Наличие военных флотов добавляет шарма Севастополю туристическому и не мешает развитию коммерческого порта

В последнее время снова активизировались дискуссии о судьбе Черноморского флота Российской Федерации после 2017 года. Россия будет добиваться продления пребывания Черноморского флота в Севастополе, но если после 2017 года Киев не продлит договор с РФ об аренде, Черноморский флот покинет Крым, заявляет российский вице-премьер Сергей Иванов.
Однако сегодня Севастополь становится не только объектом, но и площадкой для многочисленных дискуссий. И это неудивительно. Будучи базой двух флотов, город удерживает третью позицию среди регионов Украины по уровню иностранных инвестиций и занимает одно из ведущих мест в туристическом бизнесе Украины. О том, как совмещаются различные направления развития города, мы говорили с директором Таврического регионального центра инновационного развития Владимиром АРАБАДЖИ, который возглавляет экспертный совет по разработке стратегического плана привлечения инвестиций в город Севастополь. — На прошедшем в Севастополе "круглом столе" много говорилось о впечатляющих предпосылках для развития города как морского торгового порта. Действительно ли потенциал так велик?

— Экспертный совет Севастополя еще весной определил свое представление о будущем города. Один из приоритетов — развитие морехозяйственного комплекса. Мы видим Севастополь как город-порт, международный транспортный узел.

Необходимые для развития коммерческих портов ресурсы у Севастополя есть. Естественные глубины незамерзающих, хорошо защищенных от непогоды бухт, энерговооруженные причалы, географическое положение города, квалифицированные кадры, система навигации — все эти факторы являются уникальными и создают условия для превращения города в "морские ворота" Украины.

Севастополь был рожден как база военного флота. И сегодня севастопольцы чтят историю города и любят военных моряков. Флаги на мачтах, ленточки на бескозырках, имена флотских героев, которые носят городские площади и улицы, стали неотъемлемой частью города.

Но Севастополь уже давно не закрытая военная база, а интенсивно развивающийся в условиях рыночной экономики город, хотя и имеющий на своей территории две военно-морские базы. И сегодня мы работаем над тем, как придать городу новый импульс развития, чтобы обеспечить новые рабочие места и поступления в бюджет на решение проблем социального и коммунального характера в условиях открытой экономики.

— А возможно ли совместное существование в Севастополе ЧФ РФ, ВМС Украины и развитого коммерческого порта?

— Ответ однозначный: возможно. И никто никому мешать не будет. Проанализируйте совместное существование военно-морских баз и крупнейших торговых портов в Европе, Японии, Америке. Можно заглянуть в историю: военные корабли всегда базировались в торговых гаванях для их защиты с моря.

Более того, частные инвесторы всегда заинтересованы в развитии портовой инфраструктуры, применении более новых технологий, соблюдении более высоких экологических стандартов, так как вынуждены работать, с одной стороны, в условиях жесткой конкуренции, с другой — в партнерских отношениях с местными властями и населением города. В отличие от военного порта деятельность коммерческого морехозяйственного комплекса известна общественности во всех деталях. Местной общине известно о проектах и планах коммерческих структур. Жители города могут проводить общественные слушания и активно участвовать в принятии решений касательно развития коммерческих портовых терминалов.

Сложно представить, что ЧФ РФ или ВМС Украины решат провести общественные слушания относительно того, как защитить экологию города от вредного влияния каких-либо видов вооружений или топлива и оснащать ли таким вооружением военные корабли, стоящие в севастопольских бухтах, если граждане Севастополя против.

Исходя из интересов севастопольской общины (а в цивилизованных странах интересы местной общины превыше всего) существует еще один аспект: если город, в коммунальной (коллективной) собственности которого находятся городская территория и все городские ресурсы, может заработать дополнительные 2,7 млрд гривен для удовлетворения потребностей своих граждан, но существуют чьи-либо интересы (государственные, политические, пр.), которые сдерживают такую возможность, то сторона или стороны, пользующиеся городскими ресурсами, должны компенсировать городу упущенную выгоду.

— Но, как мы знаем, еще одним приоритетным вектором развития Севастополя экспертный совет определил туризм. Может ли Севастополь совместить развитие туристического направления с базой двух флотов?

— Во времена СССР на Графской пристани Севастополя был специальный пост, и матрос на этом посту следил, чтобы, не дай бог, кто-то из туристов не сфотографировал военный корабль или место его стоянки. Сегодня иностранные туристы с прогулочных катеров с удовольствием снимают на видео и российские, и украинские корабли. Если говорить с точки зрения городских доходов от отрасли туризма, то наличие военных флотов в Севастополе только добавляет шарма, это дополнительный ресурс, за который турист платит.

Богатая военная история города, более 2,5 тысячи памятников, связанных с войнами на территории Севастополя, — это существенный потенциал городской туристической отрасли.

Но в то же время памятники, исторические места и культурное наследие города могут задержать туриста в Севастополе только на 2 недели при любой погоде. Это фраза из преамбулы к генеральному плану Севастополя. Курортный сезон в Севастополе — 5 месяцев. А как жить городу 7 месяцев межсезонья? Курортная составляющая экономики Севастополя есть и будет развиваться, но никогда не сможет обеспечить экономическое процветание города.

Я много лет работал за границей и наблюдал порты Турции, Греции, Сингапура, Китая, Ближнего Востока, Южной Африки и глубоко убежден: если судьба Севастополю быть богатым городом, то его богатство, а значит и благополучие его граждан, обеспечат только мощные коммерческие порты с лучшими, экологически безопасными современными технологиями перевалки.

Другие статьи этого номера