Город без кукольного театра — город без детства

Недавно в Севастополе произошло событие, особенно заметное для семей, где есть детки: фестиваль любительских театров кукол «Маленькая страна», который длился целых четыре дня. Его вдохновителем и организатором стала руководитель кукольного театра «Саквояж» Балаклавского центра культуры и досуга Людмила Суханова.Свое искусство севастопольцам дарили шесть кукольных театров — как любительских, так и профессиональных. Среди гостей — Санкт-Петербургский театр кукол "Вим-театр". Его актерский состав — молодые выпускники Санкт-Петербургской театральной академии. Они показали маленьким зрителям спектакль "Джек в Стране чудес" по мотивам английских народных сказок. Актеры работали с куклами-марионетками, но не традиционными, а марионетками-потыками, еще их называют "самоходящими". Театр-студия из Евпатории выступил с традиционными марионетками — куклами на ниточках. Евпаторийцы показали "Лесную сказку" Голя и Веселова. Это история о том, как два снеговичка захотели найти солнце, так как в лесу было холодно. Звери голодали и замерзали, и снежные человечки пожертвовали кому свой нос, сделанный из моркови, кому шарф, кому шапочку. А добравшись до солнышка, они попросили появиться его на небе, чтобы согреть всех зверей в зимнем лесу. Но когда вышло солнце, сами они… растаяли.

Этот рассказ о добре, о самопожертвовании. Красивую романтическую сказку "Заколдованная принцесса", где добро побеждает зло, представил кукольный театр "Саквояж" Балаклавского центра культуры и досуга. Принцесса отказалась выйти замуж за злого колдуна, и в отместку он сделал ее прыгающей и сказал, что такая невеста никому не нужна. Но нашелся принц, который не только возвратил этой принцессе умение танцевать и ходить, но и сделал так, что и колдун стал добрым, и Баба-яга — тоже…

В спектакле были задействованы профессиональные артисты Р. Клюев и Л. Суханова, а куклы представлены другой системы — настольные. Они были изготовлены в Крымском академическом театре кукол в Симферополе. Кроме того, Севастополь представлял театр кукол "Открытые сердца" Ассоциации духовного возрождения. В этом коллективе используют кукол "мапет-шоу" (куклы выступают на ширме, актеров не видно). Спектакль назывался "Волшебный возок". Это христианская тематика. Героя соблазняют всевозможными способами — курением, ленью и так далее. Но у него иная задача: он едет в своем волшебном возке посмотреть мир и преобразить его, сделать лучше. Севастопольский театр кукол "Колесо" общественной организации "Логос" показал сказку о Колобке. Правда, это был измененный сюжет известной сказки. Надо отдать должное организаторам и участникам: все показанные сюжеты — добрые, одухотворенные, романтические. Это и отметили зрители в своих многочисленных отзывах.

Но, к сожалению, не обошлось без ложки дегтя в бочке меда. По словам организаторов, они столкнулись с тем, что некоторые родители отказываются водить своих детей в кукольный театр: мол, приедут артисты в детсад, там ребенок и посмотрит. Но ведь в детском саду с детьми не происходит чуда — настоящей встречи со сказкой. В театре особая атмосфера: яркий свет, спецэффекты, и кукольные спектакли в этих условиях оставляют самые яркие эмоциональные впечатления. Кроме того, маленькие зрители становятся участниками завораживающего театрального действа. И еще одно. В нашем городе, увы, нет профессионального государственного кукольного театра. Несколько лет назад его эскизный проект был разработан известным севастопольским архитектором Георгием Григорьянцем. По этому проекту кукольный театр, напоминающий воздушный замок, прекрасно вписывается в Детский парк. Но пока эта идея не реализуется. А жаль. Ведь театр кукол в современной жизни ребенку очень и очень нужен.

Ведь как считают психологи? Искусство театра кукол — это научный метод сказкотерапии и куклотерапии. Вот мнение Лидии Мальцевой, методиста Центра практической психологии и социальной работы в системе образования:

— Пожалуй, первое "личное" знакомство малыша с "живой и говорящей" куклой чаще всего происходит тогда, когда ребенок начинает посещать детский сад. Герои сказок, которые ему читала мама, вдруг оживают. Перед ребенком открывается совершенно другой, сказочный мир. Ведь основная деятельность дошкольника — это игра, поэтому в программе дошкольного воспитания есть различные виды театров, такие как кукольный, настольный, пальчиковый, теневой, игры-драматизации. С их помощью дети приобщаются к сказке, театру, могут сами исполнять различные сказочные роли, воплотиться в героев, эмоционально выразить все то, что тревожит и волнует, говоря не от своего лица, а от лица сказочного персонажа, живущего в воображаемом мире. Кроме того, кукла сама по себе несет некоторый эмоциональный образ. Как правило, она — веселая или грустная — изображает положительного или отрицательного героя какой-либо сказки. Играя с куклой, ребенок психологически переживает роль, а значит, приобретает столь необходимый ему эмоциональный опыт прохождения полярных состояний. Несколько разнохарактерных кукол помогут малышу ответить на вопрос, каково это — быть злым или добрым, лживым или правдивым, умным или глупым, доверчивым или подозрительным, смелым или трусливым… И, наконец, главное: каково это — быть взрослым? В игре он больше не малыш, он — взрослый: решает взрослые проблемы, сам справляется с жизненными ситуациями, самостоятельно делает выбор. Это о дошкольном детстве.

Но как же быть тем детям, которые переступили порог школы? Заниматься куклами и театром у них нет времени. Вот здесь на помощь и должен прийти профессиональный кукольный театр, которого, к сожалению, у нас в городе пока нет. Преимущества кукольных театров в том, что, как правило, все они основаны на известных и любимых детворой сказках.

В последнее время модным стало самим сочинять сказки для своих детей. Не удивишь термином "сказкотерапия" и современных любящих, неравнодушных и любопытных родителей, а тем более воспитателей и психологов. Для одних сказкотерапия — это лечение сказками, для других — прием коррекционной работы, для третьих — способ передачи основных знаний о жизни. В науке это одно из самых молодых направлений. Ему еще нет и 20 лет. Но, с другой стороны, сказкотерапия — это самый древний метод поддержки человека словом, метод педагогики, так как на сказках воспитывались тысячи поколений. Поэтому психология рано или поздно не могла не обратить свой благосклонный взгляд на этот феномен.

Хотелось бы, чтобы важность, необходимость существования кукольного театра осознали и поняли не только специалисты, родители, но и те, от кого зависит его создание в нашем городе. Еще Н.В. Гоголь писал о том, что театр — это кафедра, с которой можно много сделать миру добра. Его слова остаются актуальными и сегодня.

Другие статьи этого номера