, трагические события на Графской пристани 5 июля и, наконец, "передача Министерством обороны Украины в рамках коррупционных схем необходимого городу бывшего флотского стадиона под коммерческую застройку". И главное в этой цепочке, по мнению нардепа, — это земля. "Земли обороны сегодня благополучно дерибанятся по звонку из Киева, преимущественно с улицы Банковой, — продолжает Вадим Колесниченко. — И Куницын действительно прав, когда говорит, что не подчиняется горсовету. Его начальник — Президент, и здесь претензий к нему нет. С точки зрения законодательства сотрудничество между администрацией и советом невозможно. Изменить ситуацию могло бы только принятие закона о Севастополе с четко прописанной схемой взаимоотношений в городе. Но тогда бы земли, от которых за ненадобностью отказывается Минобороны, становились бы коммунальной собственностью. Пока же горсовет на урезанных правах ничего сделать не может — землей распоряжается администрация".

Кстати, исполнительная власть Севастополя в этом году также впервые в истории города заговорила о необходимости закона. "И прошлое время, и нынешняя ситуация требуют наличия Закона о статусе города-героя Севастополя", заявил, как сообщает отдел прессы и информации СГГА, Сергей Куницын 14 августа на заседании коллегии. По словам главы исполнительной власти, 11 августа во время пребывания Президента Украины Виктора Ющенко в Севастополе "у нас с Виктором Андреевичем состоялся конструктивный разговор о законе о Севастополе, о статусе Севастополя". "Я изложил свою позицию, свое видение, каким образом нам бы хотелось видеть закон, который был бы принят Верховной Радой и подписан Президентом. И мы нашли точки соприкосновения. Идеология, которую я предложил Президенту, была принята. Кроме того, я доложил, что уже создана рабочая группа под руководством министра регионального развития Василия Куйбиды по разработке Закона о статусе города-героя Севастополя. И прошлое время, и нынешняя ситуация требуют наличия Закона о статусе города-героя Севастополя", — сообщил Сергей Куницын.

О том, каково видение закона у председателя СГГА, его пресс-служба не сообщает. Зато Вадим Колесниченко утверждает, что "после заявления госадминистрации о том, что готовится какой-то закон, ко мне, как автору законопроекта, обратились из Министерства регионального развития, попросили наш законопроект, чтобы понять, о чем вообще идет речь". Вадим Колесниченко делает вывод, что "ни СГГА, ни министерство даже не представляли себе, что такие законопроекты давно существовали и голосовались". "Это внешняя сторона, — продолжает депутат Верховной Рады Украины. — А внутренняя, я думаю, заключается в том, что готовится или будет готовиться законопроект о военной администрации, делающей из Севастополя подневольное стадо. Но им нужно будет еще доказать, чем их законопроект лучше нашего, которому уже семь лет, который многократно согласовывался городским советом, прошел все необходимые экспертизы и, самое главное, соответствует Конституции страны".

В начале 2008 года народные депутаты Иван Вернидубов и Вадим Колесниченко в очередной раз зарегистрировали в Верховной Раде свой законопроект. При этом в него были внесены необходимые корректировки. Устранили фразу, которая многим мозолила глаза, о том, что в Севастополе базируется Черноморский флот. Решили, что это и так регулируется международными соглашениями и не относится к компетенции городских властей. Согласовали статьи закона с нововведениями в действующем законодательстве о местном самоуправлении, учли возможное появление в редакции закона районных

госадминистраций и возможность передачи полномочий гос-администрации, если такое решение принимает городской совет. Ключевыми моментами, по словам Вадима Колесниченко, в законе остаются выборность городского головы, формирование исполнительных советов, поступление в городскую казну 50% средств от платы российской стороны за пребывание в городе ЧФ РФ и, конечно, территория Севастополя остается в рамках исторически сложившейся, то есть вместе со всеми селами, поселками и землями сельхозназначения.

"Все! Ничего радикального. Все соответствует закону о местном самоуправлении и европейской Хартии, — утверждает Колесниченко. — А вот министерский законопроект, скорее всего, оставит Севастополь в рамках так называемой городской застройки, отрезав две трети земель и оставив их в распоряжении государства. Останется три тысячи гектаров. Речь ведь ведется не только о землях Минобороны, но и Черноморского флота. Он инспектирует свои территории и передает. Чем интересны земли ЧФ? Они находятся на самых выгодных участках около моря, с очень развитой инфраструктурой. Сегодня на территории Украины больше нет таких ровных участков у моря. Поэтому борьба идет за землю и не закончится, пока она есть".

Так большая политика трансформируется в маленьком Севастополе в острые отношения на ровных участках. А хотелось бы, чтобы на них росли цветы для юной независимой Украины. "Вазы в нашем доме, в них редко бывают цветы…" (В. Шахрин, группа "ЧайФ", 1995 год).

Другие статьи этого номера