Как помочь ребенку, если его обижают?

В N 205 (4 ноября 2008 г.) «Слава Севастополя+» опубликовала статью «Стая». Читатели узнали страшные, леденящие душу факты подростковой жестокости. По этому конкретному случаю было заведено уголовное дело, но надо признать, что коллективная травля среди детей как проявление неоправданной агрессии встречалась в разные времена и периоды. Можно вспомнить известный советский фильм «Чучело» — яркий пример школьных и дворовых разборок. С течением времени меняются разве что формы проявления детской жестокости. Например, сегодня доступность современных технологий положила начало новой «эре». Среди школьников стало модным затевать драки, стычки и издеваться над сверстниками, чтобы снять все это действо на видеокамеру мобильного телефона.
Педагоги утверждают, что мир охватила новая эпидемия — избиение ради развлечения. И эта проблема касается многих стран. Французское правительство еще в 2007 году издало закон, запрещающий снимать сцены насилия всем, кроме журналистов. В Великобритании существует общество, обучающее педагогов правильно справляться с любыми проявлениями травли в школе. В Норвегии уже 20 лет считается приоритетной общенациональная программа, разработанная ученым Ольвеусом, благодаря которой удалось сократить число жертв агрессии среди школьников на 30-50 процентов. Эти факты свидетельствуют о том, что в мире давно признают опасность такого явления, как травля, и ищут выход из нравственного тупика.

Многие из нас терзаются вопросом: почему это все происходит? Почему наши дети, как правило, добрые и "пушистые" дома, в другой среде способны издавать едва ли не звериный рык? Где та невидимая, но такая важная грань, за которой умение постоять за себя и за друга может перейти в глумление сильного над слабым, в стремление унизить и подавить чье-то хрупкое человеческое достоинство? На ком лежит ответственность за проявления дикости: на плечах общества, школы, отдельно взятой семьи?

Это действительно серьезная тема для долгого разговора. Но в рамках данной газетной публикации хотелось бы избежать риторических вопросов и дать полезную информацию, побуждающую к действиям. Возможно, советы практических психологов, собранные из разных источников, окажутся своевременной рекомендацией для родителей, кто еще не задумывался над тем, как можно помочь своему ребенку, если его обижают.

НЕ ДЕЛАТЬ ИЗ РЕБЕНКА ГОТОВУЮ ЖЕРТВУ

"Не все ли тебе равно, не обращай внимания", — говорят иногда своим детям родители, когда какая-то проблема кажется им слишком детской и несерьезной. Например, каждую осень в школах происходит с десяток случаев, когда мамы заставляют мальчиков 2-4-х классов ходить в колготках (иногда еще и "в цветочек"). Переодеваются дети на физкультуру — и потешается весь класс. Родители должны понимать: у детей начинается возраст социализации, когда мнение ровесников важнее мнения взрослых. Надо представлять правила поведения в коллективе и не вынуждать ребенка идти поперек. Еще одна вредная позиция: "Ты должен быть выше их, они быдло, а ты из интеллигентной семьи".

ПОДДЕРЖИВАТЬ САМООЦЕНКУ РЕБЕНКА

Не унижать, не изводить критикой. У ребенка не должно быть ощущения, что он заслужил плохое обращение с ним. Ребенка с нормальной самооценкой травить неинтересно: не ведется. Травят обычно тех, у кого какая-то явная инакость сочетается с острой реакцией на оскорбление. Как с неваляшкой: толкнул — она зазвенела, закачалась — интересно! А если "игрушка" не реагирует — ее быстро бросят: скучно.

РАСПОЗНАТЬ, ЧТО РЕБЕНОК В БЕДЕ

Заметить признаки травли (подавленность, раздражительность, нежелание идти в школу или выходить из дома, синяки, грязь на одежде, порванные вещи, просьба купить новые ручки, пенал, тетради, учебники, "потери" карманных денег, участившиеся жалобы на плохое самочувствие, плохой сон). Добиться доверия. Выслушать, не пропускать мимо ушей повторяющиеся жалобы, даже если они кажутся несущественными.

ПРАВИЛЬНО РЕАГИРОВАТЬ САМИМ

Часто для нашего менталитета характерна такая позиция: не жалуйся, разбирайся сам, дай сдачи. Особенно плохо мальчикам: им нельзя плакать, проявлять слабость, а надо драться. На самом деле, убеждены некоторые психологи, если ребенок сам не может справиться со своей проблемой, он имеет полное право обратиться к взрослому и попросить помощи, это не донос, а самозащита. Травля — не закаляет. Ребенок должен знать: он не виноват в том, что его обижают. Его гнев и боль законны и понятны. Вы любите его и готовы помогать. И ваша помощь его не подставит.

НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПРАВИЛЬНО РЕАГИРОВАТЬ

Американский психолог Иззи Колмен, автор пособия "Как без особого труда добиться, чтобы тебя перестали дразнить и травить", подробно объясняет ребенку, почему важно спокойно реагировать на попытки вывести его из себя, как не доставить обидчику удовольствия, ради которого вся жестокая игра и затевается. Советует не пытаться останавливать сплетни, не лезть в драку, не мстить, сохранять чувство юмора. Например, одну девочку часто дразнят "рыжей". Она бросается в драку, рыдает, сама оскорбляет насмешников. Но все повторяется. Однако как только она научилась отвечать, что она "модно рыжая", а другим за это приходится платить деньги, смешки прекратились.

Обычно родители учат "врезать". Иногда это помогает, но это решение далеко не универсально. Степень угрозы может быть разной: в одном случае достаточно игнорировать обидчика, в других надо спасаться бегством. Задача семьи не в том, чтобы любой ценой научить подрастающего человека утверждать свою правоту кулаками, а в том, чтобы научить его строить отношения с другими людьми, понимая их и себя.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ

Самое главное — это ребенок. И вы должны утешить его, дать понять, что поможете. Возьмите у невропатолога или клинического психолога справку, если психическое состояние не позволяет ему ходить в школу. К психологу обязательно нужно вести, если ребенок очень подавлен. Статистика утверждает, что среди жертв травли высок уровень самоубийств.

Поговорите со школьным учителем: спокойно, без криков и угроз. Спросите его, как ваш ребенок уживается с другими, конфликтует ли, не одинок ли, не исключают ли его из игр, бывает ли, что с ним никто не хочет сидеть вместе. Спросите, какое решение может предложить учитель. Если знаете, что к ребенку обычно пристают в гардеробе или в туалете и там можно поймать мучителей с поличным — скажите об этом учителю. Не достигли понимания с учителем, пишите заявление директору, копию оставьте у себя. Если в школе уверяют, что не могут всех контролировать, скажите, что вы не требуете полного контроля, вас интересуют только ваш ребенок и его мучитель. Требуйте ограничить их контакты, применить к обидчику воспитательные меры.

Говорить с родителями обидчиков лучше через школу. Контролируйте себя, не угрожайте, не пытайтесь мстить. Когда за месть берутся папы пострадавших, это иногда кончается судебными приговорами за нанесение телесных повреждений несовершеннолетним. Очные ставки ребенка с обидчиками не нужны. Принудительные извинения с фигой в кармане — тоже.

Если после травли, тычков и кличек следуют избиения — решение вопроса переходит в уголовную плоскость. Берите справку у врача и психолога (чтобы оправдать пропуск занятий и задокументировать ущерб), можно еще по пути в травмпункт зайти к школьной медсестре или завучу и продемонстрировать побои. Копию справки, подтверждающей факт ущерба, прилагают на имя директора школы. Такое же заявление подают в соответствующие правоохранительные органы, а затем доводят дело до суда. Люди, имеющие такой опыт, советуют сохранять любые свидетельства, которыми можно доказать травлю: дневники ребенка, письма в школу, медицинские справки и т.п.

Другие статьи этого номера