Севастополь как один из самых перспективных морских торговых портов Черноморского бассейна

Севастополь располагает хорошими стартовыми позициями в реализации концепции «город-порт», через который может осуществляться транспортное сообщение Европы с другими частями света.Основные конкурентные преимущества Севастополя для развития портовой деятельности следующие:

1. Наличие нескольких уникальных (даже по мировым меркам) незамерзающих глубоководных бухт.

2. Значительная протяженность береговой линии, способствующая созданию мощной портовой инфраструктуры.

3. Отсутствие в Крымском регионе крупного и эффективного морского торгового порта.

4. Близость важнейших морских торговых путей и государств с развитой морской торговлей.

5. Расстояние до промышленных предприятий Донецко-Запорожского региона ближе, чем от портов-конкурентов, расположенных в Одесской области.

Развитие портового хозяйства будет способствовать опережающему развитию предприятий припортовой инфраструктуры: судостроение, судоремонт, транспортная и складская логистика. К примеру, порт Роттердам, где непосредственно трудится около 1300 чел., обеспечивает работой еще 60 тыс. человек в смежных отраслях.

В текущем году Украина стала полноправным членом Всемирной торговой организации. Наше государство также подтвердило свои стремления к максимальной торговой интеграции со странами Евросоюза, вплоть до создания зоны свободной торговли.

Указанные инициативы открывают для Украины широкие возможности по реализации своего экспортного, импортного и транзитного потенциала, значительного увеличения грузооборота торговых портов по всем направлениям перевозок.

Кроме того, постепенное развитие базовых отраслей украинской экономики привело к существенному увеличению экспортно-импортных грузопотоков и в то же время обнажило некоторые инфраструктурные проблемы Украины, которым ранее не уделялось должного внимания.

Речь идет прежде всего об отсутствии в Украине морского торгового порта, способного принимать суда класса Capesize (дедвейтом свыше 100 тыс. тонн) вследствие недостаточных глубин у причалов. Осадка судна класса Capesize дедвейтом 170 тыс. тонн составляет 16,5 м, при этом запас должен составлять не менее 0,8 м. В итоге получаем необходимую глубину, как минимум, 17,3 метра.

Несмотря на самые большие среди украинских портов естественные глубины у причалов, сегодня порт Севастополь может принимать только суда класса Panamax (дедвейт до 100 тыс. тонн). Для приема судов класса Capesize необходимо проведение дноуглубительных работ.

Следует отметить, что использование в морской торговле крупнотоннажных судов является весьма перспективным направлением, так как позволяет получить значительный экономический эффект при транспортировке металлопродукции, сырьевых материалов, некоторых видов с/х продукции и т.д.

Для Севастополя как одного из немногих глубоководных портов Украины крайне важно не остаться в стороне от указанных процессов, а максимально использовать их для развития своего экономического потенциала. Особенно учитывая то обстоятельство, что по результатам работы морских торговых портов Украины за 2007 год Севастопольский морской торговый порт (вместе с Евпаторией) оказался худшим среди 18 портов государственного сектора по грузообороту.

Другие статьи этого номера