Нефть дешевеет! И чё?

В то время как, по данным Госкомстата, цены на бензин за последний месяц снизились на 13,3%, стоимость проезда в городском пассажирском транспорте увеличилась на 15,9%.

В конце прошедшей недели мировые цены на нефть ускорили падение. На Нью-Йоркской фондовой бирже стоимость нефти упала еще почти на три доллара и сейчас составляет 43 доллара и 89 центов за баррель, сообщает "УНИАН". Это еще один рекорд минимума за последние три года. Начиная с июля нынешнего года "черное золото" марки Brent опустилось в цене более чем в три раза — со 147 до 43 долларов за баррель. Падение продолжится, твердят в один голос аналитики финансового рынка, разница лишь в прогнозных показателях: от "остановки" на отметке 40 долларов за баррель для Украины до пике в $25, если рецессия, затронувшая США, Европу и Японию, распространится на Китай, являющийся в последние годы главным двигателем роста спроса на рынках сырьевых товаров.

Напомним, причиной столь резкого удешевления стратегического сырьевого продукта стало снижение на него мирового спроса, который продолжит падение и в первой половине следующего года. По данным РИА "Новости", так считает председатель Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) министр энергетики Алжира Шакиб Хелиль.

В такой мировой ситуации, естественно, не так стремительно, но в Украине цены на бензин продолжают падение. С начала декабря высокооктановый бензин на украинских АЗС подешевел на одну гривну. Так, с прошедшей недели в Севастополе средняя цена литра бензина А-95 зафиксировалась на отметке 4,60 гривны, а 92-го — 4,40. И в ближайшее время стоимость бензина на заправках может снизиться еще. Дело в том, что отечественные нефтетрейдеры используют запасы "черного золота", закупленные ранее. Так что нынешнее резкое снижение стоимости нефти отразится на цене бензина на украинских АЗС только через две недели. Некоторые севастопольские оптимисты видят будущую цену в размере трех гривен за литр. Правда, на стоимости проезда в городском пассажирском транспорте даже такое фантастическое удешевление бензина почти до уровня 2005 года никак не отразится.

По словам Василия Цыбулькина, владельца автотранспортного предприятия города, занимающегося в том числе и перевозкой пассажиров на внутригородских маршрутах, цена бензина — далеко не основная составляющая стоимости проезда. Основную часть тарифа "забирают" на себя комплектующие автотранспорта и его техническое обслуживание. И, говорит В. Цыбулькин, если с 2005 года стоимость бензина выросла в два раза, то запчастей — в три-четыре. При этом значительно подорожали и техобслуживание на базах, которые есть далеко не у всех севастопольских автопредприятий, и социальный пакет. Установленная на сегодня цена проезда в городских "топиках" и "Богданах" — это всего лишь компромисс, достигнутый в результате переговоров между перевозчиками и властью. Реальную расчетную стоимость проезда отражает "ночной" тариф, уверен В. Цыбулькин.

Не привело удешевление бензина и к увеличению его потребления автолюбителями. По словам бухгалтера одной из сети АЗС в Севастополе, "по литражу ничего не изменилось, даже уменьшилось из-за инфляции". АЗС несут убытки, утверждает источник, слова которого подтверждаются и официальной статистикой США! Даже в самой пресыщенной стране мира потребление топлива за последние четыре недели сократилось на 6,2% по сравнению с предыдущим годом.

Как сообщают "Подробности", беспрецедентное падение цен на нефть не помогло и отечественным нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ). Они еще больше сокращают производство, а некоторые украинские НПЗ оказались на грани остановки. Причина та же — падение потребления нефтепродуктов в отраслях, которые пострадали в результате экономического кризиса.

"Сокращение объемов потребления нефтепродуктов на сегодняшний день абсолютно очевидно, — сообщили в центре общественных связей компании "Лукойл" (ей подконтролен Одесский НПЗ). — Мы связываем это как с сезонным падением потребления, которое является традиционным, так и с изменением системы взаиморасчета — в настоящее время участники рынка перестали отдавать свою продукцию в долг и требуют предоплаты".

Выходит, что дешевая нефть этому миру не нужна и его "карманные" владельцы сделают все возможное, чтобы вновь надуть этот мыльный пузырь. Во всяком случае, организация стран — экспортеров нефти уже предлагает финансовым рынкам приготовиться после 17 декабря (очередная сессия ОПЕК) к "сюрпризному" заявлению, касающемуся сокращения объемов "черного золота". И тогда, после постепенного восстановления нефтяных цен где-то с середины 2009 года, можно смело ожидать усиления роли нефтепродуктов в расчетной себестоимости проезда в транспорте, товаров в супермаркетах и редиски с бабушкиного огорода.

Ирина КАРАТАЕВА.

Официально

Александр ПАХОМОВ, начальник отдела транспорта и связи СГГА:

— Тарифы на проезд в автомобильном транспорте общего пользования в обычном режиме установлены распоряжением СГГА 5 июля 2004 г. N 586-р, согласно которому взимается за одну пассажирскую поездку в зависимости от протяженности маршрута: до 7 км — 0,75 грн, от 7 до 17 км — 1 грн, свыше 17 км — 1,25 грн. Тарифы на пригородные пассажироперевозки составляют 0,10 грн за 1 пассажиро-километр с НДС. Горгосадминистрации предоставлены полномочия по установлению тарифов на перевозку пассажиров и стоимости проездных билетов в городском и пригородном пассажирском транспорте, работающем в обычном режиме. При этом полномочиями по установлению тарифов на пассажирские перевозки в режиме маршрутного такси СГГА не обладает. Действующие тарифы в маршрутных такси установлены в мае-июне 2008 г. Стоимость дизтоплива в этот период составляла 6,0-6,3 грн. Сейчас цены на ДТ и бензин значительно ниже. В связи с этим наш отдел инициировал предложение перевозчикам о снижении платы за проезд, но рост с 1 декабря минимальной зарплаты, увеличение стоимости запчастей и прочих материалов не позволяет, по мнению перевозчиков, произвести снижение оплаты за проезд.

Кстати

Розничные цены на нефтепродукты в Украине последние две недели неуклонно снижались, причем порой сразу на 25-30 коп. Стоимость низкооктанового бензина марок А-76-80 упала в среднем с 4,5 до 4,2 грн/л (в Севастополе — до 4,1 грн/л). Самые высокие цены на данный вид топлива по состоянию на 8 декабря фиксировались на уровне 4,30 грн/литр. "Отличались", как всегда, восточные регионы, Киев и Крым. Дешевле всего низкооктан можно было приобрести на западе Украины. Цены на бензин марки А-92 опустились с 4,6 до 4,45 грн/литр. В Севастополе А-92 предлагается по цене 4,4 грн/л. Дешевле, опять-таки, если ехать к Карпатам. За последнюю неделю цены на самую популярную марку бензина снизились с 4,8-5 до 4,6-4,7 грн/л. Самые высокие цены на А-95 фиксировались на уровне 4,80 грн/литр ("восток — дело тонкое"…). Нижний предел цен наблюдался на уровне 4,6 грн/л (запад и, как ни странно, Севастополь). Также резко — с 5,5 до 5,1-5,2 грн/л — подешевело дизельное топливо. Самые высокие цены на солярку фиксировались на уровне 5,3 грн/л. В каких регионах — догадайтесь сами… Напомним, что 27 октября между правительством и участниками рынка нефтепродуктов была достигнута договоренность о том, что с 1 ноября цены на нефтепродукты будут снижены на 40 коп./л, а с 1 декабря — на целую гривну. На практике в основном снижение произошло даже со значительным "перевыполнением"!

Другие статьи этого номера