В понедельник в городе открылся XI Всеукраинский Пленэр.
"Севастополь любит своих художников, любит и тех, кто к нам приезжает, потому что мы — патриоты своего города", — такими словами открыл в понедельник председатель городского совета Валерий Саратов Всеукраинский пленэр в Севастополе. Ценность события с многолетней историей Валерий Саратов видит в том, что "художники, которые приехали к нам, видят Севастополь под своим, интересным углом зрения". "Мы привыкаем к нашему городу, можем многого не замечать, а вы показываете его нам совершенно другим. И те картины, которые вы здесь пишете, оставляете у нас, эскизы, которые потом ложатся в основы ваших картин, они нам действительно очень нужны. Вчера был на Дне Москвы. Что повезли в подарок от Севастополя? Конечно, картину о Севастополе. Даже мне была подарена одна картина с пленэра севастопольского художника Игоря Шипилина: там сентябрь, но Севастополь после грозы, такое серое море… Она мне очень нравится", — поделился председатель горсовета, поддерживающий приезд художников в Севастополь третий год.
Но уже десятилетие принимает у себя в гостях, размещает, создает условия для работы, оказывает организационную и, что самое важное, духовную поддержку творческих людей депутат городского совета, председатель правления ОАО "Гостиница "Украина" Светлана Антоненко. И, по ее словам, "здесь, в осеннем Севастополе, зародилось такое ощущение друг друга, такое понимание, доверие, видение мира и людей вокруг нас", что две пары художников заключили в городе браки! "В плохом месте птица не вьет гнезда", — сделала вывод Светлана Антоненко.
Говорил об исключительности севастопольского пленэра и Андрей Чебыкин — президент Академии искусств, ректор Академии изобразительного искусства и архитектуры Украины: "Севастополь — это действительно бело-перламутровый город, это город-корабль, красивый, контрастный. Такого света нет нигде — ни в Турции, ни в Гурзуфе, ни в Алуште, ни в Форосе. Благодаря, может быть, и архитектуре. И море, и небо, и свет".
Удивляет и восхищает члена Севастопольской организации Национального союза художников Украины Анатолия Сухоруких то, что фактически сделали возможным его ежегодное проведение "не олигархи, а простые люди, небольшие предприниматели". "С 1998 года по инициативе нашей организации на севастопольский пленэр приезжают лучшие художники Украины, академики, народные и заслуженные художники. Охвачена почти вся Украина. У нас — Одесса, Николаев, Ровно, Львов, Харьков, крымчане. Простыми предпринимателями созданы такие условия! Каждому художнику — мастерская, комнаты, подрамники, автобусы, питание. Это великолепно. Поверьте мне, Светлана Александровна и Валерий Владимирович, через 20-50 лет о вас уже будут писать, как вы помогали художникам, так же, как сейчас пишут о Мамонтове, Терещенко, Морозове, Щукине", — уверял на открытии пленэра Анатолий Сухоруких. И, конечно же, нельзя не вспомнить и не сказать добрых слов о людях, которые тоже сыграли огромную роль в организации и создании комфортных условий пленэристам в Севастополе: о Сергее Сергеевиче Рыбаке и его супруге, к сожалению, уже ушедшей из жизни, Алле Иосифовне.
Завершится пленэр 25 сентября выставкой работ художников в Севастопольском Художественном музее имени М.П. Крошицкого. Каждый из приехавших живописцев подарит городу по две картины, рожденные под небом Севастополя.
Ирина КАРАТАЕВА.
Анатолий ЗОРКО, заслуженный художник Украины (Киев):
— Я участник самого первого пленэра в 1998 году. Пленэры важны, потому что общение для художника имеет большое значение… И, конечно, воздух, свет, очищаются краски, преобладает светлая палитра… На протяжении года пользуемся эскизным материалом из Севастополя.
Пленэр (от фр. en plein air — "на открытом воздухе") — живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха. Пленэр появился в начале XIX в. в Англии благодаря Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону. Пленэризм становится основой эстетики художников, для которых свет и воздух приобретают самостоятельное значение и чисто живописный интерес. Сам предмет сознательно не прорисовывается, почти не выражается в конкретных силуэтах или вовсе исчезает. Эта техника пользовалась большой популярностью у французских импрессионистов (именно тогда пленэр как термин получает широкое употребление). Такие художники, как Жан-Батист Камиль Коро, Жан-Франсуа Милле, Камиль Писсарро, Пьер-Огюст Ренуар и не в последнюю очередь Клод Моне, внесли свой вклад в становление пленэрной живописи. В России во 2-й половине XIX — начале ХХ в. пленэрной живописью успешно занимаются Василий Поленов, Исаак Левитан, Владимир Серов, Константин Коровин, Игорь Грабарь.
Живопись при естественном свете была известна давно и использовалась в основном для создания эскизов. Однако среди художников барбизонской школы и импрессионистов эта живописная техника получила новую жизнь.
(Материал из Википедии — свободной энциклопедии).
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ СЕВАСТОПОЛЮ?
Игорь Васильевич, предприниматель:
— Картин, посвященных Севастополю, очень много. Причем художники создают привлекательный образ Севастополя. Они не рисуют того, что у нас есть, но чем мы не можем гордиться. Например, свалки, недостроенные объекты и так далее. Они пишут привлекательный образ, создают имидж нашему городу. С другой стороны, художники выступают как документалисты. Они фиксируют уходящий город, вид которого стремительно меняется.
И. КАРПЕНКО, коренной житель Севастополя:
— Мне близки картины Дайнеки своим оптимизмом. Например, он нарисовал прекрасных спортсменок — красивых и сильных. Эти яркие образы привлекают и радуют. Или вот его картина "Севастопольские мальчишки". На ней виден Константиновский равелин, на его фоне изображены севастопольские мальчишки, которые наблюдают за полетом гидросамолета. Картины показывают здоровых, оптимистически настроенных людей. И это настроение, соответственно, передается зрителям.
Светлана РЫЛОВА, сотрудница библиотеки имени Паустовского:
— В читальном зале нашей библиотеки есть картина художника Павла Мирошниченко "Вид Херсонеса". Появилась она у нас не случайно. Паустовский любил Херсонес. Это как бы нить, связующая нашу библиотеку и самого Константина Паустовского. Мы гордимся тем, что у нас есть такая картина.
Елена ВОЛКОВА, начальник отдела культуры Балаклавской РГА:
— В Балаклавском районе, в центре культуры и досуга проводятся выставки, где экспонируются эпохальные полотна. Например, панорама Балаклавского сражения Анатолия Шорохова. Это солидная страница нашей истории. Выставляются и работы художников Николая Чеботару, Татьяны Михно и других. Были выставки мастера Александра Завьялова. В конце сентября его персональная выставка откроется в Севастопольском Художественном музее имени М.П. Крошицкого. Он акварелист, график. В Севастополе немало домов, где есть его произведения. Можно сказать, что на его полотнах запечатлены исторические моменты: подводные лодки, плавмастерские, которых уже нет. Его творчество посвящено родной Балаклаве и Севастополю.
Андрей, студент:
— С появлением фотографии, других изобразительных средств, думали, что искусство художника уйдет. А оно не уходит и не уйдет. Фотография носит личностный характер. А картины лучше передают красоту края, украшают нашу жизнь.