Михаил АНДРЕЕВ: «Чтобы Севастополь не превратился во второй Алчевск, нужно либо поднимать тарифы на тепло, либо увеличивать дотации из городского бюджета»

Отопительный сезон в разгаре. Севастопольцы встретили его по-разному: кто-то с теплыми батареями, а кто-то — со свищами в подвалах и на чердаках. Телефоны аварийной службы «разрывались» от звонков, каждый из которых требовал немедленного реагирования. В первые дни много негатива было высказано гражданами в адрес КП «Севтеплоэнерго» СГС. Но почему теплосети города находятся в таком плачевном состоянии? Об этом нам рассказал директор предприятия Михаил АНДРЕЕВ. — Михаил Борисович, как город вошел в отопительный сезон?

— В отопительный сезон город вошел удовлетворительно. Он начался 4 ноября, и сегодня тепло получают чуть больше 98% домов. Остаются примерно 1,5%, которые выходят из строя, причем их адреса постоянно меняются. На устранение всех неполадок нам потребуется еще полторы недели.

Та же ситуация с наружными теплотрассами. Время от времени они рвутся, вследствие чего отключается масса домов. Благо, таких случаев немного. Трубы, проложенные десятки лет назад, имеют большую прочность и пока еще выдерживают.

Вообще, если говорить о системе теплоснабжения Севастополя, то следует обратиться к понятию "процент годности". Сегодня он составляет 25-30%. То есть трассы, котлы и вспомогательное оборудование изношены на 70 процентов. Все они должны быть заменены. По понятным причинам, из-за отсутствия средств такие работы мы не можем производить в полном объеме. В настоящий момент в городе 180 из 650 километров сетей находятся в крайне аварийном состоянии. Нам остается только надеяться, что они прослужат еще какое-то время.

Это техническая сторона вопроса. Что касается финансирования, об этом уже неоднократно говорили руководители города. Впервые мы вошли в отопительный сезон без долгов за природный газ. Кроме того, была внесена предоплата за голубое топливо в размере пятнадцати миллионов гривен. На сегодня на отопление из них потрачено уже порядка восьми миллионов. Как сложится декабрь, сказать практически невозможно, потому что еще неизвестно, какой будет цена за газ. Однако есть и положительный момент. Он заключается в том, что на счетах управления ЖКХ находится определенная сумма средств, которые в решающий момент можно будет отправить в качестве оплаты. В общем, есть надежда, что декабрь мы переживем нормально. Что будет дальше — гадать пока не стоит.

Если говорить о компенсации доли тарифов себестоимости нашей продукции, на сегодня она составляет 42%. К чему приводит такая ситуация? С одной стороны, мы собираем более ста процентов сборов по населению, а вот со стороны местного бюджета возникает "дыра", которая ничем не покрывается. Выливается это в то, что мы не можем своевременно проплатить за газ, растет задолженность, на которую начисляются проценты и штрафы.

Наше предприятие может и готово нормально работать в условиях сбалансированности доходов и расходов. Но этого баланса нет, как нет и никакой инвестиционной составляющей. Предприятие не располагает средствами на обновление основных фондов, качественный капитальный ремонт, а иногда даже на топливо. И вот когда говорят о том, что повышение тарифов возможно лишь в том случае, если поднимется качество обслуживания, это вызывает недоумение. Я всегда задаю вопрос: "Что такое качество?" Качество — это совокупность свойств товара или услуги, которые удовлетворяют потребность потребителя. В нашем случае оно характеризуется, в первую очередь, температурой теплоносителя. Для того чтобы ее достичь, нужно купить топливо, воду, электроэнергию, оплатить труд обслуживающего персонала. Кроме того, качество предполагает скорость локализации аварийных ситуаций. Для этого нужно купить бензин, иметь запасные части, резервный ремонтный материал и так далее. Если все это сложить, то получится калькуляция себестоимости наших услуг. И если расходы не будут превышать доходы, ситуация с теплоснабжением города улучшится во много раз.

Осознавая проблемы наполнения бюджета, по моему мнению, в городе необходимо создать алгоритм, в котором семьдесят процентов наших затрат покрывалось бы за счет оплаты населения, а тридцать — городом.

Вот в этом финансовом положении предприятия и кроются все беды. Сильно страдает качество, нет перспективы, нет эффективного использования существующих ресурсов. К примеру, в Европе нет котельных с КПД ниже 92%, не говоря уже об альтернативных источниках энергии. У нас средний КПД составляет 70%. Это значит, что 30% топлива, которое мы с таким трудом покупаем, просто уходит "в трубу".

Подводя итоги, хочу сказать, что теплоснабжение сегодня держится за счет вливаний города, профессионализма и преданности людей своему делу. Они работают с начала отопительного сезона без выходных по 10-12 часов в сутки.

И если бы мы начали протопки по технологии с 15 октября, сегодня были бы включены 100% домов. Но сделать это было невозможно по той причине, что нам открыли газовую задвижку только первого ноября.

— Во сколько раз необходимо повысить тарифы на отопление, чтобы предприятие вышло из кризиса?

— Мы просчитали тарифы с учетом десятипроцентной рентабельности. Для этого необходимо повысить их примерно в два с половиной раза. Эти деньги, естественно, пойдут не на премии работникам. Мы хотели разработать проектно-сметную документацию к программе реконструкции системы теплоснабжения города и профинансировать, хотя бы частично, ремонты по внутридомовым сетям. Ведь здесь ситуация вообще смешная. Нам передали внутридомовые сети, при этом не решив вопрос с тарифами. Мы приняли их на баланс, чтобы списывать расходы, которые несем, а в тариф это не включается. Этот вопрос необходимо решить в срочном порядке.

По различным причинам наши предложения по тарифам пока не рассматриваются. Ситуация в общем-то простая: необходимо либо поднимать тарифы, либо увеличивать дотации из городского бюджета. Но мы понимаем, что в условиях сегодняшнего экономического кризиса сделать это достаточно проблематично. Жаль, конечно, будет, если оплата топлива городом пойдет за счет каких-то социальных программ, а их сегодня так много.

— И все же, насколько сильно изношены внутридомовые сети?

— Внутридомовые сети рассчитаны на двадцать лет. Но когда домам по 30-40 лет и в них ни разу ничего не делалось, о чем можно говорить? Необходимо вкладывать деньги. Можно сказать, что износ сетей в домах сегодня приближается к 100%. Но мы работаем, стараемся своевременно производить ремонт, в том числе аварийный. И, хочу сказать, в сравнении с другими регионами страны мы держимся пока неплохо.

Есть еще один момент. В городе множество домов, сооруженных в период перестройки в 80-90-е годы. Масса трубопроводов тогда была сделана из некачественной стали, что привело к их быстрой зашлаковке и, соответственно, выходу из строя.

К примеру, когда построили дом на проспекте Октябрьской Революции, 22, получилось так, что нам пришлось менять километр труб по подвалам после первого же отопительного сезона. А рэп менял сети на чердаке. Они были, как решето. Потом узнали, что в Севастополь был привезен целый вагон этого некачественного материала.

— С началом отопительного сезона много было аварий?

— Очень много. И сегодня в нашу центральную аварийную службу в сутки поступает до 50 сообщений различного характера. Наши аварийные машины выезжают на устранение по 16-17 раз в день каждая. Плюс к этому принимаются жалобы и заявления в энергорайонах. Максимальное количество — в Камышовой, так как там расположены самая большая котельная и 35% всего жилого фонда, отапливаемого нами. А построен этот район как раз в те годы, о которых я говорил. Но количество жалоб уже постепенно снижается.

Для того чтобы решать проблемы аварийных ситуаций, мы укрепляем центральную аварийную службу, создали филиал аварийной службы на Северной стороне и на днях запустим второй в Камышовой бухте.

На сегодняшний день мы аварийно заменили порядка 2,5 километра различных трубопроводов. Но по опыту я знаю: когда выйдем на уровень четырех километров — наступит равновесие.

Множество аварий происходит по вине жильцов. К примеру, из-за того, что они решают заменить в квартирах стояки из металла на пластик. Часто устанавливаемые трубы не соответствуют предъявляемым требованиям. Естественно, случаются разрывы.

К сожалению, сегодня мы не можем приобрести достаточное количество материалов для полного обеспечения потребностей города. Это большая беда, что наше предприятие загнали в такой глухой угол.

— Сколько на сегодня необходимо средств для приведения в порядок всех теплосетей Севастополя?

— Программа, разработанная нашим предприятием, которая сегодня рассматривается различными комиссиями горсовета, требует вложений в размере 480 миллионов гривен и рассчитана на пять лет. Она состоит из девяти направлений. Первое — это обеспечение социально значимых объектов (детских садов, школ и медицинских учреждений) автономными котельными для того, чтобы они не зависели от больших магистральных сетей. Второе направление заключается в том, чтобы заменить неэффективное оборудование, в первую очередь котлы, на современное, с высоким коэффициентом полезного действия, газифицировать котельные, работающие на мазуте и других видах топлива.

Программа также предполагает замену тепловых сетей на более современные с гарантией на 50 лет. Далее планируется комбинированная выработка тепла и электроэнергии. Мы предлагаем на Камышовской котельной установить генерирующие мощности, которые будут вырабатывать электроэнергию в объеме до 24 мегаватт. Это позволит покрыть все потребности коммунального хозяйства города.

Предлагаются нетрадиционные источники электроэнергии, такие как солнечные батареи. Их можно установить на социально значимых объектах для получения горячей воды. Ну и, конечно, предотвращать теплопотери путем утепления стен домов изолирующими материалами. Таким образом можно сэкономить до 50% тепла.

Еще одно важное направление, прописанное в программе, — это уменьшение длины магистральных тепловых сетей. Длинные сети эффективны только тогда, когда по ним пропускается 5-7 мегаватт тепла в час. В Севастополе максимальные нагрузки составляют 2 мегаватта. Решить этот вопрос поможет реконструкция центральных тепловых пунктов в квартальные котельные. Они будут работать на газе низкого давления. Это существенно повысит качество теплоснабжения и уменьшит потери тепла. Эти методы давно применяются в мире.

Мы надеемся, что программа будет принята. И если это произойдет, если будут определены источники финансирования, теплоснабжение города улучшится во много раз. Ну а пока мы подходим к пропасти и вскоре, если ничего не изменится, столкнемся с ситуацией, в которой недавно оказался город Алчевск.

— В случае аварии куда звонить?

— Прежде чем дать телефоны, хочу обратить внимание севастопольцев на то, что с первого декабря мы включаем систему записи входящих и исходящих звонков с целью улучшения качества обслуживания потребителей и решения спорных вопросов. В связи с этим убедительно просим всех во время разговора с операторами не использовать ненормативную лексику.

В случае аварийных ситуаций необходимо обращаться по следующим телефонам: 55-56-78; 54-26-60; 55-07-45; 54-22-24; 54-54-19 — многоканальный.

— Спасибо за беседу.

Другие статьи этого номера