С понедельника «грехи» на дорогах пойдут по новому «прайс-листу». И «индульгенций» водителям не будет!

17 ноября вступает в силу закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения». Эпохальному нововведению была посвящена и представительная пресс-конференция в ОГАИ УМВД Украины в Севастополе, которую провел вчера его начальник полковник милиции В. Петров. Оно и понятно: новшества коснутся каждого гражданина, т.к. в Украине порядка 10 млн автомобилистов и все — пешеходы.Ранее замначальника департамента ГАИ генерал-майора милиции С. Левченко на встрече с личным составом Севастопольского ОГАИ и журналистами городских СМИ, отвечая на вопрос "Славы Севастополя+", как госавтоинспекторы и суды будут оценивать нарушения ПДД, совершенные до времени "Ч", подчеркнул, что за старые "прегрешения" водители так и заплатят — от 17 грн и выше, но за новые суммы штрафов значительно возрастают. Минимальный будет составлять 51-85 грн за непристегнутые ремни безопасности, за езду без документов придётся отдать казне 425-850 грн вместо прежних 17, а максимальный штраф, 2550-3400 грн, — за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. И никому из провинившихся "индульгенций" не дадут, а в карманах инспекторов ГАИ, которые выходят на дежурство, по указанию министра внутренних дел не должно быть больше 100 грн и никакой инвалюты! Замминистра отметил, что он верит своим людям и надеется, что перед телекамерами их карманы выворачивать не придется. Но если все же придется, это будет делать мобильная спецгруппа, состоящая из работников внутренней безопасности и непременно представителей прессы. И если обнаружатся какие-либо неблаговидные факты, они будут обнародованы, а сам процесс осуждения будет показательным.

А для "профилактики" инспекторы будут общаться с водителями при включённом диктофоне. Сотрудникам ГАИ, уличившим нарушителя в попытке "решить вопрос без протокола", обещают выдавать премии, равные предлагаемой взятке. Автомобили сотрудников ГАИ будут по-новому оснащены технически: система "Дрозд" включает в себя четыре камеры, позволяющие наблюдать одновременно за происходящим на дорогах со всех сторон. Кроме того, во время дежурства госавтоинспектора будет вестись непрекращающаяся видеозапись. Также в приказе министра внутренних дел есть пункт, который гласит, что инспектор не имеет права выйти на смену, если хотя бы одна из камер не работает. Это нарушение чревато для него выговором, а в отдельных случаях и увольнением. Начальники ГАИ уверены: это оснащение будет полностью исключать возможность взяток.

С 17 ноября появятся и новые штрафы: например, за разговор по телефону во время движения без использования hands-free-гарнитуры — 510 грн, за перевозку пассажиров на автобусном маршруте протяжённостью свыше 500 км силами одного водителя — 170-255 грн, за нарушение правил установки спецсигналов (мигалок) — 850-1200 грн. В случае выпуска в эксплуатацию транспортных средств, которые при экспертизе покажут превышение нормативов содержания загрязняющих веществ, должностному лицу, которому этот транспорт принадлежит, придется раскошелиться на штраф в размере от 1360 до 1700 грн. Частник заплатит штраф от 510 до 850 грн. Документ также узаконил действия эвакуаторов и разрешил гаишникам изымать у злостных нарушителей права.

В новом законе также предусмотрены и новые виды наказаний — административный арест и общественные работы. Выполнять их предстоит в свободное от работы или учёбы время. По требованию суда водителям дадут "срок" — от 20 до 60 дней. Причем работать нарушитель будет не больше 4 часов в сутки. Чем их занять, будут определять органы местного самоуправления. Изменения коснулись и пешеходов: штраф за переход дороги в неустановленном месте теперь будет составлять не 2, а 51 грн.

Отныне автомобиль сможет проходить техосмотр на аккредитованных СТО, а не в ГАИ, как прежде. Если у водителя есть непогашенный штраф, это будет зафиксировано в специальном реестре, и пройти ТО он не сможет. Машину в этом случае с "башмаком" на колесе отправят на штраф-площадку, откуда четырехколёсную собственность придётся выкупать.

Но главное — теперь инспектор имеет законное право выписать штраф на месте. Как уточняют в пресс-службе департамента ГАИ, инспектор не будет брать деньги — он составит протокол и выпишет квитанцию на оплату через банк. Водитель, впрочем, может обжаловать решение сотрудника ГАИ в суде.

Одно из самых спорных положений нововведения — намерение ГАИ фиксировать нарушения с помощью видеокамер и фотографирования номерного знака. Но поскольку установить личность водителя не всегда возможно, вводится ответственность собственника транспортного средства. Так что теперь автовладельцу придется задуматься, давать ли доверенность кому-либо. Как бы не пришлось за чужие "грехи" расплачиваться!

Также в соответствии с требованиями Европейской конвенции о дорожном движении закон Украины "О дорожном движении" дополняется новыми категориями транспортных средств (А1, В1, С1, D1, D, ВЕ, С1Е, D1Е, DЕ, Т) и в него вносятся ограничения относительно возможности получить право на управление автобусами, трамваями и троллейбусами (категории D1, D, DЕ, Т) только лицам, которые не достигли 21-летнего возраста.

Ранее 2/3 административных дел суды рассматривать не успевали, и водители оставались безнаказанными. Без жесткого контроля изменить ситуацию было невозможно. Сегодня положение таково: если водитель виноват хотя бы на 70%, инспектор ГАИ имеет право вынести постановление о возмещении штрафа. А оплачивать его нарушитель обязан будет в банке. С 1 января 2009 года вводится новое постановление ГАИ о том, что в случае неоплаты штрафа за нарушение Правил дорожного движения в течение 15 дней его сумма возрастает вдвое.

Еще одно нововведение коснется владельцев мопедов. С 1 января 2010 г. вводится государственная регистрация этого вида транспорта. А из ЗУ "О дорожном движении" исключена норма, предусматривающая самоподготовку водителей механических транспортных средств, так называемого экстерна.

Новый закон граждане восприняли неоднозначно: по результатам опроса, проведенного на сайте ГАИ, 28% поддерживают законопроект, 40% не поддерживают, 30% выступают за ещё большее усиление ответственности, а двум процентам всё равно. Одни уверены, что высокие штрафы наведут порядок на дорогах и приблизят страну к европейским стандартам. Другие считают, что хронических нарушителей новый закон не остановит. Третьи злорадствуют: пора ставить четырехколёсного друга в гараж и ездить на маршрутках или передвигаться пешком. А пока суть да дело, гаишники будут вручать водителям "прайс-листы" с указанием новых размеров штрафов за нарушения Правил дорожного движения.

Другие статьи этого номера