Держи карман шире…

Пока Верховная Рада Украины и бывшие друзья по демкоалиции весьма активно и громко ведут дискуссию о том, отправить или нет правительство Юлии Тимошенко в отставку, оно между тем представило на рассмотрение высшего законодательного собрания страны проект главной сметы государства на 2009 год.

Обсуждение и принятие этого документа, по мнению экспертов, политиков, да и рядовых граждан, тоже уже становится традиционной, осенней, национальной забавой. Но забава, и это сомнению не подлежит, должна быть веселой, жизнеутверждающей, наполненной радостью и оптимизмом. Накопленный же Украиной бюджетный опыт свидетельствует об обратном. При вполне оптимистичных на бумаге цифрах доходов и расходов на практике ежегодно приходится решать вполне актуальный вопрос, как свести концы с концами, вернее, дебет с кредитом. При этом, учитывая суперполитизацию общества, еще умудриться (за государственный счет) выполнить и собственные предвыборные обещания.

Что от всего этого получает "пересичный громадянин", мы наблюдаем уже не первый год. С экранов телевизоров и страниц печатных СМИ нас убеждают в росте нашего благосостояния и увеличении уровня доходов, а мы, отправляясь за покупками на рынок или в магазин, каждый раз берем денежек побольше, а авоську поменьше…

Станет ли будущий, 2009-й переломным, сможем ли мы по полной схеме насладиться правительственными бюджетными предложениями? Поживем — увидим. А пока просто ознакомимся с цифрами. Не будем останавливаться на масштабных перспективах, обратимся к тому, что ближе всего каждому из нас.

Итак, с января 2009 года правительство предлагает увеличить минимальную зарплату до 770 гривен, а минимальную пенсию — до 568 гривен. В следующем году будет четырежды (один раз в квартал!) увеличиваться основной государственный социальный стандарт — прожиточный минимум. Это важно, потому что от прожиточного минимума, как вы сами понимаете, зависит и значительное число социальных выплат, таких как пособие по уходу за ребенком до трех лет, выплаты детям-инвалидам, минимальный размер алиментов и пособия одиноким матерям, и, конечно же, пенсии и надбавки к ним.

Поддержка семей с детьми — одна из главнейших государственных программ. Это и объяснений никаких не требует — достаточно посмотреть статистику и ознакомиться с катастрофической демографической ситуацией. Но как раз этот раздел в проекте бюджета-2009 и окутан туманной дымкой. В нем лишь указано, что размеры двух основных видов помощи — при рождении ребенка и по уходу за ним до трехлетнего возраста — будут установлены Кабмином Украины (?!). Но о каких конкретно суммах идет речь — тайна, покрытая мраком. В этой ситуации как- то не очень убедительно звучат заверения министра труда и социальной политики Людмилы Денисовой о том, что пособие по уходу за ребенком может быть увеличено на целых 80 процентов.

Может быть, порадует вкладчиков Сбербанка бывшего СССР информация о том, что в следующем году правительство планирует выделить в качестве компенсации за обесценившиеся вклады 9 миллиардов гривен? Выплатить их предполагается в таком же порядке, что и в нынешнем году, — в пределах остатка вклада, но не более одной тысячи гривен на одного вкладчика. Следует отметить, что в пояснительной записке к бюджету-2009 указано, что также запланированы компенсационные выплаты и наследникам вкладчиков и застрахованных лиц в размере до 500 гривен. На это будет направлено 230 и 10 миллионов гривен соответственно. Здесь, видимо, будет уместным напомнить, что государство в соответствии с законом Украины "О государственных гарантиях восстановления сбережений граждан Украины" обязалось выплатить своим гражданам компенсацию, общая сумма которой составляет 131 миллиард 960 миллионов гривен. Отдельно стоит сказать о бюджетниках. Их труд оплачивается по Единой тарифной сетке, которая делит специалистов на 25 разрядов — в зависимости от их квалификации и должности, а также устанавливает для каждого разряда свой оклад. Все эти оклады определяются путем умножения базовой ставки работника 1-го разряда на повышающий коэффициент. Это сегодня. А в проекте бюджета-2009 предусматривается другой вариант: базовая ставка работника первого разряда, во-первых, устанавливается Кабинетом министров Украины, а во-вторых, в фиксированной сумме — без привязки к минимальной зарплате. Таким образом, эта важнейшая для бюджетников ставка в 2009 году будет изменяться и к 1 декабря 2009 года может вырасти до 807 гривен. Более того, в предложенном законопроекте за Кабмином вообще закрепляется право устанавливать в 2009 году размеры социальных выплат, которые в соответствии с законодательством определяются исходя из размеров минимальной зарплаты в абсолютных цифрах. Естественно, в пределах ассигнований, предусмотренных соответствующими бюджетными программами. Конечно, каждый из нас должен четко отдавать себе отчет в том, что сегодня все названные цифры — лишь благие намерения правительства. Станут ли они реальностью, зависит от депкорпуса высшего законодательного собрания страны, который должен утвердить проект бюджета-2009, сделав его законом, обязательным для исполнения. А нам же, рядовым гражданам, остается (в который раз!) надеяться, что заложенные в бюджете радующие глаз и слух суммы не останутся оттисками на бумаге, а реально помогут жить более достойно, не опасаясь неприятных сюрпризов. Хотя, впрочем, большинство из нас уже давно привыкло полагаться только на себя…

Подготовила Татьяна ЯРОШЕВСКАЯ.

Между тем

ГОРСОВЕТ ГОТОВ К РАССМОТРЕНИЮ БЮДЖЕТНОЙ РЕЗОЛЮЦИИ СЕВАСТОПОЛЯ НА 2009 ГОД

23 сентября на заседании президиума городского совета председатель постоянной комиссии по вопросам бюджета, финансов и социально-экономического развития города депутат Александр Антоненков сообщил коллегам, что его комиссия подготовила и вносит на рассмотрение сессии проект бюджетной резолюции на 2009 год.

По словам Александра Антоненкова, на заседании бюджетной комиссии депутаты совместно с финансовым управлением рассматривали вопросы, в каком экономическом пространстве будет жить город весть следующий год. Прогнозные показатели бюджета по сравнению с этим годом будут увеличены за счет основных доходов — с физических лиц, поскольку в государстве увеличивается подоходная налогооблагаемая база. Основным направлением бюджета остается развитие социальной структуры. Кроме того, сказал председатель ПК, на следующий год депутатский корпус ставит задачу по приобретению дополнительной коммунальной собственности за счет средств от продажи существующей (приватизации). Горсовет считает, что собственность громады должна не уменьшаться, а увеличиваться, принося тем самым дополнительные доходы в бюджет города. Пока "в сыром виде" рассматривается вопрос и ставится перед СГГА задача по строительству или приобретению социального жилья для работников бюджетной сферы — врачей, педагогов.

Основной проблемой будущего бюджета остается дотирование жилищно-коммунального хозяйства. "К сожалению, администрация пока нам не представляет программу реформирования ЖКХ, и это влечет за собой неясности в составлении бюджета, потому что отрасль является самой затратной для бюджета. От того, как специалистами будет предложена проблема реформирования, будет зависеть и бюджет 2009 года", — сказал Александр Антоненков.

Дотирование ЖКХ остается проблемой и бюджета уходящего года. Председатель бюджетной комиссии пояснил, что бюджет-2008 выполняется по всем источникам финансирования, кроме одного — "администрация недостаточно хорошо проводила аукционы по продаже прав аренды земли". Поэтому дополнительные средства, которые получил город по итогам девяти месяцев, будут опять же направляться на дотации ЖКХ. "Эта проблема поглощает практически все свободные средства, — продолжил Антоненков. — Но у нас отсутствует задолженность по заработной плате, и Севастополь является практически единственным городом в Украине, где выплачены все социальные обязательства, в том числе по так называемой 57-й статье — для педагогических работников".

Ирина КАРАТАЕВА.

В тему

РАСКОШЕЛИВАЕМСЯ НА ТЕЛЕФОН…

Станем ли мы богаче в 2009-м, будет ясно через несколько месяцев. А вот то, что придется затянуть пояса туже в 2008-м, — уже реальность. Поскольку Национальная комиссия регулирования связи (НКРС) Украины своим решением N 1110 от 12 сентября приняла новые предельные тарифы на общедоступные телекоммуникационные услуги.

Согласно информации, размещенной на сайте НКРС, с 1 октября текущего года на 20% повышается месячная абонплата за пользование основным телефонным аппаратом, подключенным к линии фиксированной связи: для населения — до 13,7 грн при почасовой оплате разговоров и до 19,58 грн — при отсутствии почасовой оплаты.

Такая же абонплата будет установлена и для бюджетных предприятий, а для небюджетных она составит 21,52 и 30,74 грн соответственно.

В случае установки телефона по спаренной схеме абонплата для населения и бюджетных организаций составит 10,94 и 15, 64 грн при поминутной тарификации и без нее соответственно, а для небюджетных предприятий — 17,2 и 24,6 грн.

Комиссия также повысила тарифы на переустановку телефонного аппарата в пределах дома для населения на 81,8 % — до 60 грн, для предприятий — на 12,5% — до 75 грн.

Кроме того, увеличится стоимость переоформления договоров на пользование телефоном для населения. С 1 октября в большинстве случаев она составит 20 грн против прежних 6,25 грн.

В то же время НКРС на 10% снизила стоимость подключения телефонов абонентам. Так, для населения она составит теперь 150 грн, для предприятий — 600 грн.

Другие статьи этого номера