Художника обидеть может каждый. Только не в Севастополе!

В понедельник в городе открылся XI Всеукраинский Пленэр.

"Севастополь любит своих художников, любит и тех, кто к нам приезжает, потому что мы — патриоты своего города", — такими словами открыл в понедельник председатель городского совета Валерий Саратов Всеукраинский пленэр в Севастополе. Ценность события с многолетней историей Валерий Саратов видит в том, что "художники, которые приехали к нам, видят Севастополь под своим, интересным углом зрения". "Мы привыкаем к нашему городу, можем многого не замечать, а вы показываете его нам совершенно другим. И те картины, которые вы здесь пишете, оставляете у нас, эскизы, которые потом ложатся в основы ваших картин, они нам действительно очень нужны. Вчера был на Дне Москвы. Что повезли в подарок от Севастополя? Конечно, картину о Севастополе. Даже мне была подарена одна картина с пленэра севастопольского художника Игоря Шипилина: там сентябрь, но Севастополь после грозы, такое серое море… Она мне очень нравится", — поделился председатель горсовета, поддерживающий приезд художников в Севастополь третий год.

Но уже десятилетие принимает у себя в гостях, размещает, создает условия для работы, оказывает организационную и, что самое важное, духовную поддержку творческих людей депутат городского совета, председатель правления ОАО "Гостиница "Украина" Светлана Антоненко. И, по ее словам, "здесь, в осеннем Севастополе, зародилось такое ощущение друг друга, такое понимание, доверие, видение мира и людей вокруг нас", что две пары художников заключили в городе браки! "В плохом месте птица не вьет гнезда", — сделала вывод Светлана Антоненко.

Говорил об исключительности севастопольского пленэра и Андрей Чебыкин — президент Академии искусств, ректор Академии изобразительного искусства и архитектуры Украины: "Севастополь — это действительно бело-перламутровый город, это город-корабль, красивый, контрастный. Такого света нет нигде — ни в Турции, ни в Гурзуфе, ни в Алуште, ни в Форосе. Благодаря, может быть, и архитектуре. И море, и небо, и свет".

Удивляет и восхищает члена Севастопольской организации Национального союза художников Украины Анатолия Сухоруких то, что фактически сделали возможным его ежегодное проведение "не олигархи, а простые люди, небольшие предприниматели". "С 1998 года по инициативе нашей организации на севастопольский пленэр приезжают лучшие художники Украины, академики, народные и заслуженные художники. Охвачена почти вся Украина. У нас — Одесса, Николаев, Ровно, Львов, Харьков, крымчане. Простыми предпринимателями созданы такие условия! Каждому художнику — мастерская, комнаты, подрамники, автобусы, питание. Это великолепно. Поверьте мне, Светлана Александровна и Валерий Владимирович, через 20-50 лет о вас уже будут писать, как вы помогали художникам, так же, как сейчас пишут о Мамонтове, Терещенко, Морозове, Щукине", — уверял на открытии пленэра Анатолий Сухоруких. И, конечно же, нельзя не вспомнить и не сказать добрых слов о людях, которые тоже сыграли огромную роль в организации и создании комфортных условий пленэристам в Севастополе: о Сергее Сергеевиче Рыбаке и его супруге, к сожалению, уже ушедшей из жизни, Алле Иосифовне.

Завершится пленэр 25 сентября выставкой работ художников в Севастопольском Художественном музее имени М.П. Крошицкого. Каждый из приехавших живописцев подарит городу по две картины, рожденные под небом Севастополя.

Ирина КАРАТАЕВА.

Сказано!

Анатолий ЗОРКО, заслуженный художник Украины (Киев):

— Я участник самого первого пленэра в 1998 году. Пленэры важны, потому что общение для художника имеет большое значение… И, конечно, воздух, свет, очищаются краски, преобладает светлая палитра… На протяжении года пользуемся эскизным материалом из Севастополя.

В тему

Пленэр (от фр. en plein air — "на открытом воздухе") — живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха. Пленэр появился в начале XIX в. в Англии благодаря Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону. Пленэризм становится основой эстетики художников, для которых свет и воздух приобретают самостоятельное значение и чисто живописный интерес. Сам предмет сознательно не прорисовывается, почти не выражается в конкретных силуэтах или вовсе исчезает. Эта техника пользовалась большой популярностью у французских импрессионистов (именно тогда пленэр как термин получает широкое употребление). Такие художники, как Жан-Батист Камиль Коро, Жан-Франсуа Милле, Камиль Писсарро, Пьер-Огюст Ренуар и не в последнюю очередь Клод Моне, внесли свой вклад в становление пленэрной живописи. В России во 2-й половине XIX — начале ХХ в. пленэрной живописью успешно занимаются Василий Поленов, Исаак Левитан, Владимир Серов, Константин Коровин, Игорь Грабарь.

Живопись при естественном свете была известна давно и использовалась в основном для создания эскизов. Однако среди художников барбизонской школы и импрессионистов эта живописная техника получила новую жизнь.

(Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

Глас народа

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ СЕВАСТОПОЛЮ?

Игорь Васильевич, предприниматель:

— Картин, посвященных Севастополю, очень много. Причем художники создают привлекательный образ Севастополя. Они не рисуют того, что у нас есть, но чем мы не можем гордиться. Например, свалки, недостроенные объекты и так далее. Они пишут привлекательный образ, создают имидж нашему городу. С другой стороны, художники выступают как документалисты. Они фиксируют уходящий город, вид которого стремительно меняется.

И. КАРПЕНКО, коренной житель Севастополя:

— Мне близки картины Дайнеки своим оптимизмом. Например, он нарисовал прекрасных спортсменок — красивых и сильных. Эти яркие образы привлекают и радуют. Или вот его картина "Севастопольские мальчишки". На ней виден Константиновский равелин, на его фоне изображены севастопольские мальчишки, которые наблюдают за полетом гидросамолета. Картины показывают здоровых, оптимистически настроенных людей. И это настроение, соответственно, передается зрителям.

Светлана РЫЛОВА, сотрудница библиотеки имени Паустовского:

— В читальном зале нашей библиотеки есть картина художника Павла Мирошниченко "Вид Херсонеса". Появилась она у нас не случайно. Паустовский любил Херсонес. Это как бы нить, связующая нашу библиотеку и самого Константина Паустовского. Мы гордимся тем, что у нас есть такая картина.

Елена ВОЛКОВА, начальник отдела культуры Балаклавской РГА:

— В Балаклавском районе, в центре культуры и досуга проводятся выставки, где экспонируются эпохальные полотна. Например, панорама Балаклавского сражения Анатолия Шорохова. Это солидная страница нашей истории. Выставляются и работы художников Николая Чеботару, Татьяны Михно и других. Были выставки мастера Александра Завьялова. В конце сентября его персональная выставка откроется в Севастопольском Художественном музее имени М.П. Крошицкого. Он акварелист, график. В Севастополе немало домов, где есть его произведения. Можно сказать, что на его полотнах запечатлены исторические моменты: подводные лодки, плавмастерские, которых уже нет. Его творчество посвящено родной Балаклаве и Севастополю.

Андрей, студент:

— С появлением фотографии, других изобразительных средств, думали, что искусство художника уйдет. А оно не уходит и не уйдет. Фотография носит личностный характер. А картины лучше передают красоту края, украшают нашу жизнь.

Другие статьи этого номера