В истории памятников, зданий и сооружений так же, как в жизни людей, есть свои памятные даты. 160 лет назад на перевале между Байдарской долиной и главной грядой Крымских гор было построено каменное сооружение в виде ворот, получившее одноименное с перевалом название — Байдарские ворота.Это первое в Крыму высокогорное архитектурное сооружение (503 метра над уровнем моря) построено в 1848 году по проекту известного ялтинского архитектора Карла Ивановича Эшлимана (1808-1893 гг.). Он принадлежал к числу видных русских зодчих XIX века, чье творчество отразилось на архитектурном облике многих дворцово-парковых ансамблей Южного берега Крыма.
Необходимость сооружения Байдарских ворот была подчинена одной цели — усилить эффект внезапного появления моря перед глазами путешественника, прибывшего сюда из Байдарской долины. На крыше Байдарских ворот устроена смотровая площадка — в XIX веке было принято встречать на ней восход солнца. С Байдарских ворот открывается чудесный вид на Черное море и голубоватые вершины яйлы, обозревается вся панорама Южного берега, лежащего как бы в глубокой пропасти у безграничного моря.
12 сентября 1896 года открылось дорожное сообщение Севастополь — Ялта через Байдарские ворота. По этому направлению, кроме обыкновенных почтовых бричек, желающие могли иметь в любое время разного рода рессорные экипажи, такие как ландо (4-местная карета с открывающимся верхом), кареты, коляски и прочие 2- и 4-местные средства передвижения. Кроме отдельных экипажей, ежедневно отправлялись удобные рессорные мальпосты (легкая карета, перевозящая почту и пассажиров). Поскольку путь в Ялту предстоял долгий — 82 версты, — выезжать из Севастополя нужно было рано утром, чтобы на ночлег в село Байдары или далее, к Байдарским воротам, попасть к вечеру. Отъезд от Байдарских ворот — тоже рано утром, чтобы к вечеру быть в Ялте.
В "Путеводителе по Крыму" (1897 г.) указывалось, что около Байдарских ворот имелись две гостиницы, где можно было переночевать. Там же находился павильон ресторана, в котором за приличную цену путешественники имели возможность заказать ужин, самовар и закуски. А вот что сообщал путешественнику А. Безчинский — автор "Путеводителя по Крыму" (М. 1904 г.): "У Байдарских ворот три гостиницы: две Бондаренко и третья — Набиркина — под морским обрывом. Все гостиницы одинаково плохи. Обстановка деревенская. Номера от 1 руб. 50 коп. до 3 рублей. Самовар — 25 коп., для проезжающих — 50 коп. Нужно торговаться. Следует обратить внимание на чистоту постельного белья. В гостиницах норовят сорвать как можно больше за все и даже делают небезуспешные попытки получить плату за помещение, в котором проезжему было подано кушанье. Из съестного можно получить борщ, суп (30 коп.), цыпленка, барашка (50-70 коп.) и прочее. Безцеремоннее всех гостиница Набиркина, где хуже кормят и подают крайне малые порции. Едущие на почтовых могут бесплатно переночевать на почтовой станции, где есть комната для проезжающих. Можно получить самовар и скромную закуску".
Такса за проезд от Севастополя до Ялты через Байдарские ворота как в отдельных экипажах, так и в мальпостах, утверждалась с разрешения губернатора Таврической губернии. К примеру: такса за проезд в мальпосте 1-го класса (лицом к лошади) с человека 5 руб. 50 коп., во 2-м классе (спиной к лошади) — 4 руб. 50 коп. Почтовая станция мальпостов находилась в Севастополе по улице Гоголевской, 1 (справа у входа на Исторический бульвар). Содержал станцию А. Иоффе.
Ушли в далекое прошлое брички, ландо, кареты, мальпосты. На смену им пришли автомобили. После ввода в эксплуатацию в 1973 году новой, современной автодороги Севастополь — Ялта дорога в этом направлении через Байдарские ворота утратила свое первоначальное значение, но как историческая достопримечательность указывается во всех современных путеводителях.