Заслуженный учитель Украины Анжелла ЕВГУЩЕНКО: «Я счастлива, когда вижу, что мои ученики удачно устраиваются в жизни, имеют лучшее образование, престижную работу… Я сама люблю учиться. Я учусь всю жизнь»

Вот и лето прошло. Но вслед за ним наступает пора не менее прекрасная. В первые дни осени открывают двери школы. И если на новый учебный год посмотреть глазами заместителя директора специализированной школы N 3, преподавателя географии и экономики Анжеллы Михайловны Евгущенко, то можно почувствовать, сколько интересного таит в себе этот мир, где нет горизонта, как нет границ в удивительной стране знаний. Только было бы желание войти в этот мир, подняться над обыденностью и скукой. Только было бы стремление познать себя, да и на все вокруг взглянуть по-новому.
В начале июня указом Президента Анжелла Михайловна Евгущенко была удостоена высокого звания «Заслуженный учитель Украины». Севастопольцы, хорошо знающие педагога, согласятся, что это действительно достойная награда. Это про таких, как она, люди говорят: учитель от Бога! Ее божий дар — находить, развивать в наших детях способности и таланты. Встреча с ней для многих ребят обернулась удачей в жизни.

"ПЯТЬ ЛЕТ В СТЕНАХ МГУ БЫЛИ САМЫМИ СЧАСТЛИВЫМИ В МОЕЙ ЖИЗНИ"

— Анжелла Михайловна, этим летом Президент Украины В. Ющенко удостоил вас высокой награды — звания заслуженного учителя страны. А если оглянуться назад и вспомнить детство… О чем мечтала когда-то маленькая севастопольская девочка?

— Ну уж точно не о карьере учителя. Быть укротительницей тигров — да. Или хотя бы работать в зоопарке… Но если честно, я всегда любила быть на виду, что-то рассказывать и чтобы меня слушали. В детстве сочиняла сказки, истории про путешествия, где действующими лицами были знакомые и друзья. В моем родном дворе по ул. Гоголя, 20, дети толпами ходили за мной, просили рассказать что-нибудь "новенькое". Мы часами сидели в беседке, где я взахлеб импровизировала.

— Вот так, наверное, мечтала Ассоль о корабле с алыми парусами, и напрасно над ней многие смеялись — мечта сбылась. А как вы учились в школе?

— Была неисправимой отличницей. Окончила школу N 14 с золотой медалью. Увлекалась математикой, спортом, географией. Окончила музыкальную школу тоже на отлично. Занималась баскетболом на стадионе "Чайка", туризмом на станции юных туристов. Благодаря этому объездила с экскурсиями большое количество городов и республик бывшего СССР. Трудно объяснить, почему, но я всегда ощущала себя чем-либо увлеченной.

— Возможно, быть такой вас учили родители?

— Мама была по образованию врачом, папа работал на "Севморзаводе". У нас была обычная хорошая трудовая семья. Родители были строгими, но в то же время очень добрыми людьми. Мне многое разрешалось.

— Каким был выбор после окончания школы?

— Выбора не было — только МГУ. Я так сама для себя решила еще задолго до последнего звонка. В восьмом классе на зимних каникулах мы с младшей сестрой поехали в Москву на экскурсию. Помню, шесть часов простояли на двадцатиградусном морозе в очереди в Мавзолей В.И. Ленина. Потом сели в метро и вышли на станции "Университет". Там я заметила шпиль здания МГУ, и мне показалось, что он так близко… Шли мы сорок минут: мороз, метель, ветер, сестра уже начинала плакать, а мое сердце то бешено колотилось, то замирало от восторга. Я словно чувствовала особую энергетику МГУ, меня туда манило. …Мы подошли к величественному зданию, потом обошли его вокруг. На это еще час ушел. Но именно тогда я твердо решила, что буду поступать только в Московский государственный университет. С того дня вся моя подготовка была направлена только на это. Ради достижения цели я заочно окончила математическую школу и подготовительные курсы при МГУ. К поступлению готовилась самостоятельно, конспектируя материалы по математике, физике, географии, русскому языку, литературе. Ради мечты стала участницей трех и победителем двух республиканских олимпиад по географии.

— Труды оправдались?

— Мне повезло — я поступила с первого раза. Была очень счастлива, потому что встречала людей, поступавших в МГУ три, четыре, пять лет подряд. Я их так понимала! Потому как тоже не смогла бы нигде учиться — такова сила притяжения этого замечательного университета! Пять студенческих лет были самыми счастливыми в моей жизни. Многие сокурсники стали сегодня известными в обществе людьми. Например, мы были в одной агитбригаде с Георгием Васильевым и Алексеем Иващенко ("Иваси", авторы "Норд-Оста"). По окончании вуза я хотела остаться преподавателем в университете и заниматься научной работой. Но так сложилась судьба, что я вернулась в родной Севастополь.

"В ПЕРЕСТРОЕЧНОЕ ВРЕМЯ Я ТОЖЕ РЕШИЛА ВМИГ ПЕРЕСТРОИТЬ И ЖИЗНЬ"

— Как вас встретил родной город?

— Работы по моей специальности — экономическая география — в городе не было. Поэтому я пошла работать экономистом на Севастопольский Морской завод. О работе в школе не думала, хотя диплом выпускника МГУ предполагает и такие возможности. Но однажды Валентина Федоровна Солохина, моя бывшая учительница русского языка и литературы, а на тот момент директор школы N 14, предложила мне стать школьным учителем. Это было перестроечное время, и я тоже решила вмиг перестроить свою жизнь. В 14-й школе преподавала разные предметы: географию, экологию, природоведение, пение, этику и психологию семейной жизни. В конце 90-х получила сертификат с правом преподавания основ рыночной экономики в средней школе.

— В 1996 году вы также стали призером Всеукраинского конкурса "Учитель года" среди учителей географии. Как это произошло?

— К тому времени я уже работала учителем географии и экономики в школе N 3. Это специализированная школа с углубленным изучением иностранных языков. Поэтому на конкурс я представила мною разработанную методику преподавания географии в английской школе. Со всех регионов Украины были отобраны 12 лучших работ, и я вошла в число финалистов.

— Свободное владение английским — это тоже "наследие" МГУ?

— Да. Помню, когда я только пришла работать в специализированную школу, произошел забавный случай. Старшеклассник, очевидно, испытывая меня и желая повеселить класс, отказывался отвечать на русском языке, заговорил на английском. Тогда я тоже перешла на английский язык, продолжая задавать вопросы. Ребята сильно удивились. Вышло эффектно.

— И часто ваши ученики устраивали подобные проверки?

— Для меня работа с детьми — это всегда некий экзамен. Расслабляться нельзя! Дети — чуткий, наблюдательный народ и всегда не прочь повеселиться. Однажды в США во время стажировки по программе "Партнеры в образовании" американские коллеги меня спросили: "Вы не боитесь, если мы оставим вас с классом наедине?" И хотя в душе что-то дрогнуло, я согласилась. И один мальчишка таки подшутил надо мной. Назвал в качестве домашнего животного незнакомое слово. Потом оказалось, что это не животное, а популярный мультяшный герой. А я никак не могла понять, кто же. Видя некоторую растерянность, дети хохотали от души, а когда все выяснилось, мы посмеялись вместе. В Штатах мне приходилось вести уроки географии, экономики, истории Советского Союза. Последний предмет, кстати, очень интересовал ребят.

— Чем-то удивило вас среднее образование в Америке?

— Сильное впечатление произвели оснащенность, материальная обеспеченность государственных школ. В штате Монтана, где я стажировалась, в государственных школах стопроцентная компьютеризация классов, комфортная школьная мебель, доступные спортивные секции, бассейн. При этом обучение в государственных школах бесплатное. Но если ученик плохо учится, не проходит тестирование, его родителям предложат перевестись в частное учебное заведение и уже самим платить за учебу. Я была свидетелем одного такого серьезного разговора между папой и сыном. Родитель не удержался и едва ли не отвесил при всех непутевому школьнику затрещину. Вот тогда я и поняла, насколько высоко ценят американские родители бесплатное государственное среднее образование и боятся потерять такой шанс.

— А если сравнивать качество "их" образования в школе с отечественным? Чье лучше?

— Слишком разные системы, разный подход, поэтому трудно сравнивать и тем более утверждать, что где-то однозначно лучше. У нас, например, преподавание математических, естественных наук на порядок выше, а у них сильна гуманитарная составляющая. Наши дети владеют большим объемом знаний, а у них акцент делается в первую очередь на развитие аналитических способностей школьника, на его коммуникабельность, на способность создавать проекты, уметь работать в коллективе.

"РЕБЯТ НАДО ЗАЖЕЧЬ, НАУЧИТЬ ДОБЫВАТЬ ЗНАНИЯ И ПРИ ЭТОМ ВИДЕТЬ СВОИ ПЕРСПЕКТИВЫ"

— С 2000 года вы подготовили 90 призеров городской и 8 призеров республиканской олимпиад по экономике. Создали школьное научное общество "Уникум" при школе N 3. В прошлом году в классе, которым вы руководили, выпустились 16 медалистов, из них 10 "золотых" и 6 "серебряных". На эти факты нельзя не обратить внимания. Более того, хочется понять, как это удается.

— Скажу одно: работать с одаренными детьми очень непросто. Хотя многим, возможно, покажется, что если у ребенка светлая голова, то учителю достаточно лишь вкладывать в нее знания. Требуются огромное терпение, осторожность и полная самоотдача с обеих сторон. Ребят надо зажечь, научить самостоятельно добывать знания, увлечь научной работой и при этом уметь видеть свои перспективы. Путь к успеху — это путь преодоления, это глубокая внутренняя работа над самим собой. Надо пройти через неуверенность, сомнения, усталость. Не всегда радушно принимает "выскочек" внешняя среда. Я сама прошла через это и знаю, как трудно бывает на выбранном пути, когда твоя цель — добиться наилучшего результата. Но все усилия стоят того. Я счастлива, когда вижу, что мои ученики удачно устраиваются в жизни, имеют лучшее образование, престижную, хорошо оплачиваемую работу как в Украине, так и за границей. Но, безусловно, в этом заслуга всего нашего коллектива преподавателей школы N 3, где сформировалась такая благоприятная атмосфера. Здесь даже стены дышат желанием идти вперед, учиться независимо от возраста, ученых степеней. Я, например, очень люблю учиться. И учусь всю жизнь.

— Спасибо вам за беседу, за ваш труд. Мы желаем вам новых успехов!

Оксана НЕПОМНЯЩИХ.

P.S. По традиции, выпускаясь из школы, каждый класс специализированной школы N 3 готовит своему классному руководителю сюрприз. Так было и в прошлом учебном году. 11-В — класс Анжеллы Михайловны Евгущенко — под музыкальное сопровождение пел песню: "Женщины такой лучше нет. Вряд ли найдешь по сходным приметам. Максимум, максимум света. Но не опались только при этом…" Мальчишки крепились, а девчонки дружно утирали набегавшие на глаза слезы. Текли слезы радости и по лицу Анжеллы Михайловны… Сегодня она ведет новый класс. Это пока еще совсем неоперившиеся птенцы, 12-13-летние мальчишки и девчонки. Но у них есть все, чтобы обрести настоящие крепкие крылья. Достаточно уметь слушать и слышать своего учителя.

Другие статьи этого номера