Что нам стоит СЭЗ построить

«Начата разработка концепции свободной экономической зоны в Севастополе», — об этом заявил на брифинге в Севастопольской городской государственной администрации вышедший из отпуска ее председатель Сергей Куницын. По словам главы исполнительной ветви власти, разговор с президентом по этому поводу велся еще с сентября, и, наконец, от Виктора Ющенко получено принципиальное согласие на разработку концепции. «Мы ведем активную работу по видоизменению отдельных положений закона «О статусе Севастополя» и попытаемся создать свободную экономическую зону на территории Большого Севастополя. Рабочая группа по этому вопросу трудится не покладая рук», — сказал глава СГГА.

Возглавил группу разработчиков небезызвестный Андрей Клименко, с которым Сергей Куницын в свое время, будучи мэром Красноперекопска, создавал СЭЗ "Сиваш", территории приоритетного развития по Крыму. Сотрудничают украинские специалисты и с иностранными. "Мы уже месяц работаем с рядом международных агентств. Уже на следующей неделе в город приедут иностранные эксперты, которые помогут нам в наработке "скелета" концепции и понимания, что же мы должны получить в итоге. Потому что свободные экономические зоны бывают разнохарактерными: производственно-экспортно ориентированными, оффшорными, технопарки — десятки разновидностей. Мы должны найти ту форму, которая будет максимально соответствовать экономическому, географическому и другим положениям Севастополя. Думаю, что закон о статусе Севастополя нужно сделать таким, чтобы с его помощью решались не столько политические, сколько экономические вопросы, — считает С. Куницын. — В город должен прийти капитал. А деньги — они, как воды реки, выбирают удобное русло. Можете это воспринимать как шутку, можете — всерьез, но у меня на этот счет намерения серьезные. Когда мы подготовимся, напишем концепцию — представим ее на суд главы государства, правительства, будем работать с Верховной Радой".

В качестве аргумента эффективности создания СЭЗ председатель СГГА предложил журналистам съездить на экскурсию на ряд крымских заводов, расцветших в условиях свободной экономики: "Когда я в Красноперекопске в 1993 году собрал 200 руководителей Армянска, Перекопа и районов и сказал: "Мужики, караул, будем делать СЭЗ", первая их реакция была — мэр сошел с ума. Смеялись надо мной, говорили: "Пацан что-то там себе напридумывал". Я же тогда еще молодой был, 33 года. Сделали. Пять лет она отработала, и еще столько же работали территории приоритетного развития. Езжайте теперь на содовый завод "Титан", предприятие "Укснаб", которое производит 90% пивных охладителей Евразии! А какая инфраструктура у этих предприятий! При одном из заводов даже детская художественная школа есть. А все это дал "Сиваш" — снизили на 20% налоги, но освободившиеся средства можно было пустить только на развитие производства. Чтобы деньги не "проели", а пустили на реконструкцию или развитие".

Сергей Куницын уверен, что будущее города, его развитие, а не жалкое существование — именно в СЭЗ: "Вопрос гораздо сложнее и серьезнее, чем это может показаться сейчас. И даже без учета того, что в 2017 году Черноморский флот покинет Севастополь, как покинут его и субвенциальные средства. А люди? Что предложить тем севастопольцам, кто работает на ЧФ РФ? Надо по-хорошему выторговать для себя эти полномочия. Тем более, что у Севастополя для этого колоссальный ресурс. Честно говоря, я для Севастополя другого пути не вижу. Это нестандартный ход, поскольку в этом городе стандарты не действуют".

Написано

Еще более года назад Сергей Куницын представил на суд севастопольцев свой труд "Стратегия Севастополя: осознание миссии": "В середине 90-х в северном Крыму нам удалось, создав первую в Украине специальную экономическую зону — Северокрымскую экспериментальную экономическую зону "Сиваш", — сделать, казалось бы, невозможное. В условиях экономического кризиса — думаю, всем еще памятно то время — северный Крым преодолел нижнюю точку экономического спада в 1997 году — на два года раньше, чем это произошло в стране.

Затем уже в масштабах АР Крым в 1999-2004 годах, создав территории приоритетного развития сразу в 9 городах и районах, нам удалось положить начало цивилизованным инвестиционным процессам на Южном берегу Крыма и дать новый толчок развитию крымского промышленного севера.

Знаете, в чем состоит главная загадка Севастополя в этом контексте? Она в том, что, имея более выгодные предпосылки для экономического прорыва, чем северный Крым и Южный берег — и в том числе несравнимую концентрацию интеллектуального потенциала, — несмотря на многократные попытки, Севастополь так и не стал "черноморским Сингапуром"…

Мне очень хочется — вместе с севастопольцами — разорвать этот замкнутый круг".

Между тем

По состоянию на начало 1999 года, утверждают экономисты, мировое пространство насчитывало более тысячи свободных экономических зон. В них изготавливалась, а также из них вывозилась продукция, стоимость которой составляла около 15% мирового торгового оборота. Тем не менее в Украине тогда реально функционировала лишь Северокрымская экспериментальная экономическая зона (СЭЭЗ) "Сиваш" — локальный экономический эксперимент на территории Красноперекопского района и города Армянска. Благодаря созданию этой СЭЭЗ удалось сохранить около 2,5 тыс. рабочих мест и создать 400 новых. А Севастополь того времени уже шесть лет как заявлял о готовности создания СЭЗ.

Авторы статьи "Свободные экономические зоны: мифы и реальность" В.П. Кузьменко, Л.И. Кузнецова рассказывают, что еще 25 февраля 1993 г. своим распоряжением президент Украины поручил Кабинету министров к 1 апреля того же года подготовить и представить на рассмотрение Верховного Совета проект закона Украины "О статусе специальной экономической зоны города Севастополя". В начале 1994 г. экспертами фирмы "Мейтленд" (Англия и Люксембург) была проведена дополнительная оценка возможности создания СЭЗ "Севастополь" на основе изучения ТЭО ее проекта, разработанного рабочей группой горсовета и местной администрации, и непосредственного осмотра включенных в проект объектов. Было дано положительное заключение о целесообразности реализации проекта. А в соответствующем протоколе рекомендовалось проведение углубленной международной экспертизы для создания международного консорциума с подключением экспертов других "стран ЕС и авторитетных международных органов уровня ООН, ЕБРР и других". В марте 1995 г. Президиум Верховного Совета Украины дал положительный ответ на вопрос о создании СЭЗ "Севастополь" и принял постановление о внесении соответствующих предложений на рассмотрение президента. Летом того же года вышло распоряжение уже нового президента Украины, в котором наряду с подготовкой проекта комплексной программы стабилизации социально-экономического состояния города Севастополя рассматривались вопросы проведения экономического эксперимента по созданию зоны свободного предпринимательства на его территории. Но вследствие различных обстоятельств, прежде всего политического и военно-политического характера, этот вопрос до сих пор не решен. Дальнейший поиск компромиссного варианта привел даже к отказу от названия "город русских моряков" и замене его на название мыса, на территории которого предполагалось создание локальной СЭЗ "Манганари", ТЭО которой также рассматривалось несколько лет. Для международной оценки целесообразности создания локальной СЭЗ в Севастополе были подключены эксперты ЕБРР из голландской консалтинговой фирмы GEM, которые также дали положительное заключение. Летом 1996 г. был подготовлен трехтомный проект локальной СЭЗ, в котором была представлена вся необходимая документация, включая ТЭО. В проект в качестве субъектов зоны входил комплекс предприятий, расположенных в морском рыбном порту и на прилегающих к нему территориях Камышовой бухты общей площадью 350 га земли и водной акватории моря. Проект описывал, в сущности, СЭЗ производственно-экспортного характера. В перспективе, с решением многих вопросов политического и военно-политического характера, прежде всего в отношениях между Украиной и Российской Федерацией, она могла бы расшириться в зону комплексного характера, превратив город Севастополь в украинский Гонконг. Несмотря на то, что в течение многих лет работой по созданию различных проектов СЭЗ "Севастополь" руководил первый заместитель председателя городской администрации Б.А. Кучер, который в последние годы жизни стал ее главой, их материальное воплощение так и не состоялось в течение шести лет. И на сегодня вопрос остается открытым, в том числе в процессе поиска альтернативного пути выживания почти полумиллионного города.

Тематический ликбез

СПЕЦИАЛЬНЫЕ (СВОБОДНЫЕ) ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ, согласно законодательству страны, относятся к специальным режимам хозяйствования.

Специальной (свободной) экономической зоной считается часть территории Украины, на которой установлен специальный правовой режим хозяйственной деятельности. На территории специальной (свободной) экономической зоны могут вводиться льготные таможенные, налоговые, валютно-финансовые и прочие условия предпринимательства отечественных и иностранных инвесторов. СЭЗ создаются с целью привлечения инвестиций и эффективного их использования, активизации совместно с иностранными инвесторами предпринимательской деятельности.

На территории Украины могут создаваться специальные (свободные) экономические зоны разных функциональных типов: свободные таможенные зоны и порты, экспортные, транзитные зоны, таможенные склады, технологические парки, туристско-рекреационные и т.д.

В тему

О намерении создать на острове Змеином свободную экономическую зону "Ахиллия" заявило Министерство экономики. В феврале ведомство подало в парламент законопроект "О специальной (свободной) экономической зоне "Ахиллия". Проект разработан в порядке исполнения указа Президента от 15 января текущего года.

СЭЗ создается на 30 лет на территории острова Змеиного Килийского района Одесской области площадью 20,5 гектара за исключением территории заказника.

Цель создания СЭЗ "Ахиллия" — привлечение инвестиций в развитие туристско-рекреационной сферы, сохранение и эффективное использование природных ресурсов.

Кстати

Поручение Президента Ющенко правительству Тимошенко создать свободную экономическую зону на острове Змеином может рассматриваться и как политическая издевка. Эффективность свободных экономических зон правительство Юлии Тимошенко ставило под сомнение еще в 2005 году. В первую очередь Юлия Владимировна заявляла о донецких СЭЗ как о "черных дырах бюджета", требовала их закрытия, настаивала на угольной реформе.

Существовало мнение, что от деятельности СЭЗ в Донецкой области в начале XXI века страна теряла 300 млн грн ежегодно: через Донбасс ввозилось огромное количество контрабандного мяса, часто уже не пригодного к продаже по своим срокам хранения в Западной Европе. Под прикрытием СЭЗ действовали предприятия, которые в огромных количествах вывозили каолиновое сырье в Италию, откуда качественная керамика ввозилась нам же. Отечественные же предприятия и предприниматели в том же Донбассе оказались на грани разорения по причине того, что все каолиновые карьеры попали в руки одного монопольного собственника. Так что закрытие, в конце концов, свободных экономических зон в Украине, по мнению правительства Юлии Тимошенко, только содействовало привлечению инвестиций, поскольку в существовавших свободных экономических зонах инвесторы не имели равных условий. В то же время Президент Виктор Ющенко неоднократно заявлял о том, что закрытие свободных экономических зон было ошибкой, и призывал правительство исправить ее.

К концу 2006 года отечественные СМИ стала наполнять информация о том, что украинцы восстановят несколько свободных экономических зон, активно работавших в 90-е годы XX века.

Подготовили Ирина КАРАТАЕВА и Анна МОСКАЛЕНКО.

Другие статьи этого номера