Проблемы отечественной металлургии коснулись бюджета Севастополя

Однако, считает председатель городского совета Валерий Саратов, Севастополь более застрахован от ударов мирового экономического кризиса, поскольку не имеет крупных бюджетообразующих предприятий.

В конце прошедшей недели Президент Украины Виктор Ющенко требовал от правительства решить проблемы металлургов страны, чтобы сохранить отрасль. В частности, привлечь усилия Национального банка Украины и коммерческих банков для обслуживания промышленных предприятий по внутренним и внешним кредитам. Как отметил президент, промедление в решении проблемы в металлургической отрасли повлечет за собой критическое снижение объемов производства и, как следствие, — экономический коллапс.

Как считают авторы специализированного интернет-издания "Укррудпром", меткомпании поспешно уменьшают объемы производства из-за резкого снижения мирового спроса на стальную продукцию, сопровождаемого беспрецедентным по своей скорости падением цен. Наиболее серьезные потери понесла украинская сталелитейная отрасль, где уровень загрузки мощностей в середине октября составлял порядка половины от докризисных показателей. Большие проблемы возникли и у других компаний по всему миру. Отголоски мирового кризиса уже докатились и до, казалось бы, далекого от проблем металлургии Севастополя.

Во вторник председатель городского совета Валерий Саратов заявил, что он "с опасением смотрит на тенденции, которые уже присутствуют в Севастополе". "У меня нет статистических данных о том, насколько мировой финансово-экономический кризис отразился на экономике города, — сказал В. Саратов. — Но на том же предприятии "Авлита", являющемся крупнейшим плательщиком налогов в городе (они заплатили в этом году 16 миллионов гривен), уже "встает" перевалка металла, потому что его не покупают. Соответственно, они не заплатят налоги". А между тем стивидорная компания "Авлита" с января по сентябрь 2008 года увеличила перевалку грузов на 45% — до рекордных 2,842 миллиона тонн. В том числе объем перевалки металлопродукции за 9 месяцев достиг 1,425 млн тонн. Это рекордные показатели за всю историю "Авлиты". Данных о работе предприятия в октябре — "черном месяце" металлургов и финансистов — пока нет…

Кроме того, в Севастополе в какой-то степени уже замедлилось вложение денег в строительство. Некоторые стройки начинают "замораживаться". В этой связи Валерий Саратов отметил как положительный момент отсутствие в Севастополе предприятий, которые бы являлись основными донорами в бюджет. "У нас порядка ста предприятий, наполняющих бюджет на 75%. То есть каждое дает по одному-полтора процента, не больше. Это хорошо, потому что мы независимы от провала одного или другого предприятия. Кризис начнется с тех регионов, которые являются монополизированными, например предприятиями химической промышленности, металлургии", — уверен глава городского совета.

Но уйти от проблем всей Украины Севастополю все же не удастся. Правительство пытается подготовить на следующий год бездефицитный бюджет. При этом "дырка в Пенсионном фонде Украины — порядка 30 миллиардов гривен", говорит В. Саратов, и придется из бюджета государства "перекачивать туда деньги". А это значит, что если начнутся сбои по бюджету, то, соответственно, начнутся проблемы и в Пенсионном фонде. И это уже будет результат "популистских решений правительства, боязни принятия непопулярных, но экономически обоснованных решений — у нас же постоянно выборы!" — считает Валерий Саратов.

Четвертый квартал 2008 года будет очень тяжелым для мировых металлургических компаний, да и прогнозы на 2009 год не выглядят радостными. Можно предположить, что Севастополя мировая депрессия коснется еще и потому, что одним из старейших предприятий города является Балаклавское рудоуправление. А по всему миру идет рекордное сокращение поставок руды. Ряд специалистов считает, что в 2009 году ведущим экспортерам руды придется впервые за семь лет снизить цены или, в лучшем для них случае, согласиться на сохранение прежних условий. Возможно, значительно снизятся запросы клиентов и на коксующиеся угли, которых в последнее время очень боятся экологи Севастополя.

Ирина КАРАТАЕВА.

Кстати

Горсовет Севастополя не примет решение о повышении тарифов, предложенное администрацией, сообщает пресс-служба горсовета.

Депутаты Севастопольского горсовета, хотя и рассмотрят на очередной сессии вопрос о тарифах, предложенных администрацией, однако повышать их не будут. Об этом на пресс-конференции во вторник заявил журналистам председатель Севастопольского городского совета Валерий Саратов.

Он назвал несколько причин такого отрицательного отношения к проекту администрации. Главная, по его мнению, заключается в том, что, "несмотря на то, что депутаты в течение последних двух с половиной лет добиваются от администрации программы улучшения качества коммунальных услуг населению, в частности реформирования теплоснабжения в городе, до сегодняшнего дня такой программы нет".

Вторая причина, по утверждению Валерия Саратова, в том, что "менеджмент у коммунальщиков как был семидесятых годов, так и остался: это ожидание дотаций, вместо того чтобы самим зарабатывать деньги. При этом со стороны администрации отсутствует эффективное управление этими коммунальными предприятиями".

Так, горсовет, как сказал глава представительной власти, "после всестороннего анализа порекомендовал "Севгорводоканалу" сохранять тарифы на воду. Это рентабельно, и это не те деньги, чтобы народ не мог их заплатить, однако никаких движений со стороны водоканала не было".

В связи с серьёзной проблемой отсутствия кадров горсовет, по словам его председателя, предложил оформить коммунальный заказ на подготовку специалистов и для "Севгорводоканала", и для "Севтеплоэнерго", так как средний возраст существующих специалистов — 60 лет, однако встречной реакции так и не последовало.

"Мы повышаем тарифы на жильё, растёт заработная плата у начальников рэпов и заместителей, но людей, которые занимаются уборкой, не прибавляется, штатные должности заполнены только на 50 процентов, услуги не на должном уровне, поэтому смысла поднимать тарифы нет, и политики в этом вопросе никакой нет", — сказал Валерий Саратов.

В тему

И в связи с мировым кризисом, да и без него, председатель Севгорсовета считает, что Украине выгоднее покупать или строить новые корабли, чем получать в подарок старые. Вот как глава горсовета прокомментировал заявление США о намерении передать один из своих фрегатов украинским ВМС: "Украина — морская держава, и она должна иметь и развивать свой флот, а принимать в подарок старые корабли и тратить большие деньги на их модернизацию — абсолютно глупое решение. В Украине достаточно развито судостроение, поэтому, может быть, будет выгоднее строить самим новые корабли".

Глас народа

ВАШЕЙ СЕМЬИ, ПРЕДПРИЯТИЯ, КОСНУЛСЯ КРИЗИС?

И. КИРСАКОВ, офицер запаса:

— Еще неделю назад наши политики кричали, что кризис не затронет Украину. Затронул. Это видно и по ценам на рынке, и по ценам на жилье. Сейчас политикам надо думать не о том, как заполнить кресла в парламенте, а как спасать страну. А они тянут этот вопрос, все обсуждают.

В. КЛИМЕНКО, инженер:

— Сотни тысяч людей стали заложниками финансового кризиса. Это отразилось на депозитах. Сейчас мало кого интересуют проценты. Главное — вернуть деньги. А если и будет увеличена страховка за риск потерять депозитные вклады, то в течение какого времени они будут возвращены? И не окажется ли, что эти выделенные средства пойдут на выборы? Такая заманчивая "заначка"… Лично для моей семьи большим ударом стало прекращение выдачи депозитных вкладов. У того, у кого в банке "заморожены" 150 тысяч гривен, может быть, и дома наличные в банке хранятся, а мне мои 1,5 тысячи нужны сейчас.

А. ДАРЕНКО, обладатель кредита:

— Опасаюсь, что из-за мирового финансового кризиса будут повышены проценты по уже действующему кредиту. Это может стать непосильным бременем. А в случае задолженности банки уже не будут церемониться с должниками. Многие из них вообще не дают кредит.

Александр Васильевич, житель Балаклавы:

— Лично я сужу по тому, как в городе расходятся товары длительного пользования. Когда в стране улучшается обстановка, люди активно приобретают стиральные машины, холодильники, меняют окна и так далее. А ухудшается — то этого уже не видно, так как людям не до того. На этот раз придется затянуть потуже поясок, так как на работе стали задерживать заработную плату. Да и не до крупных покупок, уж точно.

Олег Владимирович, экономист:

— В стране катастрофическое положение в металлургии. Строительный бум, который наблюдаем последние два года в городе, резко пошел на убыль, "заморожено" 40% строительных объектов. Это касается как строительства жилого фонда, так и других объектов. Прогнозируемые на конец года инвестиции, которые должны прийти в агропромышленный сектор, — под вопросом. Их ожидали из Италии, Франции, Чехии, Австрии. Что касается промышленных предприятий: крайне тяжелое положение на "Севморзаводе"… Конечно, на это есть разные причины, в том числе и связанные с кризисом. Российский 13-й судоремонтный завод переживает не лучшие времена. Опять же влияние и политических факторов, и финансового кризиса.

Другие статьи этого номера