Чем больше я работаю как бы журналистом, тем сильнее убеждаюсь, что в этом странном мире живут не менее странные люди! Я мог бы рассказать про выпускника престижного МАИ, ставшего известным саксофонистом, про врача, превратившегося в крупного бизнесмена, про учителя, торгующего на рынке, про… Но остановился на программисте. Обыкновенном севастопольском программисте. Точнее, программистке. Я запутался! Поэтому знакомиться со своей героиней я буду вместе с вами: Анна Дымант в поднадоевшей читателям рубрике «Профили».Анна Дымант, 21 год. Внешность описывать не буду — посмотрите на портрет! В этом году окончила СевНТУ по специальности "программист". Бакалавр. Училась ровно четыре года лишь для того, чтобы понять: программист — не женская профессия.
— Почему?
— Нам всем сказали еще на первом курсе, что из всех 80 студентов настоящими программистами станут от силы два выпускника. Видимо, я вошла в те самые 78.
— Тогда почему 4 года назад ты решила овладеть профессией, не будучи уверенной, что состоишься в ней?
— Родители… С детства я мечтала стать дизайнером одежды, как и моя мама. В тот момент она уже преподавала дизайн в филиале Львовской академии искусств. Но в последний момент папа сказал: "Нет, ты должна учиться в престижном университете!" Лучше бы я не послушала.
— 21 год… Самое время подвести предварительные итоги: в чём разочаровалась и чего добилась? Полагаю, что конкуренцию Билу Гейтсу ты не составила, тогда что?
— Если есть, чем гордиться, то только тем, что я ушла в искусство. Окончила актёрскую школу и вышла на сцену одного из севастопольских театров, где сейчас играю главные роли. 4 года назад меня хотели сделать такой же, как и все, а сейчас я занимаюсь делом, которое мне очень нравится.
— Насколько я знаю, твой брат — Анатолий Дымант — художник, ненамного старше тебя и, тем не менее, его родители не отправили в технический университет.
— Почему?! Отправили. И он с красным дипломом окончил физико-биологический факультет, не проработав по специальности ни одного дня. По примеру мамы начал рисовать ещё в детстве. У него здорово получаются пейзажи и портреты. Сейчас он выставляется в нескольких престижных крымских галереях.
— Тогда попытайся объяснить логику своих родителей.
— Мама всегда была за то, чтобы я нашла себя в искусстве, но… Папа, который имел право окончательного слова, сказал: "Нет! Сначала надо получить серьёзную профессию". Он считал, что женщина должна заниматься делом, а не искусством.
— Тогда вопрос о преемственности поколений: ты своим детям будешь навязывать волю в выборе жизненного пути?
— Выбор я оставлю за ними, но если это будет глупый выбор, я постараюсь переубедить.
— Тогда чем ты отличаешься от своего папы, если уже сейчас знаешь, какой выбор "глупый"?
— Ну, если моя дочь захочет пойти в кулинарное училище, то я постараюсь её убедить в том, что в жизни есть и более интересные дороги. Хотя в наше время образование, на мой взгляд, не имеет существенного значения.
— Ладно. С детьми более-менее… Каким ты видишь отца своих будущих детей?
— Добрым, верным и нежадным. А ещё любящим меня. Нет, я не мечтаю об олигархе, но мне кажется, что мужчина должен обеспечить женщине жизненное пространство, в котором она чувствует себя комфортно. Всё-таки жизнь женщины — это не только кухня, дети и домашнее хозяйство.
— Ты об этом заговорила — не я. Меня давно интересует применение глагола "должен" только к мужчине. А что мужчина получает взамен? Что он получит, когда выполнит все графы "должен"?
— Мою любовь. Я буду его по-настоящему любить. Разве этого мало? Я даже буду готовить.
— Ага! Яичница с помидорами раз в неделю. Это всё, что он получит?!
— Ему будет хорошо в нашем особняке на Рублёвке. Шучу!
— А чего бы ты не простила мужчине, с которым тебе хорошо в особняке на Рублёвке?
— Если бы он поднял на меня руку.
— А измену?
— Попыталась бы простить.
— Пьянство? Алкоголизм? Наркомания?
— Надеюсь, мне никогда не придётся столкнуться с этим.
— Тебе не кажется, что современные женщины стали более расчётливы, циничны и прагматичны в сравнении с нашими, ну, скажем, бабушками?
— Кажется. Раньше же как было: познакомились в школе, несколько лет ходили, взявшись за ручки, а потом женились. А сейчас всё по-другому: детки, наученные на опыте родителей, долго присматриваются и тщательно выбирают. Каждая из современных девушек думает: мне нужен самый, самый, самый! А этих "самых" очень мало. И к тому же они уже, как правило, женаты. Ну и средства массовой информации, тиражирующие идеалы абсолютного мужчины! Все эти фильмы про сбывшуюся девичью мечту… Есть с кого брать пример и есть к чему стремиться.
— Ты хочешь сказать, что каждая из современных девушек мечтает ездить на "Лексусе"?
— Нет, я мечтаю ездить на "Запорожце" салатового цвета с розовыми ромашками.
— Премило. Но ведь олигархов мало, а вас много. Есть же ещё и вариант "выйти замуж за иностранца".
— Для меня это — абсолютно неприемлемый вариант. Я никогда бы не смогла жить с человеком, выросшим на иной культуре, с иным менталитетом, которому в детстве мама пела другие колыбельные. Мне жалко наших девушек, которые сейчас ходят по европейским магазинам и возвращаются домой, где их, по большому счёту, никто не понимает.
— Ладно, давай о твоей нынешней профессии — лицедейство. На мой взгляд — самое подходящее занятие для девушки, ведь каждая девочка с детства мечтает встать перед гостями на стул и прочитать стихотворение.
— В детстве — может быть, а сейчас… для меня главное — передать зрителю свои переживания, чувства своей героини, мысли автора.
— Знаешь, я много общался с артистами, но никто мне так и не смог ответить на вопрос: откуда берется лицедейство — от Бога или все-таки от?..
— Не думаю, что надо отвечать на такой вопрос! Все, что существует в жизни, в том числе и театр, дается нам свыше. Что плохого в том, что зритель, выходя из театра, задумывается о смысле жизни, о своей миссии на Земле, о добре и зле? Сейчас, по-моему, театр — единственное место, куда люди приходят, чтобы им задали вопросы, на которые им хочется ответить.
— Когда ты проживаешь чужую жизнь на сцене, то невольно становишься не собой. В психиатрии такое состояние раздвоения личности принято называть шизофренией…
— Может быть, но ведь и в жизни мы часто примеряем на себя какие-то роли! Одни играют роль строгого шефа, другие — исполнительного подчиненного. Мы играем каждый день уготованную нам роль: родителей, подруг, соседей, детей… В этом смысле Шекспир был абсолютно прав, когда сказал, что "весь мир — театр, и люди в нем — актеры". Получается, что театр честнее жизни, ведь, приходя в зал, зритель заранее знает, что это — игра. Гораздо хуже, когда люди искусно играют в жизни! И не всегда положительную роль. Ты думаешь, что человек искренне признается тебе в своих чувствах, а потом выясняется, что это лишь игра!
— Никогда не думал об этом… Хотя в чем-то ты права. Тогда зачем вообще нужен театр, если его с избытком и в обыденной жизни?
— Я уже говорила: для того, чтобы людям задавали вопросы, на которые они хотели бы ответить. А еще, чтобы переживать ощущения, которых не хватает в сегодняшнем мире. Кстати, именно этим объясняется наш интерес к сериалам и реалити-шоу. Мы сидим перед телевизором и подглядываем чужую жизнь! Чужую любовь, чужую боль, чужую измену… И при этом понимаем, что все происходит не с нами, а с кем-то очень похожим на нас. Человеку всегда было свойственно заглянуть в замочную скважину или подслушать семейные ссоры соседей за стеной. Театр и дает им возможность полностью насладиться чужими эмоциями.
— С твоим интеллектом несостоявшегося программиста наверняка нелегко в жизни?
— Так же, как и другим. Все равно каждая женщина живет интуицией, а не логикой. Иначе и мир был бы совсем другим.
— О, а вот это уже "женская логика"! Хоть ты и женщина с мозгом программиста и душой артистки, ответь на вопрос: почему до сих пор мужчины и женщины не научились "жить дружно"?
— Потому что и те и другие — махровые эгоисты. Помнишь изречение: "Эгоист — это человек, который любит себя больше, чем меня" — вот и ответ. Отдавая, большинство из нас ожидает в ответ гораздо больше, чем получает. А еще и мужчина, и женщина стремятся подавить друг друга! Парадокс, но как только им это удается, партнер теряет в их глазах всякий интерес! Нас же интересуют только свободные, неподчиненные, неприрученные люди. Хотя некоторым нравятся и рабы. Правда, ненадолго! "Жить дружно" могут только два абсолютно свободных человека, которые, сделав доброе дело, не ждут моментальной компенсации. Вот и все.
Вот и все… После каждого увиденного "Профиля" мне удается узнать какую-то очень знакомую, но иначе сформулированную истину. Наверное, в этом и заключается главный смысл общения людей: мы ищем подтверждение собственных мыслей, высказанных другим человеком. Не для этого ли мы ходим в театр, читаем книги и смотрим кино?! А еще, каждый из нас мечтает найти свободного человека, который, сделав нам доброе дело, ничего не попросит взамен. И никогда не захочет сделать нас своим рабом. Такие вот истины от артистки с интеллектом программиста Анны Дымант.