Марш на месте с боем барабанов

Так охарактеризовал многолетнее «развитие в области земельных отношений» в Севастополе начальник Севастопольского отделения Государственного комитета по земельным ресурсам Украины Игорь Сизов.

При этом начальник отделения назвал неправильным мнение о том, что решение земельных вопросов является исключительной прерогативой территориальных органов земельных ресурсов. Земельные отношения входят также в сферы архитектуры и градостроительства, экологии, сельского хозяйства и агропромышленного комплекса, Министерства обороны. Именно поэтому Госкомзем Украины инициировал проведение в регионах общественных слушаний для привлечения на них широкого спектра специалистов — участников земельного процесса и общественности. Последняя в большей мере должна быть представлена депутатами сельских и поселковых советов, интересы которых особенно затрагиваются при проведении работ по определению границ населенных пунктов или выдаче государственных актов взамен сертификатов собственников земельных паев.

И хотя Севастополь, как утверждает Игорь Сизов, является лидером в Украине по замене сертификатов, нерешенной остается проблема в ЗАО им. Софьи Перовской, где "пайщики настаивают на получении актов для ведения личного крестьянского хозяйства, а Госкомзем считает, что они должны быть выданы для товарного сельскохозяйственного производства, поскольку в Украине действует мораторий на изменение целевого назначения сельхозземель". Эта проблема и станет темой первого общественного слушания уже на следующей неделе. А вообще горожанам предстоит обсудить вопросы сохранности земель сельскохозяйственного назначения, природно-заповедного и лесного фондов; разграничения земель государственной и коммунальной формы собственности; разработки региональной программы использования и охраны земель; проведения аукционов. Ни одна из этих проблем до сих пор, несмотря на указы Президента страны, в Севастополе не решена. Вслух это объясняется недофинансированием объемных и сложных землеустроительных работ.

Например, лесной фонд севастопольского региона составляет 34,4 тысячи гектаров, или 40% территории города. Установление его границ в значительной мере осложняется огромным количеством смежных землепользователей — частных лиц, ЖСТИЗов. И, несмотря на действующий в государстве мораторий на отчуждение земель из состава лесного фонда, на протяжении последних лет в Севастополе их площадь постоянно сокращается из-за выделения гражданам и предприятиям различных по площади участков. У всех на слуху история, произошедшая с южнобережными землями Севастополя. Их потерю для города Игорь Сизов связывает с решением городского совета N 1644 от 15 марта 2007 года, когда земли мыса Сарыч и Айя были переведены в категорию рекреационных. "Этим решением горсовет фактически открывал путь к гибели лесного фонда в южнобережной зоне Севастополя", — уверен начальник городского отделения Госкомзема. Напомним, что горсовет такие действия объяснял желанием выставить эти земли на аукцион и выручить для города десятки, а то и сотни миллионов гривен. Однако сделать этого не успел. Администрация не выставила участки на торги, и часть из них "ушла" арендаторам по договорам суперфиций через решения крымских судов. Тем не менее сейчас ситуацию нужно спасать, считает Сизов, путем внесения в решение изменений, и это также стало предметом общественных слушаний, которые протокольно рекомендовали горсовету поработать над изменениями.

Впрочем, как прозвучало на слушаниях, если будут порасторопней государственные экологи, 30% лесного фонда города уже в этом году может получить правоустанавливающие документы, способные защитить лес от расхищения. По словам Игоря Сизова, практически готова техническая землеустроительная документация по Терновскому и Чернореченскому лесничествам, на которую были израсходованы значительные средства государственного бюджета. Сейчас она находится на согласовании у экологов, которые прямо на слушаниях обещали скорейшее завершение ее экспертизы.

Сложнее обстоит дело с установлением границ населенных пунктов Севастополя. Многолетняя работа в этом направлении не доведена до конца, и представители Госкомзема опять винят в этом горсовет, не давший на ее завершение средства в 2008 году. Совсем тяжело обстоит дело с работой по разграничению границ земель государственной и коммунальной форм собственности. В Севастополе с завидной регулярностью вспыхивают скандалы между двумя ветвями власти по поводу того, кто имеет право распоряжаться ею до разграничения собственников. И срыв из года в год сроков исполнения этой работы наталкивает на различного рода догадки. Они же присутствуют и при возникновении вопроса, почему в Севастополе не находятся средства для исполнения пунктов программы по использованию и охране земель города, утвержденной решением сессии еще в 2002 году. В общем, резюмировал Игорь Сизов, "марш на месте с боем барабанов". Подтолкнуть марширующих в путь участники слушаний решили также еще одной рекомендацией, но уже в адрес Севастопольской городской госадминистрации, которая должна издать распоряжение о создании рабочих групп с фамилиями специалистов-землеустроителей, экологов, представителей правоохранительных органов.

Ирина КАРАТАЕВА.

В тему

— В Севастополе много говорится о необходимости разграничения земель коммунальной и государственной форм собственности, об установлении границ населенных пунктов. Эта работа значится в планах главного управления?

— Эта задача также поставлена правительством. До конца 2008 года должны быть установлены границы населенных пунктов, прежде всего границы Киева и Севастополя. Это и границы самого Севастополя, и тех населенных пунктов, которые внутри города. Я бы хотел сказать, что в прошлом году одной из проектных организаций уже был выигран тендер на 1 миллион 800 тысяч гривен на работу по уточнению границ Севастополя и корректировку новых границ населенных пунктов. Миллион 400 тысяч гривен уже освоено.

Что это означает для жителей города? В соответствии с Земельным кодексом земли жилой и общественной застройки могут находиться только в границах населенных пунктов. Когда мы закончим эту работу, которая финансируется из местного бюджета и из бюджетов сельских советов, то у севастопольцев появится информация, сколько остается земель под индивидуальную жилую застройку.

Кроме того, четко будут определены полномочия местных советов. Пока с этим в Севастополе сложно, поскольку и по административному делению, и по структуре угодий такого города, как наш, больше в Украине нет. Мы по площади практически равны Киеву, даже чуть больше. У них 83 тысячи гектаров, у нас — 87. Но Севастополь — единственный город, у которого 40% территории занято землями государственного лесного фонда, а еще 24% — землями сельхозназначения. Это все и нужно учитывать при разграничении земель. В программе правительства страны "Украинский прорыв для людей и для политиков" в разделе 3.6. "Об агропромышленном комплексе и развитии сельской местности" на этот год для земельных ресурсов прописано также установление границ природно-заповедного фонда и создание Единого реестра земельных участков, то есть она направлена на концентрацию земельных массивов.

(Из интервью Игоря Сизова "Славе Севастополя+" в феврале 2008 года).

Кстати

Присутствовавшая на слушаниях начальник управления юстиции города Ольга Ковитиди акцентировала внимание на проблеме проведения земельных аукционов. Вопрос их организации должен согласовываться с Союзом промышленников и предпринимателей, чтобы участки для торгов выбирали не чиновники, а лица, заинтересованные в земле с просчитанным экономическим эффектом, решили участники слушаний.

Другие статьи этого номера