Власть общества

В воскресенье, 7 декабря, в Украине отмечается День местного самоуправления — профессиональный праздник всех, кто трудится в сельских, поселковых, городских, районных и областных советах, кто представляет многотысячный отряд народных избранников. Да и всех жителей страны — так называемых громад.

Вообще традиция местного самоуправления берет свое начало отнюдь не со вчерашнего дня, в отличие от праздника, утвержденного восемь лет назад. В Украине она известна еще со времен "княжеского сидения" в Киевской Руси и заключается в праве граждан самостоятельно избирать тех, кого они наделяют властными полномочиями. Ведь, если разобраться, только такая власть и является действительно народной — властью не над обществом, а легитимной властью самого общества, для общества и в интересах общества.

Севастопольский отряд избранников выглядит внушительно: два городских, четыре районных в городе, поселковый и четыре сельских совета. Почти четыре сотни депутатов местных советов призваны решать насущные проблемы севастопольцев.

Их работа требует профессионализма, настойчивости и ответственности. Мандаты народного доверия обязывают организовать достойное представительство интересов людей. Важнейшая задача — использовать потенциал государства на благо всей территориальной общины.

И это удается, считает председатель Севастопольского городского совета Валерий Саратов. "Могу с удовлетворением отметить, что у нас система работает именно как система: вовремя проводятся все сессии, все решения принимаются в соответствии с законодательством, — заявил он. — И это важно, потому что люди видят нашу работу, знают, что их вопросы рассматриваются".

В качестве одного из плюсов системы В. Саратов называет отлаженную схему приема избирателей. Ведь именно во время таких приемов есть возможность досконально вникнуть в проблему. Так вот, за 11 месяцев этого года депутатами городского совета проведено 377 приемов, принято 3169 граждан, депутаты районных советов приняли 4562 избирателя на 761 приеме.

Как заметил председатель Севастопольского городского совета Валерий Саратов, "быть честным депутатом сложно: если плохо относишься к своим обязанностям, то легко, а если пропускаешь через себя всю боль избирателей — очень сложно".

Уникальные минусы самоуправления по-севастопольски хорошо известны. Городской совет не имеет своего исполнительного органа: городская администрация, как выяснилось, горсовету неподотчетна. Другая уникальность — отсутствие закона о статусе города, а вместе с ним и возможности выбирать городского голову. А ведь 11 лет назад Украина ратифицировала принятую в 1985 году "Европейскую хартию местного самоуправления", призванную сыграть исключительно важную роль в становлении и развитии классической модели местного самоуправления как в старых, так и в новых европейских демократиях. Ведь внимание к всестороннему развитию местного самоуправления является одним из основных приоритетов современной европейской стратегии общественного развития, обеспечения прав человека и гражданина. Европейский принцип развития местного самоуправления — это максимальное приближение власти к людям, их материальным, бытовым и культурным проблемам и нуждам. Как видим, к сожалению, со времени ратификации Украиной хартии законодательство о местном самоуправлении так и не приведено в соответствие с рядом ее базовых положений. Отсутствие возможности выбирать — наглядное тому подтверждение.

Дмитрий ЖЕЛНИН.

Будет ли закон?

"При нынешнем политическом раскладе в Украине я не вижу возможности принятия закона о Севастополе", — сказал в среду председатель Севастопольского городского совета на встрече с журналистами. Как отметил Валерий Саратов, органы центральной власти не заинтересованы менять нынешнее положение дел в Севастополе, в частности — вводить прямые выборы руководителя города. По его словам, когда он обсуждал тему закона о статусе Севастополя с представителями Министерства региональной политики и строительства, те ответили, что "уже имеют печальный опыт работы головы Киевской администрации, когда он недостаточно слушает президента, и не хотят повторения такой же ситуации в Севастополе".

Глас народа

САМОУПРАВЛЯЕМ ЛИ НАШ ГОРОД?

Владимир Алексеевич, инженер:

— Для того чтобы ответить полно на этот вопрос, нужно получить статус города от наших народных депутатов. Из года в год самые различные варианты закона о статусе Севастополя с достойной сожаления бескомпромиссностью ветируются президентом. Когда там, наверху, наконец договорятся?

Вера Владимировна, программист:

— Работа депутатского корпуса оставляет желать лучшего. Многие важные вопросы, особенно касающиеся землепользования, годами не рассматриваются, хотя они актуальны. В то же время заполитизированные решения принимаются порой поспешно и с помпой.

Тамара Григорьевна, работник сферы услуг:

— В целом работой депутатского корпуса довольна. Многие важные вопросы — тарифной политики, здравоохранения и других сфер — решаются с учетом чаяний севастопольцев, и этот курс нужно выдерживать и впредь.

Борис, рабочий:

— Некоторые депутаты после того как на финише выборов были опубликованы списки, оказались незнакомы севастопольцам. Хотелось бы вернуться к практике, чтобы депутатов знали поименно и выбирали, соответственно, в округах.

Максим, молодой специалист:

— Работу депутатского корпуса нельзя оценивать и при этом не брать во внимание госадминистрацию. Это должен быть единый кулак. У нас, к сожалению, постоянное противостояние. И только в последнее время на фоне разразившегося кризиса это противостояние ослабло. И это хороший признак. Нам надо сообща разрабатывать такие меры, которые противостояли бы безработице, невыплате зарплат и пенсий.

Олег Петрович, офицер запаса:

— Без коренного изменения законодательной базы, начиная с Конституции и закона о местном самоуправлении, в Украине не будет серьезного влияния органов самоуправления на развитие экономики, формирование бюджетной политики и решение важнейших социально значимых и перспективных программ.

Другие статьи этого номера