Возвращение Данилевского

Жизнь и деятельность великого славянского философа, ученого, естествоиспытателя Николая Яковлевича Данилевского тесным образом связаны с Крымом, Севастополем."Настольной книгой всех русских надолго" называл главный труд Н.Я. Данилевского книгу "Россия и Европа" Ф.М. Достоевский. Федор Михайлович признавался в письмах, что ждет ее новых глав, как голодный куска хлеба. Идеи Данилевского и сегодня, почти через 140 лет после выхода в свет этой пророческой книги, не теряют своей экономической и политической остроты.

Однако не многие знают, что книга "Россия и Европа", которую и сегодня на Западе называют "всеславянской библией", была написана в Крыму, в имении Мшатка. Непонятое в царское время, неугодное в период советской власти, это произведение увидело свет в России уже в наши дни. И в наши дни возродилась память об этом "великом неизвестном русском человеке" — Н.Я. Данилевском, предсказавшем славянам путь к возрождению. Чтобы выжить и сохранить свою особую культуру, необходимо единство. "Для всякого славянина после Бога и Его Святой Церкви идея славянства должна быть высшей идеей".

Не случайно, стремясь найти ответы на самые актуальные вопросы современности, Н.Я. Данилевского все чаще цитируют в своих выступлениях лидеры различных политических партий, в том числе и В.В. Путин. Растет и народный интерес. Ежегодно в дни памяти Н.Я. Данилевского во Мшатке под Форосом, в Симферополе в Крымском центре гуманитарных исследований проводятся научные конференции, "круглые столы", симпозиумы.

Николай Яковлевич Данилевский родился в 1822 году в селе Оберец Измалковского района на Орловщине, умер в экспедиции в Тифлисе, похоронен в 1885 году близ Фороса, в "кипарисовом зале" своего имения Мшатка. Там же впоследствии были захоронены двенадцать членов его семьи. Время безжалостно поступило с наследием великого человека. В годы Гражданской войны имение было разграблено и сожжено, погиб архив ученого, его имя предали забвению, могилу отдали на поругание. В "кипарисовом зале" бульдозером снесли кресты и могилы. Затем там устроили скотный двор, потом — футбольную площадку, а впоследствии, чтобы уж полностью ничего не напоминало даже о месте захоронения, луг "кипарисового зала" был залит бетоном под костровую площадку пионерского лагеря Севморзавода.

В течение 60 лет на могиле Н.Я. Данилевского стояли палатки пионерского лагеря, а затем здесь стали устраивать дискотеки. Все эти годы на захоронении великого сына России "отдыхали" дети не только из Севастополя, но и со всех уголков Советского Союза.

В 1996 году сначала в газете "Крымские известия", затем у нас, в "Славе Севастополя", журналист, поэт, публицист Людмила Шершнева опубликовала острые материалы: "За что философа Данилевского закатали под асфальт".

— Думается, Николай Яковлевич Данилевский и не предполагал, что в будущем его тихая уединенная Мшатка на Южном берегу окажется меж двумя президентскими дачами — дачей Горбачева и виллой президента Украины, — говорит Людмила Шершнева. — Сегодня на земле Данилевского, а это 116 десятин очень дорогой земли Южного берега Крыма, выросла самая настоящая крымская Рублевка — от санаториев "Меллас" и "Южный" до санатория "Форос" поднялись респектабельные особняки с охраной, собаками. Хозяева, которые живут здесь за высокими заборами, вряд ли читали книгу "Россия и Европа", и потому они так равнодушны к нашей национальной памяти.

Но не все оказались равнодушными. В Крыму и за его пределами возникло и окрепло общественное движение памяти Н.Я. Данилевского. 25-26 мая 1996 года, в дни празднования славянской письменности, на "забытую землю" Данилевского высадился десант почитателей этого великого человека, его потомков со всего света, ученых. Силами общественности было восстановлено захоронение философа. Руководил всей этой подвижнической деятельностью инициатор проведения в Крыму памятных дней Данилевского профессор В.П. Казарин. С тех пор дни Данилевского в Крыму отмечаются ежегодно. Проходят они и в Москве благодаря усилиям председателя Севастопольского землячества И.И. Кириленко и многих проживающих в российской столице севастопольцев.

На центральной площади детского лагеря был установлен деревянный православный крест с иконой Николая Чудотворца, снят панцирь асфальта и высажены цветы. Архимандрит Петр, настоятель Форосской церкви Воскресения Христова, отслужил в "кипарисовом зале" панихиду по всем, кто нашел здесь упокоение. Так была восстановлена могила Данилевского. Через год рядом с крестом был заложен мемориальный камень будущей часовни Николая Чудотворца. Казалось, что пройдет немного времени и под сенью древних кипарисов на зеленом лугу расцветут любимые Данилевским скромные цветы и поднимется свечой памяти стройная белая часовня.

Прошло, однако, десять лет. Год назад на средства родственников на могиле Н.Я. Данилевского был установлен памятник из черного мрамора: крест и открытая книга. На одной странице — портрет философа, на другой — его знаменитое изречение из книги "Россия и Европа": "Для всякого славянина после Бога и Его Святой Церкви идея славянства должна быть высшей идеей".

— Во времена Данилевского Мшатка по своей значимости была для России тем местом, каким впоследствии стала для всего мира Ясная Поляна Льва Толстого, — рассказывает крымский художник Вадим Конев. — Это отсюда, из Мшатки, весь славянский мир ждал слова Данилевского. Его слово жадно ловили угнетенные народы Сербии, Галиции, Болгарии.

Вадим Конев много лет воплощает на своих полотнах образ Н.Я. Данилевского и любимые им крымские пейзажи. Мы рассказывали нашим читателям о том, что в марте 2004 года во время большого пожара сгорел московский Манеж. В это время там экспонировалась выставка В. Конева "Крым благословенный". Огнем был уничтожен и портрет Данилевского. Однако художник нашел в своей душе силы и написал новый портрет философа.

Действительно, за последние годы многое удалось сделать. Прежде всего — вернуть имя Н.Я. Данилевского в Крым, привлечь внимание общественности, деятелей науки и культуры, всех, кто интересуется своим прошлым и своими корнями.

Другие статьи этого номера