Этого удалось достичь благодаря тому, что после пятилетних судебных разбирательств ООО «Трудовой коллектив Балаклавского судоремонтного завода «Металлист» заключил договор с РО ФГИ об аренде целостного имущественного комплекса ГП «Металлист».
В понедельник одно из старейших севастопольских предприятий — завод "Металлист" — отметило 69-летие. Событие — не юбилейное и могло бы вполне остаться незамеченным для большого Севастополя и даже маленькой Балаклавы. Если бы накануне дня рождения трудовому коллективу не удалось выпутаться из многолетних судебных разбирательств по поводу "хозяев" предприятия, стать самостоятельной единицей и приступить к выполнению государственной программы демилитаризации Балаклавской бухты.
Директор предприятия Роман Царьков назвал произошедшее уникальной ситуацией, поскольку "с одной стороны, фонды остаются в госсобственности, а с другой стороны — предприятие получает маневр для заключения различных договоров". По словам Романа Царькова, хозяйственное общество было создано пять лет назад из членов трудового коллектива, прошло регистрацию и с того момента занялось отстаиванием прав граждан на получение в аренду целостного имущественного комплекса. Пришлось инициировать судебные процессы о незаконности присоединения севастопольского "Металлиста" к Феодосийскому судомеханическому заводу, предприятию, которое на тот момент, заявил Царьков, "было заведомо убыточным, а наше — прибыльным". В итоге 14 июля 2008 года апелляционный хозяйственный суд Севастополя вынес решение, согласно которому Фонд государственного имущества был понужден к заключению договора аренды целостного имущественного комплекса с ООО "Трудовой коллектив Балаклавского судоремонтного завода "Металлист". В августе такой договор был заключен — и хозобщество стало правопреемником всех прав и обязанностей бывшего государственного предприятия. Причем и в разрушительные девяностые годы, и в судебные начала третьего тысячелетия "Металлист" не был распродан и разворован! Он до сих пор располагает уникальным оборудованием, в частности станком по ремонту корабельных валов, ресурс которого практически не ограничен. И, что интересно, это оборудование сохранялось на "Металлисте" со времен Второй мировой войны, а перед оккупацией города было вывезено на Кавказ и возвращено на предприятие после освобождения Севастополя.
И теперь на базе основных фондов заводчане приступили к выполнению заказов Министерства обороны Украины и программы Кабинета министров Украины, принятой еще в 2003 году, по демилитаризации и экологическому оздоровлению Балаклавской бухты.
Заключаться такая работа будет, например, в модернизации производства для внедрения рекреационной программы по обслуживанию судов, яхт, маломерных судов, в том числе судов VIP-класса, развитию Балаклавы как международного рекреационного центра. Об этом сообщил журналистам заместитель директора предприятия по развитию Валерий Иванов. По его словам, основное для завода — это обеспечение боеспособности Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины и морских частей Пограничных войск страны и на основе повышения качества продукции и внедрения современных технологий при обязательном соблюдении требований экологической безопасности — улучшение состояния экологии Балаклавской бухты. "В ближайшее время, — сказал В. Иванов, — мы запланировали модернизацию плавпричалов. Вторая часть программы — исследование акватории и очистка Балаклавской бухты от предметов, находящихся на ее дне. И частично эта работа уже началась".
Как добавил заместитель директора, в перспективе предприятие планирует ремонтировать топливную аппаратуру не только отечественного производства, но и дизели таких, например, фирм, как МAN, Mersedes, и других, которые сейчас широко применяются на яхтах. "Соответственно, у нас будет внедряться стендовое оборудование данных фирм с обеспечением качества работ мирового уровня. В ближайшее время мы планируем пройти соответствующую аттестацию", — сказал он.
Поскольку завод представляет собой пять территорий, основная из которых находится на берегу Балаклавской бухты, с целью реализации рекреационной программы часть основной территории будет освобождена для размещения яхт и других гражданских судов. В частности, планируется перевести на другое место электроцех, сообщил заместитель директора. "Кроме того, — сказал он, — мы полностью отказались от очень опасных источников загрязнения окружающей среды — от гальванического производства — и перешли на жидкие металлы, на напыление с привлечением специализированных предприятий".
Уже сейчас "Металлистом" заключен первый договор на ремонт дизеля корвета "Луцк". Всего, по оценкам специалистов, потребность военного судоремонта в Украине составляет более 11 миллионов гривен в год, и значительную часть этих средств теперь может освоить Балаклава, о которой государственному военному ведомству пришлось забыть на долгие годы. Кстати, с момента объявления демилитаризации Балаклавы вся секретная часть некогда закрытого завода была передана в "вынужденное" головное предприятие в Феодосии. Теперь севастопольский "Металлист" — полностью независимое предприятие. И от военных секретов также.
Ирина КАРАТАЕВА.
Причальный фронт завода составляет более 800 метров, где можно размещать, по словам Р. Царькова, "до 20-30 яхт хорошего класса в зависимости от их размера и возможностей осадки".
___________________
ИЗ ПРЕСС-РЕЛИЗА ООО "ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ БАЛАКЛАВСКОГО СУДОРЕМОНТНОГО ЗАВОДА "МЕТАЛЛИСТ":
Окончательную точку в незаконной передаче имущества предприятия поставил Верховный суд Украины, который своим постановлением отменил объединение БСРЗ "Металлист" и "ФСМЗ" с приведением сторон в первоначальное состояние. Данное решение является окончательным и обжалованию не подлежит. В результате целостный имущественный комплекс завода на законных основаниях возвращён трудовому коллективу.
В настоящее время между региональным отделением Фонда госимущества в АР Крым и Севастополе и ООО "ТК БСРЗ "Металлист" заключен договор аренды целостного имущественного комплекса ГП "БСРЗ "Металлист", который позволил людям, десятки лет занятым на предприятии, возобновить свою работу и начать получать более высокую заработную плату.
Сейчас "Металлист" в состоянии выполнить практически все виды судоремонтных работ как корпусов, так и электромеханического оборудования, а также остальных систем и механизмов кораблей. Вместе с тем в ближайшее время начнётся обновление станочного парка высокотехнологичным оборудованием, для работы на котором будут привлекаться молодые специалисты, что позволит довести численность трудового коллектива до 450 человек.
Среди основных целей и задач предприятия — поддержание технической готовности кораблей и судов Военно-Морских Сил и Погранвойск Украины, а также организация яхтенного центра со стоянкой и сервисным обслуживанием мирового уровня… Кроме того, после комплексного изучения акватории предприятия будет произведена её очистка от технического мусора. В числе задач — замена пришедших в негодность металлических секций причалов на железобетонные. При этом вся реконструкция будет производиться с учётом архитектурного облика Балаклавской бухты.
Светлана ПИКИНА, председатель профсоюзного комитета ООО "Трудовой коллектив Балаклавского судоремонтного завода "Металлист":
— Ситуация вокруг нашего завода получила достойное завершение, чему мы все очень рады. Ведется работа над коллективным договором, где найдут отражение вопросы оплаты и охраны труда, социальной защиты. Работаю на заводе 32-й год. Начинала, когда он был просто огромным по меркам Балаклавы. На нем трудились свыше тысячи человек. И очень жаль, что нас довели до момента, когда осталось не более ста человек. Но перспективы у нас огромные, нам удастся возродиться.
Владимир ГРИГОРАШ, слесарь-судоремонтник, бригадир:
— Работаю на заводе 30 лет. Наконец начались подвижки: выдали спецодежду, надеемся, будет нормальная зарплата. Тогда и люди вернутся сюда. Наши специалисты работают в этой сфере даже на заводах Российской Федерации. Говорят, если здесь все наладится, вернемся в Севастополь. Будем работать.