Цветочная сказка Марины Кришталь

В Симферополе состоялся Международный конкурс молодых композиторов «Маэстро», который проходил восьмой год подряд. На этот раз конкурсанты представляли Москву, Санкт-Петербург, Курск, Саратов, Энгельс, Пермскую область, Минск, Витебск, Одессу, Херсон, Харьков, Мариуполь, Ялту, Симферополь и Севастополь. Честь нашего города защищала 14-летняя учащаяся школы развития Марина Кришталь. Жюри по достоинству оценило юный талант, присудив ей третье место в номинации «Вокал». Пусть не вводит в заблуждение название номинации. Компетентное жюри в составе крымских и украинских композиторов оценивало вовсе не мастерство исполнителя, а творческую работу юного композитора, представленное им произведение.Начнем с того, что Марина написала не песенку из 2-3 куплетов, а целую оперу и назвала ее "Цветочная сказка". Именно из этого большого творческого труда были исполнены два произведения в номинации "Вокал", за которые жюри наградило Марину призовым местом. В номинации "Дыхание веков" Марина Кришталь тоже завоевала третье место за ноктюрн для скрипки и фортепиано по произведению Чайковского "Осенняя песня", продемонстрировав оригинальную интерпретацию по мотивам классика.

Как конкурсантка севастопольская школьница соревновалась также в номинациях "Инструментальная музыка" и "Импровизация". Марина вошла в возрастную категорию 13-17 лет. В ее группе были достаточно сильные конкуренты — не только учащиеся музыкальных школ, но и студенты-третьекурсники музыкальных училищ, без пяти минут профессионалы, среди россиян — лауреаты международных музыкальных фестивалей. В отличие от них наша землячка опыта участия в подобном конкурсе не имела. Но не зря говорят, что настоящий талант обязательно о себе заявит, не заметить его нельзя. Эти слова очень подходят к Марине и ее окружению. Вместе с ней в Симферополь отправились исполнители оперных партий — учащиеся музыкальной школы N 5 Женя Смольская, Полина Захарова, Настя Бочкарева, Катя Сокольникова, Снежана Щенникова, Яна Ткаченко, а также директор этой музыкальной школы заслуженный работник культуры АРК Мариэтта Фомина, учитель по вокалу Елена Селиверстова, аккомпаниатор Светлана Володина и педагог по композиции, член Национального союза композиторов Украины Ирина Климова, режиссер Лариса Иньякова. Надо отдать должное учителям: они вместе с членами жюри тоже выступали с концертом в первый день, пока юные участники бросали жребий, определяя очередность выступлений. В жюри вошли композиторы из Симферополя, Николаева, а председателем жюри была Екатерина Троценко, заслуженный деятель искусств Украины, председатель Крымской организации Национального союза композиторов Украины, заведующая музыкальной частью Севастопольского академического русского драматического театра имени А.В. Луначарского.

Заметим, что конкурс проходил в Симферополе в Крымском художественном музее. Помещение не отапливалось, поэтому было холодно. Дети выступали в нарядных костюмах, которые радовали глаз, но, увы, согревали мало. Несмотря на столь экстремальные условия, никто из детей не отступил, не просился домой, даже самые юные вели себя достойно. С утра до шести часов вечера участники представляли свои номера. Марина выступила одной из последних — вечером, уже порядком утомившись. Но как только девочка услышала свое имя, усталость как рукой сняло. Тем более исполнители — Дима Шибанов (скрипка, преподаватель О. Моисеева) и вокальный ансамбль музыкальной школы N 5 — не подвели: прекрасно представили ее композиторскую задумку.

Достижению желаемого результата способствовала серьезная предварительная работа. Все лето Марина по утрам ходила на море, а день посвящала музыке. Как-то, проходя мимо клумбы, она увидела красивые цветы, которые выращивают соседи. Вдохновленная их естественной и завораживающей красотой, Марина и решила написать оперу "Цветочная сказка". Действующие лица этой сказки — сестры, 5-летняя Роза и 8-летняя Василиса, Фиалка (фея Виолетта) — крестная девочек, добрая волшебница, Самюэль — собачка (коккер-спаниель), преданный друг девочек, Колючки — злые волшебники. Под персонажами подразумеваются реальные лица. Например, в образе старшей сестры Василисы — сама Марина, а Роза — ее младшая сестра Людмила. И их любимица собачка Самюэль. Образ Колючек в опере невольно подсказал одноклассник: "Не подходите ко мне — я колючий". Кстати, марш Колючек зрители воспринимают наиболее восторженно. Так, день за днем из музыкальных набросков сложилось настоящее, яркое, зажигательное произведение — опера. Заканчивается сюжет спасением из темного замка Розы и Василисы. Все герои радуются, их мажорно поддерживает хор. Настоящая опера в 4 частях, в каждой — по три-четыре произведения…

Марина изучает композиторское мастерство два года. Увлекается пением, игрой на скрипке и фортепиано. Любимые композиторы — Чайковский, Глинка, Паганини. Любит море, театр, а еще — слушать музыку, импровизировать. По словам мамы, Ольги Кантаевой, "заниматься" музыкой дочь начала в шесть… месяцев. Как только девочка научилась сидеть, бабушка Людмила Иннокентьевна посадила ее за фортепиано. Сама бабушка окончила музыкальную школу, а по профессии — химик-технолог. Рождение Марины напомнило о былом увлечении, и свои музыкальные знания она шаг за шагом передавала маленькой внучке. Затем на дом к Марине пригласили педагога по музыке, а в семь лет она поступила в музыкальную школу по классу фортепиано… Сейчас Марина учится в музыкальной школе на отделениях: фортепиано (преподаватель Т. Дорощук), скрипка (М. Пащенко) и вокал (Е. Селиверстова). Ее умение сочинять музыку раскрыла замечательный педагог Ирина Дмитриевна Климова. Пожалуй, это один из немногих в городе педагогов, которые занимаются с детьми и развивают у них способности создавать музыку.

Как считает Марина, участие в престижном Международном конкурсе молодых композиторов — это уже достижение. Поэтому приехала в столицу Крыма в приподнятом настроении, радуясь встрече и общению с молодыми музыкантами из разных уголков Украины и ближнего зарубежья. Для начинающего композитора так важно вовремя открыть творческие горизонты и познакомиться с другими работами в этой области. Это настоящий толчок в развитии любого творческого человека. Знай наших!

Другие статьи этого номера