Обойдемся ли без дотаций?

На прошлой неделе «Слава Севастополя+» опубликовала на своих страницах блиц-интервью с председателем правления ОАО «Севастопольгаз» Сергеем Живодуевым. Поводом для беседы с ним явилось увеличение тарифов на «голубое топливо», отпускаемое населению. Сергей Александрович — депутат городского совета. Он возглавляет постоянную комиссию представительного органа власти по вопросам функционирования городского хозяйства, транспорта и связи. Если тарифы на газ и электроэнергию для граждан устанавливаются правительством Украины, то тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства, тепло- и водоснабжение у нас определяет городской совет по представлению главного управления жилищно-коммунального хозяйства городской государственной администрации. Предложения, проект решения исполнительного органа власти по данным вопросам первой рассматривает как раз возглавляемая Сергеем ЖИВОДУЕВЫМ комиссия.

— Последний раз тарифы на жилищно-коммунальные услуги, тепло- и водоснабжение увеличивали решением городского совета нынешнего созыва N 650 от, если я не ошибаюсь, 12 сентября 2006 года, — говорит Сергей Александрович. — В то время мы были убеждены, что тарифы нами подняты на бездотационный уровень. Но в течение прошедших с того времени двух лет отмечено существенное увеличение цен на энергоносители, произошло также увеличение заработной платы. По данным главного управления жилищно-коммунального хозяйства, только на содержание жилищного фонда при минимальной зарплате 605 гривен потребуется 84,5 миллиона гривен. Если тариф на жилищно-коммунальные услуги оставить на нынешнем уровне, то собственные доходы рэпов едва превысят 35 миллионов гривен. Таким образом, на покрытие разницы между ожидаемыми доходами и расходами из городского бюджета потребуется около 49 миллионов гривен. Это очень большая нагрузка на бюджет. Поэтому предлагается увеличить оплату обслуживания условного квадрата жилой площади с нынешних 54-76 копеек, в зависимости от качественных показателей жилья, до 1 гривны 15 копеек-1 гривны 17 копеек, то есть в 1,9 раза. Но и после этого из городской казны потребуется дотация в размере 12,7 миллиона гривен, но не 49 миллионов.

— Откуда, как говорится, "дровишки", то есть каковы источники обеспечения дотаций для содержания предприятий жилищно-коммунального сектора?

— Мы рассчитывали получить деньги на эти цели от продажи права аренды земли. Но, как вам известно, на операции с землей Киевом наложен мораторий, то есть запрет, временный, но запрет. Если его не отменят, то придется искать иные источники, сложившаяся обстановка требует коренной корректировки тарифной политики, о чем мы с вами говорили.

— Годами мы наблюдаем гонку размеров тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства за фактически сложившимися ценами. А нельзя ли оперативности ради автоматически вносить изменения в тарифную политику по мере повышения минимальной зарплаты, увеличения цен на энергоносители? В таком случае можно было бы избежать политизации сложных экономических проблем объективного характера…

— Но при таком сценарии может случиться, что на оплату услуг по содержанию жилища, тепло- и водоснабжения и водоотведения, не ровен час, потребуется от граждан 700-800 гривен в месяц. И много ли у нас жителей, которые могут потянуть такие затраты? И еще: нам не удается добиться такого положения, при котором громоздкое жилищно-коммунальное хозяйство содержалось бы без дотаций. А коль эти дотации постоянно требуются из городского бюджета, то никак не избежать порой жарких дискуссий на заседаниях сессий городского совета.

— Ваше, Сергей Александрович, личное положение при этом весьма щекотливое. Вы и руководитель предприятия, которое предоставляет услуги населению, вы и депутат горсовета. Как хозяйственник, вы заинтересованы в увеличении тарифов, а как депутат — призваны защищать интересы граждан, заботиться о собственном имидже слуги народа.

— И как депутат, и как хозяйственник, я не против повышения тарифов. Но на чем настаивает городской совет? Мы, подавляющее большинство депутатов городского совета, выступаем за полную гласность и открытость в осуществлении тарифной политики как представительной, так и исполнительной ветвью городской власти, — проведение "круглых столов", встреч с населением… Коль структурные подразделения городской государственной администрации настаивают на увеличении тарифов, а это требование не лишено оснований, то представители исполнительной ветви власти обязаны сказать людям, какие услуги, какого качества они получат за свои деньги. Важно от обслуживающих организаций услышать: коль мы повышаем тарифы, то граждане вправе рассчитывать, скажем, на чистые подъезды, придомовые территории, сухие подвалы…

— Но что часто происходит в реальной жизни?

— Для примера обратимся к конкретной услуге, предоставляемой за счет тарифа: уборка лестничных клеток. Расписано, что предполагается по данному пункту: это влажное подметание вестибюлей и лестничных маршей первых трех этажей, периодическое их мытье, а также мытье дверей и окон, обметание пыли и паутины со стен. Вы видели работника рэпа за этими занятиями? Скорее всего, уборкой в подъездах занимаются сами жильцы.

— Или никто…

— Согласен.

— Но каждое решение горсовета завершает пункт: "Контроль за выполнение того-то и того-то возложить на…"

— Контрольные функции в данном случае возлагаются на нашу комиссию.

— А результат?

— Результата никакого. В рэпах нам говорят, что снимают часть тарифа за непредоставленную услугу, например за неподметенные и немытые подъезды. Везде ли? Всегда ли? Но для этого должен срабатывать внутренний контроль. Напомню еще, что каждый конкретный квартиросъемщик имеет на руках договор, заключенный с рэпом. В нем изложены права и обязанности сторон. Следует и гражданам чаще заглядывать в этот документ.

— Подсказывает ли возглавляемая вами комиссия руководству обслуживающих предприятий и организаций не увлекаться повышением показателя уровня рентабельности?

— Этот показатель у нас повсеместно, если я не ошибаюсь, не выше пяти процентов.

— Неужели? Выдвигаются ли еще перед соответствующими предприятиями и организациями требования по снижению себестоимости предоставляемых населению услуг?

— Это самый главный вопрос. Снова сошлюсь на конкретный пример. У нас есть немало домов с удобствами на улице. Вы понимаете, о чем я говорю. Но тариф на проживание в них выше, чем в домах, где жить на порядок комфортней. Не парадоксально ли? Вот мы и требуем предоставления рассчитанных на пару лет программ канализования таких домов с тем, чтобы людям жилось в них удобнее и в то же время при несколько меньших, чем сейчас, тарифах. Такие же программы мы запросили и от водоканала, и от "Севтеплоэнерго" СГС. Со стороны последнего предприятия пока не слышно ни звука. Хотя работы в его подразделениях, скажем, по переводу котельных на все еще более дешевое топливо — газ, очень много. К водоканалу у нас заметно меньше замечаний. После того как в те же сроки повысили тариф на воду, коллектив использует малейшие возможности, чтобы поработать на перспективу.

— Предложения по повышению тарифов на жилье получены когда?

— 8 августа сего года.

— Что дальше?

— На первом этапе изучением этих предложений занимается не только постоянная комиссия городского совета по вопросам функционирования городского хозяйства, транспорта и связи, но и специально созданная из представителей всех фракций рабочая группа. Возглавляемая мною постоянная комиссия обсудила поступивший из главного управления жилищно-коммунального хозяйства городской государственной администрации документ. Впереди — его общественные слушания. В лучшем случае на рассмотрение сессии согласованный и откорректированный в постоянных комиссиях документ главного управления ЖКХ поступит либо 6 октября, либо в ноябре. Аналогичная процедура ожидает и предложения водоканала и "Севтеплоэнерго" СГС, если таковые будут.

— Сергей Александрович, вы говорили о гласности, открытости. А вот предложения по увеличению тарифов, подготовленные в главном управлении жилищно-коммунального хозяйства, мне в руки не даете…

— Это рабочий документ, который можно сопроводить грифом "Проект". К тому же бумага не постоянной комиссии, которую я возглавляю, а главного управления жилищно-коммунального хозяйства городской госадминистрации. С просьбой ознакомиться с этим документом обращайтесь непосредственно к его авторам. А принятое постоянной комиссией горсовета заключение по предложениям главного управления ЖКХ я могу вам предоставить — пожалуйста. Дайте только мне минутку, чтобы заверить его текст своей подписью.

* * *

Главному управлению ЖКХ городской госадминистрации поручается: "Провести разъяснительную работу среди населения города о необходимости увеличения тарифов на предоставляемые жилищные услуги; совместно с постоянной комиссией по вопросам функционирования городского хозяйства, транспорта и связи провести в первой декаде сентября 2008 года общественные слушания по данному вопросу с приглашением представителей ЖСК, ОСМД, рэпов и управления по защите прав потребителей в г. Севастополе".

Разработчиком предложений по увеличению тарифов предлагается представить "справочный материал об объемах возвращенных населению сумм за неоказанные жилищные услуги с разбивкой по предприятиям за первое полугодие текущего года; информацию о возможности исключения из общего количества предоставляемых услуг уборки лестничных клеток — по желанию и заявлению жильцов; информацию о необходимости либо нецелесообразности сохранения социального тарифа на жилищные услуги".

На ожидаемые общественные слушания Сергей Александрович обещал пригласить и журналистов.

Интервью провел А. КАЛЬКО.

Наш опрос

ГОТОВЫ ЛИ ВЫ МОРАЛЬНО И ФИНАНСОВО К ПОВЫШЕНИЮ ЦЕНЫ НА ГАЗ?

Оксана Марковна, жительница пр. Героев Сталинграда:

— У нас в доме установлены электрические плиты. Поэтому, с одной стороны, нас повышение вроде как и не касается. Но с другой — наш дом с централизованным отоплением и централизованной подачей горячей воды (которой, к слову, сегодня нет). Поэтому, конечно, повышение цены на газ нас коснется. Просто ощутим мы это с началом отопительного сезона. Когда на улице август и жарко, об этом думать не очень хочется. Так что у меня есть еще время морально и материально подготовиться к тому, что оплачивать "коммуналку" с этого года будет еще сложнее.

Ольга Ивановна, пенсионерка:

— Совершенно не готова. Для меня это как гром среди ясного неба. Да и кому, скажите на милость, добровольно хочется платить больше?

Екатерина Александровна, продавец:

— Я смотрела сюжет о повышении цен для потребителей по телевидению. И хочу сказать: в каждом шаге руководства есть все-таки рациональное зерно. При оплате предусмотрена дифференцированная система (в зависимости от объема потребления газа в год, а также от наличия прибора учета потребленного газа). Это хорошо. Может быть, люди наши, которые привыкли жить по схеме "все вокруг советское, все вокруг мое", станут более бережливыми — не будут без надобности включать газ и расходовать его направо и налево.

Дмитрий Олегович, военнослужащий запаса:

— Не готов ни морально, ни материально. Опять у наших руководителей народ крайний. Или пусть правду говорят, или пусть вообще молчат. Сколько лет нам рассказывают сказочку о том, что потребности (бытовые) населения вполне возможно обеспечить за счет внутренних резервов страны. Почему же в таком случае цена на газ для населения привязывается к импортируемому Украиной газу? С какой стати я должен оплачивать чью-то бесхозяйственность и ложь?

Сергей, будущий экономист:

— У нас менталитет такой, своеобразный, я бы сказал. Мы упорно не хотим понимать, что нельзя платить меньше за то, что стоит намного дороже. Если реально тысяча кубов газа обходится государству в энную сумму, то не может она быть ниже для потребителя. Это не политика, это элементарные законы экономики. И жить согласно этим законам нам просто нужно привыкать. По-другому не будет, да и быть не может.

Аркадий Игоревич, служащий:

— Морально готов уже давно. Тем более разговоры о повышении ведутся далеко не первый день. Что касается финансового плана, здесь сложнее. Но никуда не денешься. Все равно придется изыскивать резервы и оплачивать. Это, по-моему, гораздо лучше, чем ходить в должниках.

Другие статьи этого номера