Кризис в квадрате

В Севастополе двойной кризис — неурегулированность взаимоотношений ветвей власти и финансово-экономический.
Севастопольский городской совет на минувшей сессии предложил администрации совместно противостоять последствиям финансово-экономического кризиса. Депутаты решили создать антикризисный рабочий комитет из представителей обеих ветвей власти. При этом, по утверждению руководства горсовета, обращение к администрации с призывом к совместным действиям в условиях кризиса ни в коей мере не означает, что депутаты отказываются от своих претензий, связанных с передачей исполнительной властью 360 гектаров земли коммерческим структурам и нерациональным использованием десятков миллионов бюджетных средств.Финансово-экономический кризис, о котором так долго говорили в мире, стал реальным и в Севастополе. Впервые за четыре года в городе начался спад объема производства. Только в октябре темпы промышленного производства сократились на 2 процента. Вслед за предприятиями, работающими на металлургию, начали "сокращаться" судостроение и строительная отрасль. А строительное управление Черноморского флота Российской Федерации, где работают граждане Украины, решило сократить свой контингент наполовину. В целом же в ноябре 2008 года центром занятости в Севастополе зарегистрировано в полтора раза больше безработных, чем в октябре, причем 60% высвобождающихся кадров — это специалисты и служащие. Ряд предприятий города перешел на 3-4-дневную рабочую неделю. Впервые за 17 лет не выполнены бюджетные показатели по Пенсионному фонду.

При этом если задолженность по зарплате в Севастополе составляла немногим более 300 тыс. грн, то сейчас она превысила 2 млн грн. И хотя по пяти предприятиям заведены уголовные дела за невыплату заработной платы, количество должников продолжает расти. И это, как считают эксперты, лишь начало.

А самое главное — снизили производительность предприятия, которые являются основными донорами бюджета города. Так, Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького допускает снижение продаж известняка металлургического на 20%, или на 45000 т, — до 180000 в ноябре по сравнению с октябрем из-за падения спроса. В октябре предприятие также сократило отгрузку известняка потребителям на 30%, или на 95000 т, по сравнению с сентябрем. Начало снижать объёмы перевалки грузов ЗАО "Стивидорная компания "Авлита".

В результате от недополученных средств в бюджет в зависшем состоянии оказались 48 региональных социальных программ.

Поэтому, создав на сессии антикризисный комитет, депутаты решили, что основными его задачами станут "сохранение рабочих мест в городе, максимальное содействие малому и среднему бизнесу, обеспечение стабильной работы жизнеобеспечивающих коммунальных предприятий и принятие мер по стабилизации цен в городе на товары первой необходимости, а также лекарственные препараты". При этом расходы городского бюджета на финансирование программы экономического и социального развития Севастополя будут направлены на реализацию мероприятий, создающих рабочие места.

Кроме того, депутаты намерены ввести "строгий режим экономии, разработать и утвердить планы мероприятий по энергосбережению и обеспечить сокращение затрат на коммунальные услуги и энергоносители". И с такими пунктами согласилась администрация. Однако на этом согласие закончилось.

Несмотря на то что администрация добивалась от депутатов повышения тарифов на коммунальные услуги или делегирования ей полномочий в решении этого вопроса, горсовет вообще ввел мораторий на повышение тарифов до стабилизации финансово-экономического состояния в стране.

Администрация же считает, что все названные антикризисные меры были только тактическими. Как заявил на коллегии председатель Севастопольской городской администрации Сергей Куницын, "в качестве стратегической для города задачи и выхода из кризиса необходимо создание в Севастополе свободной экономической зоны или экспериментальной антикризисной зоны". И над созданием соответствующей нормативно-правовой базы, по его словам, уже трудится специальная группа из различных специалистов, и вскоре соответствующий документ ляжет на стол президента.

В свою очередь председатель городского совета Валерий Саратов взамен предложил как можно скорее принять закон "О статусе города-героя Севастополя", который позволит обеим ветвям власти совместно принимать более эффективные антикризисные меры, что в конечном итоге минимизирует негативные последствия кризиса в городе.

Важность такого документа заключается в том, что в Севастополе до сих пор не узаконены отношения между городской администрацией и советом, и до недавнего времени они основывались на соглашении о взаимодействии двух структур. Попытки депутатов уличить руководство администрации в коррупции при выделении сотен гектаров земли по теневым схемам, разбазаривании десятков миллионов бюджетных денег, невыполнении программы СЭР закончились тем, что администрация в суде доказала, что она не является исполнительным органом горсовета, поэтому не обязана перед ним отчитываться. После этого депутаты прекратили действия ранее подписанного соглашения о взаимодействии двух ветвей власти. То есть, по сути, Севастополь был и продолжает оставаться единственным городом в Украине, где городской совет не имеет подотчетного ему исполнительного органа. Поэтому по инициативе горсовета состоялось совещание председателей администрации и горсовета Севастополя последних лет и депутатов Верховной Рады от Севастополя, которые с учётом новых условий решили внести коррективы в проект закона "О статусе города-героя Севастополя", находящийся сегодня в Верховной Раде.

Как сообщила пресс-служба горсовета, его председатель Валерий Саратов заявил журналистам, что этот закон в том виде, в каком он есть, не будет подписан, потому что предполагает избрание головы города, чего нет в настоящее время, и расширение полномочий органов самоуправления.

По его утверждению, "государственная власть Украины опасается, что в условиях пребывания в городе Черноморского флота Российской Федерации дополнительные возможности местного самоуправления могут привести к политической нестабильности".

Поэтому наиболее вероятным вариантом, по словам главы нынешнего представительного органа Севастополя, может стать закон, в котором "были бы чётко прописаны по вертикали функции местного самоуправления и полномочия администрации, а также взаимоотношения двух ветвей власти". Таким вариантом, как считает Саратов, мог бы стать документ, который на сегодня в Украине "определяет взаимоотношения между областным советом и областной администрацией, что позволило бы выйти из тупиковой ситуации во взаимоотношениях двух ветвей власти, существующей на сегодня в Севастополе, и принимать эффективные антикризисные меры".

Руководитель горсовета также считает, что в числе основных пунктов закона "О статусе города-героя Севастополя" должно быть положение об избрании прямым голосованием всеми гражданами города председателя Севастопольского городского совета, однако перед этим нужно будет изменить существующие положения закона.

Пока такого закона не будет, как считают эксперты, никто не может гарантировать, что принятое антикризисное депутатское решение, не устраивающее администрацию, будет выполняться. При этом никаких правовых последствий для руководства этой ветви власти не будет.

А это значит, что Севастополь в условиях отсутствия закона может ожидать более глубокий кризис, который в конечном итоге наиболее негативно скажется на жизни города.

Другие статьи этого номера