Контроль — категория экономическая

В связи с обращениями наших читателей в редакцию с просьбой рассказать на страницах газеты о правилах взаимоотношений поставщика электроэнергии и ее бытовых потребителей наш корреспондент встретился с начальником юридического отдела ОАО «ЭК «Севастопольэнерго» В.Р. СОЛОВЬЕВОЙ и задал ей несколько вопросов. — Вера Рафаиловна, каким нормативным актом определяются эти взаимоотношения?

— Постановлением Кабинета министров N 1357 от 26 июля 1999 года утверждены "Правила пользования электрической энергией для населения".

— Что дает право энергопоставщику отключать потребителя от электроэнергии?

— Потребитель может быть отключен в следующих случаях: 1. При установлении факта самовольного подключения к электросети. 2. При хищении электроэнергии, умышленном повреждении прибора учета и срыве с него пломб. 3. Когда нарушаются сроки оплаты потребленной электроэнергии. 4. При неоплате установки нового прибора учета и других платежей в соответствии с "Правилами…". 5. В случае невыполнения предписания государственной инспекции по энергетическому надзору за режимами потребления электроэнергии. 6. При снижении показателей качества электроэнергии по вине потребителя.

— Вера Рафаиловна, давайте более подробно об отключении за несвоевременную оплату электроэнергии…

— Оплата за потребленную электроэнергию должна производиться не позднее 10 дней после срока, определенного в договоре или платежном документе. После неполучения энергопоставщиком сообщения об оплате на 20-й день потребителю направляется предупреждение об отключении. А на 30-й день после получения потребителем предупреждения у энергопоставщика возникает право произвести отключение абонента от сети. Правилами не определяется величина задолженности, которая может стать причиной отключения потребителя от электросети, то есть долг может быть и небольшим.

— Если я не ошибаюсь, есть случаи, когда должник не может быть оставлен без электроснабжения. Например, его нельзя отключить от электросети перед выходными и праздничными днями. Но нередко "карательные меры" применяются куда быстрее, чем возвращаются человеку блага цивилизации.

— Ну почему же? Правила отводят на возобновление энергоснабжения 3 дня — если абонент живет в городе, и 7 дней — если он живет в сельской местности. Повторное подключение производится только после оплаты затрат поставщика на него и после погашения задолженности за электроэнергию.

— Редакции известны факты, когда возникают конфликты из-за отсутствия или повреждения пломб на электросчетчике. Ни одна из сторон не признает себя виновной в этом. Как разрешить такую ситуацию?

— Прежде всего скажу о том, что если прибор учета электроэнергии установлен в квартире, то полную ответственность за его состояние несет хозяин квартиры, а если счетчик находится на лестничной площадке — то владелец дома. В случае повреждения контрольного прибора, срыва пломбы потребитель обязан сообщить об этом энергопоставщику. При обследовании контролерами ЭК "Севастопольэнерго" состояния прибора и пломб обязательно должен присутствовать потребитель электроэнергии. Если на протяжении двух расчетных периодов представители поставщика не имели доступа к прибору учета, то они в почтовом ящике оставляют потребителю сообщение о дате своего следующего прибытия.

— Предприятия города, оказывающие жилищно-коммунальные услуги, имеют значительную дебиторскую задолженность, которая вызвана несвоевременной оплатой населением газо-, водо- и теплоснабжения. А как с "дебиторкой" в "Севастопольэнерго"?

— Аналогичная ситуация. С января по сентябрь этого года нам пришлось направить в суды 1010 исковых заявлений на сумму 1,5 миллиона гривен. Рассмотрены иски о взыскании 852 тысяч гривен. В связи с глобальным финансовым кризисом контроль за выполнением "Правил пользования электрической энергией для населения" (а также для юридических лиц) мы уже усилили. Это будет на благо не только нашей энергокомпании, но и нашим потребителям, потому что соблюдение закона — это экономическая категория.

Другие статьи этого номера