Чьи интересы защищают борцы за экологию Севастополя?

В Севастополе продолжают бушевать страсти вокруг проекта строительства универсального перегрузочного комплекса, который намерена реализовать стивидорная компания «Авлита». Помешать этому собираются борцы за экологическую чистоту региона, готовые ради нее не только не допустить строительства современного перегрузочного терминала, но даже остановить ядерный реактор в поселке Голландия. И не важно, что вреда от него никакого, потому что он учебный, главное ведь идея — показная борьба за экологию.

МНОГО ШУМА ИЗ НИЧЕГО

Надо признать, в последнее время экологическое движение в Крыму набирает обороты. С каждым годом все громче звучат голоса защитников природы. Вот в начале нынешнего года они так кричали об экологической катастрофе в Керченском проливе, о загрязнении песчаного побережья мазутной смесью, которая вылилась с потерпевшего крушение 11 ноября 2007 года российского нефтетанкера "Волгонефть-139", что… распугали курортников. В результате аварии в море действительно вылилось 1200 тонн нефти, часть которой осела на берегах Керченского полуострова, а основная масса ушла в морские глубины, откуда так и не поднялась. Но курортный сезон в восточном регионе стараниями экологов был сорван. И те немалые деньги, которые отдыхающие потратили бы на полуострове, наполнив казну республики, городов и поселков, благодаря усилиям экологов оказались в бюджетах соседних государств — России, Турции, Хорватии, Черногории. Министр курортов и туризма Крыма Владимир Савельев прямо обвинил экологические организации автономии в антикрымской политике, направленной на срыв сезона. Согласен с ним и председатель Республиканского комитета автономии по охране окружающей природной среды Евгений Бубнов, считающий необоснованными заявления крымских экологов и в отношении ситуации на острове Тузла. По его словам, комиссия Министерства охраны окружающей природной среды Украины сильного загрязнения грунта и внутренних водоемов не обнаружила. Проверка санитарно-эпидемиологической службы Керчи тоже не выявила никаких серьезных отклонений в экологии Тузлы. Более того, Бубнов уверен, что песчано-мазутной смеси на территории острова осталось около 10 тонн, поэтому дальнейшая утилизация отходов принесет только вред.

Но у крымских экологов иное мнение. Президент Крымской академии наук, председатель Крымской республиканской ассоциации "Экология и мир" Виктор Тарасенко заявлял, что сейчас существует реальная угроза разрушения юго-восточной оконечности острова Тузла, которая ранее была закреплена железобетонными плитами. В этой связи КРАЭМ даже обратилась к Президенту Ющенко с просьбой подготовить программу завершения ликвидации последствий аварии в Керченском проливе, включающую мониторинг остаточного загрязнения территорий…

Словом, если угрозы нет, ее нужно выдумать, ведь это отличная возможность поддержать имидж борцов за здоровую экологическую обстановку. Кто в этой ситуации остается в выигрыше? Точно не жители региона, большинство которых курортный сезон год кормит. Да и не бюджеты. Дивиденды получили разве что сами экологи за счет бесплатного пиара и конкретные туристические фирмы, занимающиеся организацией отдыха за пределами Крыма.

Ситуацию сродни керченской сегодня можно наблюдать на другом конце полуострова — в Севастополе. Местные экологи при поддержке республиканских коллег столь активно встали за защиту региона от универсального перегрузочного комплекса "Авлиты", что слона-то и не приметили. Оказывается, они ревностно пытаются уберечь Севастополь от перевалки угля, которая ведется в городе уже в течение семи лет. Но заметьте: интерес к проблеме возник лишь в июле 2008 года, когда стало известно, что стивидорная компания "Авлита" намерена приступить к строительству комплекса по перевалке сыпучих грузов, в том числе угля. Неужто местные борцы за экологическую чистоту региона до этого не знали, что все это время в Инкермане Севастопольский морской торговый порт занимается перевалкой угля открытым способом и уголь этот хранится там на причалах? Как заявил в интервью Севастопольскому телевидению начальник Севморпорта Сергей Тараканов, порт выполняет все требования экологической инспекции и сан-эпидемстанции.

Такие вот двойные экологические стандарты у ряда общественных экологических организаций, которые, по словам их руководителей (и повторяют они это очень часто), работают исключительно бесплатно, на общественных началах…

$30 МЛН НА ЧИСТОТУ

"Авлита" планирует строительство универсального перегрузочного комплекса закрытого типа. Для того чтобы проект был экологически безопасным, к его разработке привлекли лучших экспертов индустрии, новейшие технологические решения помогали найти консультанты из ведущих мировых корпораций, которые работают в области горнорудного бизнеса. Технико-экономическое обоснование и оценка влияния на окружающую среду предполагают, что к 2014 году, когда объемы перевалки достигнут 10 млн т, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу окажутся все 6 тонн в год. Одно сравнение: выбросы загрязняющих веществ в атмосферу Севастополя ежегодно достигают 30 тысяч тонн. Впечатляет, не правда ли?

Технологии, которые позволят свести к минимуму то негативное влияние, которое может создать перевалка грузов в Севастопольской бухте, обойдутся "Авлите" в $30 млн.

Но экологам, похоже, современные технологии неинтересны. Неудивительно, ведь на носу парламентские выборы, поэтому нужны беспроигрышные темы для получения политических дивидендов. Сейчас экологическая бдительность добралась даже до атомного реактора в поселке Голландия на Северной стороне Севастополя, проверить безопасность которого собираются местные борцы за экологию. Хотя кому-кому, а уж им-то должно быть известно, что реактор хоть и работающий, но учебный, так что вреда для здоровья от него — не больше, чем от микроволновки или мобильного телефона. Тем не менее, по словам председателя совета одной из экологических организаций Севастополя, экологи проведут экспертизу всех опасных объектов на берегу главной городской бухты. В том числе складов боеприпасов и нефтепродуктов Черноморского флота России. Чем не околополитическая и предвыборная риторика?

КАК СТАРШИЕ БРАТЬЯ

И как тут не вспомнить старших братьев наших экологов — самую мощную в мире экологическую организацию "Гринпис", члены которой, не щадя ни сил, ни здоровья, борются со всевозможными губителями живой природы. В том числе и мнимыми.

Вспомнить хотя бы скандал в конце 70-х годов во Франции, когда журналисты доказали, что протесты местного отделения "Гринпис" против строительства АЭС оплачивались американцами, а действия протестующих были согласованы с правительством США, продвигавшим на европейский рынок свои энергетические компании.

Или пример борьбы против фреоновых холодильников, объявленных главной угрозой для озонового слоя Земли. После того как в сознание общественности активно вбивали мысль о вреде фреона, выяснилось, что кампания эта была инициирована неким крупным западноевропейским производителем бытовых приборов, который, перейдя на выпуск холодильников без фреона, вдруг обнаружил, что его продукция неконкурентоспособна. Попутно обнаружилось, что один вулкан при извержении выбрасывает в атмосферу фреона больше, чем все, что было изготовлено человечеством, и что озоновая дыра над Антарктидой вообще не зависит от человеческого фактора…

И сколько таких случаев на счету у борцов за живую природу!

Отечественные экологи, похоже, следуют по стопам своих учителей и наставников: не слыша аргументов, не вдаваясь в технические особенности проекта и даже не внемля здравому смыслу, они упорно бьются за то, чтобы проект "Авлиты" не состоялся. Да, но только не стоит забывать, что без развития производства одними благородными идеями сыт не будешь.

А. ВАСИЛЬЕВА, ("1 Крымская", 18 октября 2008 г.)

Другие статьи этого номера