Попытаемся понять, что такое «универсальный перегрузочный комплекс».
Последние несколько недель не утихают разговоры и дискуссии вокруг универсального перегрузочного комплекса (УПК) по перевалке сыпучих грузов (песка, щебня и угля), который намерено построить на своей производственной площадке ЗАО «Стивидорная компания «Авлита». Участники общественных слушаний, состоявшихся 20 августа в Нахимовском районе, большинством голосов поддержали строительство комплекса. Однако спор между сторонниками и противниками проекта вспыхнул жаркий. Главное беспокойство жителей города вызывает вопрос: может ли строящийся комплекс быть безопасным для здоровья граждан и окружающей среды? Между тем эксперты, изучившие технико-экономическое обоснование проекта, рассказывают о его безопасности, безвредности и в какой-то степени полезности для окружающей среды, экологическая общественность приводит противоположные — опасно, вредно и губительно — доводы, хотя проекта, можно предположить, и в глаза не видела. Да и большинство представителей масс-медиа, давая возможность высказаться обеим сторонам, не вполне четко представляли себе: что же есть по сути УПК? В минувшую среду севастопольским и крымским журналистам представили проект универсального перегрузочного комплекса. Презентовали его и.о. директора ЗАО «СК «Авлита» Александр ЛАГОША, его заместитель по вопросам строительства Сергей БИКТИМИРОВ и Владимир ЧИКАНОВСКИЙ, представляющий ГП «Черноморниипроект» — организацию, проектировавшую УПК. С нее и начнем.
КТО РАЗРАБАТЫВАЛ ПРОЕКТ?
Подготовивший технико-экономическое обоснование проекта "Черноморниипроект" — не какая-то частная контора, только-только получившая лицензию и постаравшаяся "оторвать" выгодный заказ. Это Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт морского транспорта, основанный почти 8 десятилетий назад — еще в 1930 году.
Среди основных направлений его деятельности — комплексное проектирование на всех стадиях морских портов, судоремонтных предприятий, объектов инфраструктуры морского и речного транспорта, все виды инженерных изысканий на суше и на акваториях (геология, гидрология, геодезия), научные исследования в области морской гидротехники, экологические исследования и решения по защите окружающей природной среды от проектируемых и эксплуатируемых объектов и инжиниринг.
"Черноморниипроект" владеет ГОСУДАРСТВЕННЫМИ (выделено автором) лицензиями на право осуществления строительной деятельности в Украине и в Российской Федерации. Этот НИИ назначен базовой организацией по стандартизации и нормированию в области морской гидротехники, технологического проектирования морских портов, судоремонтных предприятий, морских каналов, а также территориальной организацией Госстроя Украины по направлению "морской транспорт". Его производственная деятельность осуществляется в контролируемых условиях, установленных сертифицированной Международным сертификационным обществом Bureau Veritas Quality International и Регистром судоходства Украины системой менеджмента качества, соответствующей требованиям международного стандарта ISO 9001-2000.
А ГДЕ ОН РАБОТАЛ?
— Да много где! Этот научно-исследовательский институт является лауреатом государственных премий за проектирование ряда важнейших объектов, — сообщил Владимир Чикановский.
По проектам НИИ построены такие современные крупнейшие морские порты, перегрузочные комплексы и судоремонтные заводы, как Ильичевский морской торговый порт в составе 5 производственных перегрузочных комплексов, морской торговый порт "Южный", специализирующийся на обработке навалочных грузов (уголь, руда, химические удобрения), Ильичевский судоремонтный завод, комплекс объектов и сооружений для ремонта и докования крупнотоннажных судов при Новороссийском судоремонтном заводе. Построены современные морские пассажирские комплексы с морскими вокзалами в Одессе, Новороссийске, Измаиле, Сочи, Поти. Институт широко сотрудничает с профильными фирмами США, Германии, Англии, Франции, Италии и других ведущих стран мира.
ЧТО ОН РАЗРАБОТАЛ ДЛЯ "АВЛИТЫ"?
Уникальное портовое сооружение, в котором применяются передовые экологически безопасные технологии перевалки сыпучих грузов, а также очистку судоходного канала Севастопольской бухты и реконструкцию железнодорожной тарифной станции Мекензиевы Горы. Словосочетание "экологически безопасные технологии" не случайно, поскольку "Черноморниипроект" выполняет не просто технико-экономические обоснования инвестиций и проекты морских портов, судоремонтных предприятий и их отдельных объектов, но и специальные проекты по охране окружающей природной среды (атмосферного воздуха, водоемов, почвы, растительного и животного мира), защите от шума и вибраций, оценке воздействия запроектированных объектов на окружающую природную среду (ОВОС), охране труда (читай — по экологии труда. — Авт.) и пожарно-охранной сигнализации.
Проектная мощность универсального погрузочного комплекса составляет 8,5 млн тонн в год, в том числе 4 млн тонн угля и 4,5 млн тонн песка и щебня. Для сравнения: в 2007 году СК "Авлита" переработала 2,7 млн тонн грузов — 2 млн тонн металлопродукции и 0,7 млн тонн зерна. Проект позволит принимать суда водоизмещением до 140 тыс. тонн и осадкой до 16,5 м (Cape Size).
И ЧТО "ЭТО" ДАЕТ?
По словам и.о. директора ЗАО "СК "Авлита" Александра Лагоши, дает "это" многое. И многим. Сам проект зиждется на тех "китах", точнее, преследует три цели. А еще точнее — развивается в трех направлениях.
Первое направление, естественно, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ. Инвестиции в проект составят 850 млн гривен. При этом он идеально вписывается в концепцию многовекторного развития Севастополя без однобокой ставки на сезонный, ресурсозатратный, подразумевающий низкоквалифицированное трудоустройство, туризм.
Внедрение в строй УПК даст новый толчок для развития Севастопольского порта, поскольку "Авлита" планирует очистить фарватер бухты, что позволит Севморпорту принимать крупнотоннажные суда типа Cape Size. А это 350 тысяч грн за каждое судно (планируется до 60 судов в год, то есть дополнительно 21 млн гривен в год). Стабильный судозаход усилит потенциал развития не только "Авлиты", но и других предприятий, задействованных в работе порта. Кроме того, развитие портово-перегрузочных мощностей дает увеличение объемов выполняемого севастопольскими предприятиями судоремонта и рост числа заказов на судовое оборудование, заметная доля которого производится в нашем городе.
Отметим, что в ходе строительства закрытого склада для хранения сыпучих грузов будет проведена выемка грунта (его "утопят" в землю на 14 метров). Проектом предусмотрено, что изъятый грунт будет использован для рекультивации полигона ТБО в Первомайской балке. Инвестиции в решение этой застарелой городской проблемы составят несколько десятков миллионов гривен.
После запуска комплекса (предполагается — не менее двух лет с начала строительства) компания "Авлита" будет выплачивать в бюджеты всех уровней более 110 млн гривен.
Для обеспечения работы комплекса будет создано около 300 новых рабочих мест, в том числе для ИТРовцев.
Фонд оплаты труда, увеличившись по сравнению с нынешним в четыре раза, составит 95,5 млн гривен.
Впрочем, последние два пункта могут быть причислены как к экономическому "киту", так и к другому — СОЦИАЛЬНОМУ. Уже сегодня "Авлита" активно участвует в различных социальных проектах (реконструкция канализационно-насосной станции на Северной стороне и стадиона "Горняк" в Балаклаве, помощь общеобразовательным школам N 9 и 40, школе-интернату N 5, детским дошкольным учреждениям Северной стороны). По словам А. Лагоши, после того как комплекс выйдет на свою проектную мощность, появится возможность еще более активно (с финансовой точки зрения) участвовать в городских социальных программах и внедрять собственные.
Третий "кит" — ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ. Начнем с экологии Севастопольской бухты. Как уже было сказано, проектом предусмотрены очистка и углубление фарватера, в результате которых будут созданы благоприятные условия для заселения очищенной поверхности дна мидиями и другими организмами, которые служат биофильтрами морской воды. Кроме того, в бухте Доковой будет установлена система биоочистки морской воды производительностью 10 тыс. кубометров в сутки, разработанная ИнБЮМом. Кроме того, очистка ливнестоков позволит использовать воду для нужд производства.
Отдельный вопрос — экология производства. Его и внесем отдельно.
ПОЧЕМУ БЕЗОПАСНО?
Как сообщил Сергей Биктимиров, весь производственный процесс (выгрузка груза с корабля на причал — транспортировка на склад — хранение — загрузка в вагоны) будет закрытым, и на каждом этапе будет работать система аспирации (пылеподавления) и "водяного тумана". Например, с судов грузы будут подниматься под специальной шатровой крышей, по системе закрытых конвейерных лент и перегрузочных станций направляться на склад вместимостью 300 тыс. тонн, а оттуда, опять же закрытой конвейерной лентой, будут попадать на закрытую погрузочную станцию. При погрузке в вагоны "сыпучка" будет покрываться полимерным составом, препятствующим ее распылению.
При этом на каждом этапе будет работать система автоматического контроля за безопасностью производства, которая в случае какого-либо нарушения технологии процесса автоматически его останавливает.
Аналогичный комплекс строится в Латвии — стране Евросоюза, где к вопросам и экологии, и экономики, и социального партнерства подходят цивилизованно, по-европейски.