Изюминки президентской законодательной инициативы

Президент Украины зарегистрировал в Верховной Раде законопроект «О внесении изменений в закон Украины «О ратификации Европейской Хартии региональных языков или языков меньшинств». В чем основная суть названного выше законопроекта и почему Президент страны выступил с подобной законодательной инициативой, мы попросили прокомментировать народного депутата Украины Вадима КОЛЕСНИЧЕНКО.Приводим слова народного депутата без комментариев и купюр:

— Напомню, что этот закон, призванный защищать негосударственные языки, исторически употребляемые на территории конкретного государства, с большими трудностями, президентскими вето и решением Конституционного суда был принят в 2003-м и вступил в силу только с 2006 года. История принятия данного закона — это фактически история борьбы некоторых политических сил против прав человека и по уничтожению языков меньшинств, и прежде всего русского, в Украине. И ныне эту борьбу против более чем половины своего народа уже открыто возглавил Президент.

В прошлом году Украина впервые подала отчет в Совет Европы о выполнении Хартии. Государственный отчет был подвергнут серьезнейшей критике в альтернативном отчете, подготовленном мной и рядом правозащитных организаций. На нашу критику и конкретные замечания из 17 пунктов, подтвержденных статистикой и законодательной базой Украины, Министерство юстиции Украины даже не нашло, что ответить, а просто тихонько отправило свой доклад в Европу.

Несколько месяцев назад Украину посетила делегация экспертов Комитета Европейской Хартии региональных языков и языков меньшинств и была шокирована полученной информацией о дискриминации русского и языков других меньшинств в Украине. Отмечу, что свою информацию и альтернативный доклад мы, не скрывая, подали в разные международные институции, украинские органы власти, в том числе и Президенту нашей страны.

Что же сегодня своим законопроектом пытается пролоббировать Виктор Ющенко? Сначала, всего-навсего, поменять название закона и вместо слов "региональных языков или языков меньшинств" вставить "региональных или миноритарных языков". Такая формулировка, судя по всему, нужна для признания всех языков, кроме украинского, миноритарными, или, как это расшифровывают некоторые националистические вожди, вымирающими. Таким образом, например, русский язык, который, по данным переписи 2001 года, 17 млн граждан Украины признали родным, а по социологическим данным, более 61% украинцев (или 30 млн граждан) используют каждый день, будет искусственно деградирован, низведен до маргинеса, лишен любых перспектив на официальный статус. Причем даже в регионах с тотальным преимуществом русскоязычного населения, таких как Крым (90% русскоязычных) и Севастополь (93% русскоязычных граждан). Пострадают от этого, конечно же, и все языки меньшинств в Украине.

Кроме того, чтобы, видимо, окончательно свести на нет использование и развитие русского языка, в законопроект введена норма, по которой украинский язык (государственный!) будет дополнительно защищаться в АР Крым, Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Луганской, Николаевской, Одесской, Харьковской, Херсонской областях и Севастополе.

Можно не сомневаться, на реализацию каких статей этого закона пойдут государственные деньги, а на какие их не хватит. И это при том, что в Украине и так 90% школьников учатся на украинском языке, работа государственных органов, судебной системы должна вестись исключительно на украинском языке; национальные языки практически вытеснены из кинематографии, активно "прессуются" в эфире. Спрашивается: что, украинский язык вымирающий? Для чего ему тогда статус государственного?

Конечно, следует отметить "открытость" Президента в декларировании своих намерений касательно русского языка. Но в данном случае, когда речь идет о правах человека, эта "открытость" является не чем другим, как цинизмом и полным правовым нигилизмом со стороны "гаранта прав и свобод граждан".

Другие статьи этого номера