Дмитрий БЕЛИК: «Территориальную громаду надо слушать и слышать!»

"НИЧЕГО ЛИЧНОГО!"

Можно было начать так: "Увольнение депутата Дмитрия Белика с поста председателя комиссии по вопросам градостроительной политики, регулирования земельных и водных отношений горсовета всколыхнуло всю севастопольскую общественность…"

Да ладно, скажет читатель, никого это не всколыхнуло. И будет, пожалуй, прав. Рядового вменяемого гражданина нашей замечательной страны уже давно не колышат депутатские разборки на всех уровнях. Максимум — наблюдают люди по новостным каналам бесконечный телесериал сродни бразильскому "мылу".

Та же ситуация в дисконтированном виде с депутатом Дмитрием Беликом. Безусловно, депутатские, чиновничьи и бизнесовые круги факт увольнения, прямо скажем, нерядового депутата с нерядового поста "всколыхнул". Одни огорчились, другие радостно потирают ладошки. С одной стороны — ничего личного. В.В. Саратов так и сказал: мол, ротация кадров, обычное дело. Вроде офицерской судьбы: послужил на юге — пожалуйте на Дальний Восток. Сказано же — ротация. С другой стороны — увольнение с должности с последующим исключением из партии. Еще с советских времен повелось, что просто так из партийных рядов не изгоняют, тут намек: видать, не просто не справился с работой, а тут, надо полагать, явная аморалка присутствует. Внятных причин, правда, так и не назвали. На то, видимо, и расчет был: обыватель сам додумает.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ:

"…Я так и не понял, какие конкретно ко мне претензии. Я пытался это выяснить на заседании фракции, пытался задавать этот вопрос прямо на сессии. Ответа я не получил. Уже будучи в Киеве, я узнал, что на пресс-конференции Валерий Владимирович Саратов сообщил, что комиссия, которую я возглавляю, дескать, что-то рассмотрела втайне от руководства горсовета на ул. Надежды Островской. Но я вам могу представить документы, которые говорят об обратном.

По сути, был найден повод, не самый удачный, для того чтобы провести замену руководителя комиссии. Я считаю, что для руководства горсовета несолидно вызывать каждого депутата в кабинет и настоятельно убеждать в замене председателя комиссии, мотивируя это различными причинами, которые не были озвучены на сессии. Я бы еще понял, если бы председатель горсовета сказал конкретно, что нарушила комиссия, какие у него есть факты коррупции. Но фактов он не привел.

Кстати, на сессии я внес протокольное предложение принять такое решение сессии: поручить председателю горсовета обратиться в правоохранительные органы для комплексной проверки горсовета в сфере земельных отношений. То есть я предлагал проверить двухгодичную работу моей комиссии, управления по земельным и водным отношениям, исполнительного аппарата горсовета, и тогда, уверен, мы приблизились бы к истине. Почему-то руководство горсовета за это предложение не проголосовало. Я могу только догадываться, почему меня решили подвинуть. Я об этом раньше говорил, говорю и сейчас: через горсовет будет предпринята попытка передать заповедные земли Балаклавскому рудоуправлению, а я категорически против такого решения. Потому что мы своим известным решением зарезервировали эти земли для Караньского заповедника. Скажу больше. В случае разработки этих 19 гектаров село Флотское фактически будет уничтожено".

* * *

Собственно, чего тут непонятного? Тоже мне, бином Ньютона. Самый беглый анализ ряда ситуаций с участием депутата Дмитрия Белика наводит на мысль: человек явно не на своем месте! Карань уже упоминали, пойдем дальше.

Вопрос о передаче частному предприятию 3200 гектаров земель бывшего государственного предприятия "Золотая балка". Позиция Белика? Против. Строительство "высотки" на улице Терещенко. Сессия горсовета запрещает "Консоли" строить дом, а председатель того же совета самолично, кулуарно подписывает с ней мировую. Депутат Белик этот факт озвучивает. Та же история с 19 тысячами гектаров лесных угодий. Комиссия Белика выступила категорически против передачи их в частные руки. Более того, "засветила" этот вопрос в СМИ.

КТО ЛУЧШИЙ ДРУГ ФИЗКУЛЬТУРНИКОВ?

Бытует мнение, что депутат — это человек, который потратил массу сил, энергии, нервов, а главное — личных денег для того, чтобы бескорыстно помогать людям. Убеждение это широко распространено среди отдельных бабушек глубоко пенсионного возраста. Систематически, от конкретного случая к не менее конкретному, они убеждаются, что на самом деле все обстоит несколько иначе. В такие моменты их особенно жалко. Депутатство давно стало бизнесом. Заявление это не претендует ни на сенсацию, ни на разоблачение. Простая констатация фактов. Бизнес — это производство товаров и услуг. В данном, депутатском случае — оказание услуг населению. Бизнес как бизнес, не хуже любого другого. Инвестируешь в дело (производство товаров и услуг) — получаешь дивиденды. Другой вопрос, что не всякому населению эти услуги по карману. Но это уже не наше местное изобретение, решение серьезных вопросов повсеместно стоит дорого.

Собственно, большинство народа — одноразового электората — чудесно это понимает, направляясь к избирательным урнам. Понимает, но все-таки надеется получить хоть что-то взамен своего бюллетеня. И, надо сказать, многие кое-что действительно получали. При мажоритарной системе. В ситуации, когда конкретного депутата выбирали персонально живые, пофамильные люди на отдельно взятом участке. Будущий народный представитель заключал со своими избирателями своеобразный договор: вы меня делегируете во власть, а я вам за это… Далее следовал перечень "пряников", список которых зависел от финансовых либо административных возможностей претендента. Оправдал надежды — выбрали повторно. При этом большинство понимало, что обретенный мандат их избранник использует для расширения или защиты своего бизнеса, карьерного роста, в худшем случае — для циничного обогащения.

Но в конце концов и рядовой избиратель не оставался совсем уж в накладе: депутатскими стараниями, в пределах избирательных участков, чинили дороги, белили подъезды, вкручивали лампочки, добывали лекарства, строили детские городки и спортплощадки… И избирался депутат на следующий срок. Или не избирался, если вел себя плохо, не выполнял условий договора.

Все изменила пропорциональная, партийная система выборов. С момента введения этого "замечательного" новшества любой гражданин Украины строго по закону, не заморачиваясь на выборы, может прикупить себе депутатский мандат. Можно даже пару-тройку — жене, сыну, племяннику, другу на день рождения, если средства позволяют. Клевета? Поклеп? Бросьте… Депутатство как семейный подряд не ноу-хау Ющенко, Черновецкого или Омельченко. Можно и поближе поискать примеры. Любая партия, а в украинском варианте скорее бизнес-проект, нуждается в спонсорах. Выборы — мероприятие не из дешевых. В процессе избирателю предъявляется первая пятерка, люди все сплошь известные и популярные, а дальше — они, родимые: коллеги-единомышленники, разделяющие партийные взгляды и поддерживающие устремления лидеров на сумму, обратно пропорциональную порядковому номеру в списке. Та же Партия регионов имеет в горсовете Севастополя больше половины мандатов. За кого шли голосовать на выборах? Саратов, само собой, Колесниченко, Белик, Красильников… Еще пару-тройку фамилий вспомнили? Замечательно! А еще? И шел народ на выборы, на выставку-продажу котов в мешках, голосовать "за Януковича", "за Витренко". И как-то само собой, естественным образом сложилось, что отныне стал народный избранник зависим не от народа, а от того, кто включит (или не включит!) его в партийный список. В индивидуальном порядке нынче ходить в законодатели запрещено. Оно, надо полагать, и к лучшему. Порядка больше, дисциплина опять же. Объективности ради следует сказать, что и в прежние годы некоторые депутаты, в том числе и упомянутые выше пофамильно, немало полезного сделали для родного города, не состоя при этом ни в какой партии. Теперь все по-новому: дисциплинированно, коллегиально, демократично. Командой в совет пришли, командой и решения принимаем. Посоветовались, подебатировали — и в жарких спорах родилась истина, единственно верное решение.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

"…Я же не говорю, что Белик прав во всем. Например, я предлагал на партийной конференции присвоить Лужкову звание почетного гражданина Севастополя, но это не было поддержано большинством. Это нормальная демократическая процедура. Что в ней такого сверхъестественного? Но мне моя инициатива была потом поставлена в вину. Местная контрольная комиссия у меня спрашивала: какое я имел право вносить такое предложение? Я отвечал: вносил предложение как рядовой член партии, не нарушая устав. У меня спрашивали: почему не посоветовался с руководством? Но я же не вышел из зала, где проходила партийная конференция, и не стал поливать Партию регионов грязью. Я поступил в соответствии с уставом. Внес предложение — не поддержали, подчинился воле большинства. Но почему меня начинают судить?

…Думаю, что все упирается в личность конкретного человека. Хочу, чтобы Валерий Владимирович понял, что вокруг него находятся люди, и мудрость руководителя не в том, чтобы, извините за метафору, загнать всех под плинтус, а в том, чтобы воспринимать каждого человека как личность и пытаться выстраивать конструктивную работу, поддерживать инициативы членов ПР и депутатов на благо партии и фракции. Нужно, чтобы Саратов понял, что точка зрения того или иного партийца или депутата не ведет к деструктивным последствиям. Задача руководителя партии и горсовета — направить энергию и силы своих коллег в конструктивное русло. Наконец, никто не мешает председателю в личной беседе переубедить оппонента.

…На моем примере хотят доказать, что те депутаты, которые будут иметь собственное мнение, будут не только выводиться из руководящих органов, но и исключаться из партии.

…Я считаю, что неправильно из городского совета делать закрытое акционерное общество".

* * *

"…Умные англичане разбивают парки и скверы, не прокладывая поначалу пешеходных дорожек. Проходит время, гуляющая и деловая публика натаптывает тропинки, и уже по ним, по маршрутам, подсказанным жизненной целесообразностью, намеченным самим народом, укладывают тротуарную плитку. У нас же все строго наоборот. Грозные таблички "По газонам не ходить!" помогают мало. Сдается мне, что дело тут, главным образом, не в низкой культуре народа, а в бестолковости проложенных властями маршрутов — тротуаров и магистралей.

Относительно того, что я делал все годы, работая на посту председателя постоянной комиссии горсовета по вопросам градостроительной политики, регулирования земельных и водных отношений. Более десятка парков и скверов сохранены от хищнического захвата застройщиками. Документально закреплены ограничения этажности застройки в историческом центре города. Разработан и опубликован для самого широкого ознакомления четкий, полностью согласованный с требованиями действующего законодательства, понятный для простых людей порядок получения в собственность земельного участка. Комиссия добилась проведения (впервые в истории города) земельных аукционов, вырученные на которых деньги пополнили и пополняют сегодня городскую казну, идут на решение городских проблем. Пресечена попытка отдельных чиновников сфальсифицировать ген-план развития города так, чтобы территория Севастополя "усохла" на 75 тысяч гектаров, а в перспективе город со специальным статусом превратился бы в заштатный провинциальный населенный пункт. Последнее считаю просто эталоном чиновничьего хамства — у людей пытались украсть их собственный город! Проскочи этот фокус, то не только Балаклава, Феолент, Ласпи, но и Сапун-гора, политая кровью святыня и символ города, уже не принадлежала бы Севастополю! Но это уже история…

Пожалуй, главным уроком из своего депутатского опыта я вынес простую для понимания и одновременно сложную для исполнения истину: нельзя ставить людей перед свершившимся фактом своего волевого решения. То, что годится для армии, совершенно не подходит для управления таким огромным и сложным механизмом, как городское хозяйство. Это именно та ситуация, когда разумный руководитель не семь, а семьдесят семь раз отмерит, прежде чем резать по живому. Не только слушает людей, но и слышит их. Поинтересуется, сколько людей его мнение разделяют. И насторожится, если его ближайшее окружение единогласно поддерживает все его решения. В таком случае, на мой взгляд, надо что-то менять — или должность, или окружение.

Я был предельно искрен, когда на вопрос одного из журналистов "А какая жизнь ждет депутата Дмитрия Белика после отставки с поста руководителя постоянной комиссии?" ответил одним словом: "Насыщенная!" Своей ближайшей задачей считаю создание городского гражданского экспертно-консультационного совета. Уверен, что идея эта не просто имеет право на жизнь. Она в городе не только назрела — поверьте, немало руководителей об этом думают. Хотя некоторые обоснованно опасаются ее реализации.

Мое видение его работы такое: это своего рода городской постоянно действующий гражданский форум. Нужно научить власти слушать и слышать территориальную громаду. Экспертной оценке и гражданскому контролю должны подлежать все планируемые или уже принятые важные решения как горгосадминистрации, так и городского cовета; вердикт такого совета хотя и будет носить рекомендательный характер, но благодаря сильному общественному мнению, широкому освещению всеми доступными средствами голос народа власти проигнорировать не рискнут. Можно и нужно идти еще дальше: целесообразно на суд гражданского экспертно-консультационного совета выносить и ключевые для жизни города кадровые назначения. По моему глубокому убеждению, практика общественной кадровой экспертизы должна распространяться на каждого назначенца, работа которого связана с людьми. Административные должности — в первую очередь. И в политические, и в общественные, и в управленческие структуры необходим приток новых молодых кадров. И если политики должны сами заботиться о своем будущем, то громада обязана думать об обновлении общественных и управленческих структур. Ведь именно от их работы зависит жизнь всех нас вместе взятых и каждого в отдельности…

…Необходимо мобилизовать власть города — и исполнительную, и представительную — на проведение новой кадровой политики, которая должна ставиться в центр всей социальной политики, осуществляемой в Севастополе. Здесь и новая демографическая политика, и новая политика занятости и образования, и новая политика труда и заработной платы, и новая молодежная политика.

Как пример: идея создания интернет-портала кадровых агентств всех учебных заведений города давно требует своей реализации…"

Другие статьи этого номера