Музыка декабря

В этот раз все как-то до неприличия банально — познакомили с «очень талантливым парнем», пишущим (с его слов!) музыку для театра и кино. В 22 годика?! Ну-ну, послушаем. Послушал… Не поверил. Послушал еще несколько раз… «Надо брать!» Милостью божьей Композитор Руслан ЛЕПАТОВ в совсем немузыкальной рубрике «Профили».Родился в Севастополе двадцать два года назад. Музыку сочиняет всю сознательную жизнь. Фортепиано — основной инструмент, хотя самостоятельно овладел игрой на гитаре и на ударных. Создал собственный музыкальный проект. Учится по специальности (не падайте в обморок!) "Банковское дело". А еще рисует и изучает… японский язык! А еще создал группу Hann with Gun. Вполне достаточно для интервью.

— Руслан, считаешь ли ты, что все лучшее пишется именно до 30, а потом — почивание на лаврах?

— Нет, ни в коем случае! Очень печально, если творческий человек растрачивает весь свой потенциал к 30 годам или чуть позже, а после "отдыхает" в силу того что, мол, я сделал себе имя и теперь неважно, что я делаю: — я Hann with Gunгений, и точка. А если вы меня критикуете, вы — идиот, не имеющий вкуса. К сожалению, очень часто такое происходит с теми, кто добился успеха: пропадают былой задор и хватка, растет гонор, и то, ради чего начинал уже теряет свой смысл, ценности уходят — настоящее творчество заменяется подделкой, которая выходит в свет за счет старых заслуг. Творческий человек должен быть всегда в поиске чего-то нового, более лучшего — он всегда должен быть в развитии. Останавливаться нельзя — это не только в творчестве, так должно быть везде.

— На твой взгляд, кто добивается большего: человек, просчитывающий будущий успех, или тот, кто отрывается по полной, творя в свое удовольствие?

— Тут лучше золотая середина. Невозможно все просчитать наперед, тем не менее всегда нужно думать и о будущем, ставить цели, главное, на пути их достижения не стоит забывать и о настоящем — ведь живем мы именно сегодня. Некоторые на пути достижения поставленных целей забывают о нормальной жизни, урезают себя во всем и всюду, а достигнув своей цели, получив ее, понимают, что потеряли кучу времени, молодость и много еще чего, а цель-то и не всегда стоит таких жертв! Так что я за разумный подход к жизни: здесь и сейчас.

— К какой категории ты относишь себя?

— Скорее к тем, кто отрывается по полной. Я живу сейчас, а не в ожидании себя лет так через дцать, когда у меня все будет. Сейчас я молод и здоров — нужно этим пользоваться, ведь потом этого уже не будет. Но и на будущее я имею свои планы.

— Каково жить композитору в эпоху засилия DJ? Вообще клубная музыка — музыка XXI века или нечто сиюминутное, одноразовое?

— Есть музыка для души, а есть и для тела — cейчас идет волна именно такой штамповки ритмичных треков: без мелодий, гармоний, красивого вокала… Уже неважно, что там играет, людям, находящимся в трансе, главное, что басы бьют по диафрагме — можно двигаться под ритм, не ошибешься. Своего рода ритуальные этнические танцы! Обычно это "цепляет" не дольше одного сезона. Но не все так страшно, музыка же тоже эволюционирует, и, помимо подобных "мутаций", есть и положительные черты: при смещении стилей, технологий извлечения звука на свет являются и новые шедевры, так что все нормально. Современные композиторы пользуются этими достижениями прогресса. В музыке главное — это выражение своих эмоций, состояния, мысли, вложить душу, себя, и неважно, будут ли это все сопровождаться прямой бочкой или ломаной.

— Твои собственные музыкальные пристрастия? Кого слушаешь по вечерам в одиночку?

— Перечислять можно долго, назову некоторых любимых исполнителей: Дельфин, Depeche Mode, Muse, Nirvana, The Beatles, "Кино"… Недавно увлекся японским роком. Интересных музыкантов много — было бы только на это время, а вот его не всегда хватает.

— Без каких композиторов ты не представляешь музыки вообще?

— Лично для меня в первую очередь это Бетховен, без сомнений, Моцарт, Бах, Григ, Прокофьев, Шуберт, Огинский, Шопен. Их музыка проверена временем и будет жить вечно! Из современных композиторов — Энио Морриконе, Роб Дуган, Мартин Гор, Ян Тирсен, Ханс Флориан Циммер.

— Твое отношение к таким "музыкальным террористам", как Шнитке и Курехин?

— Мне сложно ставить в один ряд этих двух композиторов, хотя оба они являются представителями советского авангарда. Их творения можно считать революцией в застоявшемся музыкальном мире в то время! Но мне как-то ближе творчество Альфреда Шнитке — то, что он делал с симфоническим оркестром, захватывает дух, просто переполняет восторгом. Чего только стоят такие его произведения, как "Повесть о неизвестном актере" и "Объяснение в любви". А вот Курехин действительно "террорист": когда я услышал некоторые его произведения — мне показалось, что я схожу с ума!

— И все-таки музыка, как и искусство вообще, она от Бога или наоборот?

— Конечно это талант, не у всех он проявляется сразу, это все нужно развивать — это тоже упорный труд. Хороший музыкант — это не бездельник, хотя многие считают именно так. Нет! Это постоянное работа над собой, оттачивание мастерства. Думаете, Бетховен родился, поел, подрос и написал "Аппассионату" — вот просто так? Нет, ведь талант — это целый путь. Но то, что сейчас преобладает в мире музыки, это вовсе не дар Бога, это хороший промоушн, и ничего божественного в этом, к сожалению, нет. На сцене всегда больше бездари, а действительно талантливые музыканты просиживают в безызвестности, им не хватает той наглости, которая всегда сопутствует посредственности. В нашей стране очень частое явление — боязнь перед будущим, и не каждый музыкант способен прокормить своим талантом себя и свою семью. Нет веры в свои возможности — и талант кладется на полку, плесневеет. Если бы каждый вовремя получил необходимую поддержку, все сложилось бы иначе.

— Что для тебя может явиться пусковым моментом для написания: увиденный фильм, произошедшее в реальности событие, прочитанная книга или?..

— Книги, интересные фильмы, музыка, случаи из жизни, личные переживания, эмоции, явления природы, картины, фото — этим фактором может стать все что угодно. Главное, чтобы ЭТО было способно создать особое состояние, настроение, зародить идею, которая после превратится в цельное произведение, притом практически никогда наперед неизвестно, что из всего этого выйдет.

— Кого ты считаешь великим композитором из нижеперечисленных: Вебер, Леннон и Маккартни, Меладзе, Крутой?

— Крутой и Меладзе — это все, конечно, очень здорово, но они явно выпадают из этого списка, не знаю почему (злая ирония). Остаются Карл Мария Фридрих Август фон Вебер, Джон Леннон и Пол Маккартни. Только вот сравнивать рок-н-ролл с симфонической музыкой сложно и бессмысленно — это абсолютно разные течения. Не стоит забывать, что все вышло из классики.

— Специфика работы композитора в кино, в театре, на ТВ и для интернет-проектов…

— Музыка создает атмосферу, она может дополнить обычный момент, сделать его более глубоким либо полностью испортить. Фильм "Профессионал", если бы там вместо музыки Энио Морриконе звучало бы что-то посредственное, был бы он настолько же хорош? Или в какой-нибудь комедии будет звучать постоянно похоронная музыка — наверное это неизбежно должно вызвать дискомфорт у зрителя. Тонко прочувствовать эту связь музыки и сюжета — вот задача композитора, это и есть главная особенность, и неважно: в кино это, в театре или на ТВ.

— Взялся бы ты за написание гимна страны? Вообще отношение к работе по заказу?

— Гимн страны?.. Пожалуй, нет. Это не ко мне, я не пишу марши! А про написание музыки по заказу могу сказать, что я бы не стал работать над тем проектом, который мне неинтересен. Выйдет бездушный набор звуков для отмазки — на такое нельзя тратить время.

— А теперь о веселом: проблемы молодых композиторов Севастополя?…

— Недостаток упорства — это в первую очередь, лень, боязнь неудачи. Конечно, есть еще один очень важный фактор, для многих чуть ли не самый главный: — это нехватка средств — все стоит денег, начиная от покупки инструмента, аппаратуры, аренды помещения для репетиций и заканчивая качественной записью в студии. Не каждому музыканту все это по карману. Вообще неплохо устраивать прослушивания на конкурсной основе и помогать самым интересным из них! Единицы пробиваются сами, особенно композиторы. Музыкальным группам, на мой взгляд, намного проще.

— Композиторство и счастливая личная жизнь в принципе совместимы?

— Если ты не беден как церковная мышь и помнишь, что вокруг тебя, кроме музыки, есть еще и живые люди, требующие твоего внимания, — то это возможно. Музыку же пишут для людей, вот и не надо забывать об этом! Иначе — зачем?! Некоторые музыканты "забивают" на своих любимых, близких. Только творчество, творчество — это очень эгоистично. Если я пишу что-то новое и интересное, то в первую очередь хочу порадовать своих близких, услышать их оценку — мне это важно. Счастливая личная жизнь может очень здорово помочь в развитии таланта, а любимый человек — стать музой.

— Без чего бы в жизни ты легко смог обойтись, а без чего — нет?

— Без чего? Было время, когда у меня в комнате стояли только фортепиано и старый шкаф, наполненный русской классической литературой, была куча чистых листов и много свободного времени — читал, рисовал и сочинял "саундтреки" к своим мыслям. После этого и зародилась идея альбома под названием O.S.T. for My Mind (Original Sound Tracks for My Mind). Без книг и рисования, скорее всего, обойдусь, переживу, но без фортепиано — это невозможно, внутри будет пусто, как если бы мне отрубили руки. То же самое, что не пускать моряка в море: пропадет с тоски человек. Я достаточно много времени провожу в транспорте: с музыкой смотреть на дорожные пробки веселее. Прямо как у Цоя, "а без музыки не хочется пропадать". А ненужных вещей очень много — телевизор, мобильный телефон, модная одежда….

— Твоя сокровенная мечта?

— Хочу заниматься только тем, что мне интересно и приносит удовольствие. Моя сокровенная мечта — это… Лучше не стану о ней говорить! А вообще я очень люблю наш город и хочется как-то сделать его еще красивее и интереснее. И не столько для туристов, сколько для местных жителей, потому что нам здесь жить. Но поскольку живем всего один раз — все в нашей жизни должно быть красиво!

Не знаю как вам, а мне после интервью полегчало: не я один уверен, что "время жить в Севастополе"! Теперь нас, по крайней мере, двое: я и Руслан Лепатов. И все мы будем счастливо жить в любимом городе под очень хорошую музыку, а не под бравурные марши и многочисленные гимны. А пока вы можете послушать некоторые композиции Руслана только в Интернете http://www.myspace.com/hannwithgun

Другие статьи этого номера