Лидерство братьев Райт

Сегодня — 105 лет по старому стилю со дня совершения официально признанного первого в истории человечества пилотируемого полета. Произошло это 17 декабря 1903 года, когда братья Орвилл и Уилбер Райт подняли в воздух деревянно-металлическую конструкцию под названием «аэроплан». Буквально в начале декабря этого же года в известной американской газете «Нью-Йорк таймс» был обнародован весьма пессимистический прогноз: «Пройдет миллион лет… прежде чем человек создаст аэроплан…»Наш город имеет непосредственное отношение к истории мирового воздухоплавания как колыбель одного из важных его этапов. Спустя всего лишь 7 лет после подвига братьев Райт в Севастополе между устьями Альмы и Качи была открыта первая в России школа военных летчиков. Здесь оттачивали свое мастерство десятки будущих асов отечественной авиации — А. Покрышкин, Г. Байдуков, П. Осипенко…

В связи с отмечаемой датой сегодня есть резон внести кое-какие ремарки и высказать соображения в плане непререкаемости некоторых базовых исторических аспектов затронутой темы. Она с мифических времен являлась заповедной зоной человеческой мечты. Во времена рабства прикованный к веслам галеры пленник страстно мечтал стать птицей, чтобы обрести желанную свободу. А на далекой Ойкумене человеческой истории поэт Овидий выдал миру замечательную сказку о художнике Дедале и его сыне Икаре, "взмывших" ввысь на птичьих крыльях, спасаясь от рабства в застенках дворца царя Миноса…

А вот дальше этого, однозначно мифического мероприятия человечество демонстрирует вполне реальные и четко задокументированные попытки взлететь в небо, дабы парить в нем, как птица. Гениальный итальянец Леонардо да Винчи за несколько веков теоретически предвосхитил идею геликоптера. Опять же итальянский священник Франческо Лана предложил в 1670 году проект воздухоплавательного судна под названием "Летучая барка". В основе изобретения пизанского пастора лежал принцип аэростатической подъемной силы шаров, которые были легче воздуха.

Спустя семь лет французский механик явил согражданам "снаряд Бенье", представляющий собой два коромысла, увенчанные лепестковыми лопастями. Но он не учел того, что человек не обладает достаточной силой для осуществления т.н. машущего полета…

В 1695 году в Москве холоп князя Троекурова заверил его, что с помощью крыльев сможет "летать, аки журавль". Однако фокус не удался, и холоп был нещадно бит батогами за вранье и зря истраченные деньги.

В 1708 году португальский священник Лоренцо Гузмао предложил испытать проект его "Пассаролы" — тонкой яйцеобразной оболочки с подвешенной жаровней, которая на виду у всех присутствующих при эксперименте пролетела в воздухе… аж четыре метра.

Примерно в тот июньский день, когда официально 225 лет назад был основан Севастополь, большой шар диаметром 10 метров братьев Монгольфье, взмыв в небо с базарной площади маленького французского городка, ознаменовал огромный прорыв человека в борьбе за невесомость.

Но на его "борту" еще не было людей. И вот 21 ноября 1783 года человек оторвал монгольфьер от парижской земли и совершил воздушный полет. Почему полетели не уже знаменитые авторы проекта, кстати? А потому что король Франции Луи ХVI запретил им лично взмывать в воздух, т.к. они — ценное, мол, достояние нации. Пусть, по мнению короля, полетят двое преступников, приговоренных к смертной казни. Но вместо них все же оторвались от земли два активных участника постройки монгольфьера — достойные граждане Франции Пилатр де Розье и маркиз д,Арланд…

А дальше — пошло-полетело… 1 декабря 1783 г. на шарльере (аэростат с оболочкой, наполненной водородом) совершили 40-километровый перелет французы профессор Шарль и один из братьев Робер. Осенью 1784 г. на аэростате француз Бланшар и американец Джеффри выполнили первый удачный перелет через пролив Ла-Манш.

После этого события прошло десять лет, и рождается идея использования аэростатов в военных целях. В апреле 1794 года во Франции издается декрет об организации первой воздухоплавательной роты французской армии. Воздухоплавание становится профессией…

А дальше… Дальше — детище братьев Райт? Как сказать. Совсем недавно в итальянских архивах была обнаружена и обнародована в еженедельнике "НЛО" интересная заметка из газеты "Лейденский вестник", датированная 21 октября 1751 года. Есть смысл привести ее дословно. Описывается не что иное, как удачный, четко засвидетельствованный полет итальянца Андреа Воландэ… на аппарате тяжелее воздуха: "В машине, на которой Андреа Гримальди Воландэ в течение одного часа может сделать семь миль, установлен часовой механизм. Ее ширина 22 фута, она имеет форму птицы, тело которой состоит из соединенных между собой проволокой кусков пробки, обтянутых пергаментом и перьями. Крылья сделаны из китового уса и кишок. Внутри машины находятся тридцать своеобразных колесиков и цепочек, которые служат для спуска и подъема гирь. Кроме того, тут употреблены в дело шесть медных труб, частично заполненных ртутью. Равновесие сохраняется опытностью самого изобретателя. В бурю и тихую погоду он может летать одинаково быстро. Эта чудесная машина управляется посредством хвоста длиной семь футов, прикрепленного ремнями к ногам "птицы". Как только машина взлетает, хвост направляет ее налево или направо, по желанию изобретателя.

Часа через три "птица" опускается плавно на землю, после чего часовой механизм заводится снова. Изобретатель летит постоянно на высоте деревьев.

Андреа Гримальди Воландэ один раз перелетал Ла-Манш из Кале в Дувр. Оттуда он в то же утро полетел в Лондон, где говорил с известными механиками о конструкции своей машины. Механики были очень удивлены и предложили построить до Рождества машину, которая могла бы летать уже со скоростью 30 миль в час".

Российский исследователь Л. Заславский, досконально изучивший материалы данного сообщения из газеты "Лейденский вестник", пришел к выводу, что летательный аппарат монаха Андреа Воландэ — это двигатель, работающий на принципе испарительной тяги. То есть… прообраз реактивного самолета…

Что день грядущий нам готовит? Какие такие сюрпризного плана открытия возможны в ходе увлекательного "полета" в мир архивных свидетельств? Трудно прогнозировать, но можно с уверенностью говорить о том, что человек, оглядываясь назад, гораздо успешнее регулирует свое движение вперед и… вверх. В том числе и к звездам.

Хочется эту публикацию завершить замечательной фразой главного героя в фильме Мастрояни "8 1/2": "Я намерен говорить правду, которую не знаю, но которую ищу".

Другие статьи этого номера