Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 17o

Пираты XXI века: без ореола романтики

Вести с просторов Мирового океана в последнее время все более настораживают и даже пугают. Не успели все вздохнуть с облегчением после счастливого возвращения на родную землю украинских и российских моряков судна «Геркулес», захваченных пиратами,...

Вести с просторов Мирового океана в последнее время все более настораживают и даже пугают. Не успели все вздохнуть с облегчением после счастливого возвращения на родную землю украинских и российских моряков судна «Геркулес», захваченных пиратами, как один за другим, практически без перерыва, прозвучали новые сигналы SOS.Так, 9 сентября в морских водах Нигерии пиратами было захвачено судно, принадлежавшее британской судоходной компании. Семь из двадцати пяти членов экипажа, среди которых один украинец, выходец из Севастополя, были вывезены захватчиками в неизвестном направлении. Условия похитителей пока остаются неясными. А в конце прошлой недели украинский МИД подтвердил факт захвата пиратами украинского судна "Фаина", направлявшегося в Кению, с 21 членом экипажа на борту. Из них 17 человек — граждане Украины, трое россиян, один член экипажа — гражданин Латвии. На борту судна находится военная техника: танки, гранатометы и другое вооружение. Пираты требуют баснословный выкуп за сохранение жизни и освобождение моряков…

Севастополь — город, в котором проживают тысячи гражданских моряков. И потому случившееся не может оставить нас равнодушными. Тем более этот случай, к сожалению, не единичный. Профессия моряка становится все более опасной: ведь, кроме объективных, естественных трудностей, ожидающих любого моряка дальнего плавания, есть субъективные — вероятность стать жертвой, по сути, международного терроризма. И здесь недостаточно рассчитывать на собственные силы. Требуются крепкая рука и защита родного государства.

Одна из статей Конституции Украины гарантирует защиту всем гражданам, пребывающим за пределами страны. Украинское посольство в Нигерии в настоящий момент поддерживает связь с нигерийскими спецслужбами и местными властями совместно с Посольством Великобритании. Есть информация, что к переговорам привлечены посредники, имеющие соответствующий опыт. Однако сегодня ситуация так и остается неразрешимой. Будущее севастопольского моряка, как и его местонахождение, неизвестно. В тревоге и полном неведении пребывает его семья. Вот информация жены заложника, выложенная на одном из электронных севастопольских форумов: "…мне прямым текстом сказали: надейтесь на Британию… Еще позвонили и отчитали, что я во все инстанции строчу… Мы этим делом занимаемся днем и ночью… Здесь законы джунглей, их нельзя спугнуть".

Законы джунглей на морских просторах — это не мистификация, а суровая реальность. Неполных два месяца назад в том же штате Нигерии, где произошла сентябрьская трагедия, было захвачено судно "Геркулес", обслуживающее итальянские нефтяные платформы. Экипаж численностью 12 человек состоял из граждан России и Украины. 25 июля судно и 7 членов экипажа были освобождены. Еще пятерых моряков похитители вывезли в неизвестном направлении. А незадолго до этого, 28 мая, в Аденском заливе сомалийскими пиратами было захвачено немецкое судно, на борту которого находились 15 человек, в том числе четыре гражданина Украины. В результате переговоров моряки были освобождены в обмен на выкуп. По данным западных СМИ, за освобождение судовладелец заплатил 750 тысяч американских долларов. В плену у пиратов украинцы в общей сложности провели 42 дня.

Морские пираты стали намного агрессивнее. Это вполне объяснимо, ведь их "ремесло" — дело доходное, а товары на судах — добыча легкая. По мнению представителей Международного морского бюро, сегодня стало "легче ограбить судно, чем банк". По данным этого же бюро, ежегодный ущерб от пиратства в азиатских морских водах оценивается не менее чем в 25 миллиардов долларов.

Современное пиратство подразделяется на три вида. Первый представляет собой обычные шайки, которые вооружены ножами и пистолетами. Используя фактор внезапности, они нападают на суда в открытом море или гавани, а затем грабят пассажиров или экипаж. Как правило, они не покушаются на захват самого судна, а ограничиваются лишь судовой кассой и частью груза, который перегружают на свои катера и лодки.

Второй вид — это банды, вооруженные крупнокалиберными пулеметами, автоматами и гранатометами, которые нередко истребляют весь экипаж, захватывая судно и груз.

Третий вид — это международные организованные группы, которые захватывают корабли с особо ценными грузами. Они используют современную спутниковую навигацию и средства связи, обладают агентурной сетью, обширными связями в различных эшелонах власти.

Примечательно, что действия современных пиратов становятся все более жесткими по отношению к членам экипажей захваченных судов. К примеру, в ноябре 1998 года в Тайваньском проливе пираты захватили китайский сухогруз "Чунг сон". Тогда они обезглавили всех 23 членов команды, а тела выкинули за борт. Сам корабль злоумышленники продали сингапурскому бизнесмену за 300 тысяч долларов. Чаще всего пираты грабят сухогрузы, танкеры, контейнеровозы и рыболовецкие суда. Но иногда они нападают на частные прогулочные яхты. Самый громкий случай произошел в 2001 году, когда пираты убили на Амазонке обладателя Кубка Америки, знаменитого яхтсмена Питера Блейка.

Слово "пират" вошло в обиход примерно в IV-III вв. до н.э. и происходит от греческого "пробовать, испытывать". Таким образом, смысл слова — "пытающий счастье". Некоторое время истории о пиратах несли на себе даже некий ореол романтики, но сегодня пират объявлен кем-то вроде врага рода человеческого и подлежит суду и наказанию в любой стране. Международной практикой допускается уничтожение пиратов кем угодно без объявления войны. Однако пираты, взятые в плен, должны предстать перед надлежащим судебным органом, их дело должно быть рассмотрено в соответствии с законом. Но случаев, когда официальным властям удалось отбить у пиратов захваченное судно, немного. Один из недавних — операция французских спецслужб, когда у пиратов была отбита яхта с пожилыми супругами на борту.

Но есть основания полагать, что далеко не все случаи пиратских захватов подлежат широкой огласке. Существует мнение, что в этом в первую очередь не заинтересованы судовладельцы, которые нередко настойчиво убеждают капитанов и экипажи судов не распространяться о подобных инцидентах. Во-первых, из-за боязни издержек в ходе судебных разбирательств по делу о пиратских нападениях. Во-вторых, судовладельцы пытаются избежать потери доверия со стороны коммерческих партнеров и не желают выплачивать компенсации пострадавшим работникам. Хотя Международная организация транспортников рекомендует судовладельцам учитывать при заключении договоров с экипажами степень риска, зависящего от курса и зоны следования корабля. Например, зарплата для моряков, отплывающих в Нигерию — самую "прославленную" зону пиратов, — должна увеличиваться в два раза.

Эффективным средством против пиратов должны быть, по логике, военно-морские силы. Однако за последние пятнадцать лет, например, российский ВМФ практически свернул свое присутствие во многих районах. Еще более скромно выражено присутствие в водах Мирового океана ВМС ВС Украины. На кого же тогда уповать гражданским морякам, тяжелым трудом зарабатывающим себе на жизнь, в случае попадания в экстремальные ситуации далеко от Родины?

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ