Создается госинспекция ЖКХ

В ноябре 1992 года Кабинет министров принял постановление «О приватизации государственного жилого фонда», дававшее гражданам право на приобретение в частную собственность своих квартир. Это был первый нормативный акт в череде других, которые должны были сложиться в государственную концепцию реформирования ЖКХ. По идее, она имела целью сокращение бюджетных расходов на содержание жилого фонда, введение новых принципов управления жилищно-коммунальным хозяйством, отвечающих логике рыночной экономики. Однако, несмотря на обилие законов и нормативно-правовых актов, реформа не идет. И вот правительство решило создать государственную жилищно-коммунальную инспекцию, на которую возложило функции контроля за соблюдением законодательства, стандартов, нормативов и правил в сфере ЖКХ.
Наш корреспондент встретился с первым заместителем начальника этой госинспекции В.Н. КИРЮШИНЫМ и попросил его рассказать о причинах пробуксовки реформы ЖКХ. Вот что сказал Владимир Николаевич:- Причин несколько. Назову главные. В жилищно-коммунальной сфере до сих пор не создано конкурентной среды, и она остается непривлекательной для инвестиций и бизнеса. Во многом это является следствием того, что она чрезмерно заполитизирована и нередко используется местными и центральными органами власти в спекулятивных целях. Наглядно это проявляется в периоды избирательных кампаний, когда тарификация услуг ЖКХ становится инструментом воздействия на электорат. Чтобы исключить это, следовало бы лишить местные органы власти права самим устанавливать тарифы на жилищно-коммунальные услуги и передать эту функцию центру, как это сделано по газу и электроэнергии. А вот по квартплате, теплу, водоснабжению и водоотведению тарифы до сих пор рассчитываются на местах и зачастую составляют 45-60 процентов от себестоимости их производства.

Это приводит к большим выплатам дотаций, которые истощают местный бюджет, лишают его возможности финансировать социальные программы, развитие коммунальных предприятий. Они с каждым годом все больше приходят в упадок. Результаты проведенного в Севастополе анализа тарифной политики свидетельствуют о том, что она исключает возможность использования экономических рычагов для реформирования городского хозяйства, а уверения, что незначительное повышение тарифов позволит улучшить качество услуг населению, — это чистой воды профанация.

Учитывая все это, Кабинет министров и принял постановление о создании государственной жилищно-коммунальной инспекции. Она призвана осуществлять надзор за полнотой и качеством оказания услуг населению, за соблюдением нормативных актов, регулирующих взаимоотношения между предприятиями ЖКХ, населением и местными органами власти. В ходе реализации контрольных функций новая инспекция наработает исходную информацию, которая будет обобщаться, анализироваться и учитываться при разработке региональных программ развития жилищно-коммунальной сферы.

— Каковы структура и численность госинспекции?

— Ее центральный аппарат не превысит 20-25 человек. По 10-12 сотрудников будет в территориальных органах по областям, в АРК, в Киеве и Севастополе. Общая штатная численность нового ведомства составит около 300 человек. Подбор сотрудников будет осуществляться на конкурсной основе. Кроме того, вводится институт общественных инспекторов из числа лиц, имеющих опыт управленческой работы в ЖКХ.

— Владимир Николаевич, не сведется ли работа госинспекции к фиксации недостатков и рассылке циркуляров?

— Опасность такого подхода мы предвидели еще на стадии разработки положения о госинспекции. Это не будет орган, сотрудники которого станут приходить, что-то запрещать, давать время на устранение недостатков и пропадать до очередной проверки. Мы не собираемся напрямую защищать население и предприятия ЖКХ. Инспекция должна стать независимой третьей стороной, которая формирует правила взаимоотношений коммунальных предприятий, производящих услуги, местных органов власти и потребителей услуг.

В течение первых 5 лет инспекция, действуя как государственный орган, запустит процессы оздоровления социально-экономической ситуации в ЖКХ, а затем функции инспектирования передаст местным органам власти, поставив перед ними задачу создавать конкурентную среду путем постепенной передачи объектов ЖКХ инвесторам в аренду, в концессию. Думаю, что сложнее всего будет с жилым фондом. Сейчас он приватизирован в Украине на 95 процентов. На содержание жилого фонда у государства никогда не было необходимых финансовых ресурсов.

— Сейчас их вообще катастрофически мало.

— Именно поэтому возникает задача привлечения средств населения на реконструкцию и модернизацию жилого фонда. Это будет сложной, но решаемой проблемой. Дело в том, что когда весь жилой фонд был государственным, на него в бюджете даже не предусматривалось амортизационных отчислений. Капремонт жилья, новостройки финансировались по другим статьям расходов. Теперь забота об этом перекладывается на плечи местных органов самоуправления, которые способны профинансировать модернизацию и реконструкцию жилья в лучшем случае на 25-30 процентов.

— Может ли население инвестировать эти работы?

— По расхожему убеждению, полагаться в этом деле на него нечего, но это не так. В 2007 году население вложило в приобретение потребительских товаров 120 миллиардов гривен. За услуги мобильной связи оно заплатило 38 миллиардов, а за услуги ЖКХ, которые считаются дорогими, — всего 14 миллиардов гривен. Таким образом, финансовые ресурсы у наших граждан есть, поэтому разговоры о том, что повышению жилищно-коммунальных тарифов непременно должен предшествовать рост минимальной зарплаты и пенсии, довольно сомнительны.

К тому же надо учесть, что если расходы на услуги ЖКХ превышают 15-20 процентов от совокупного дохода семьи, то она получает право на назначение субсидии. Когда же мы сдерживаем рост тарифов, мы уменьшаем сумму субсидий, а следовательно, и объем финансовых средств, которые пойдут на развитие коммунальных предприятий. Безусловно, надо совершенствовать механизм социальной защиты малоимущих. Без этого никакая реформа не пойдет.

— И все же, Владимир Николаевич, каким образом можно привлечь население к инвестированию развития жилищно-коммунального хозяйства?

— Предприятие, предоставляющее услуги, к примеру по теплоснабжению, берет банковский кредит и с целью его погашения включает в тариф инвестиционную составляющую в размере около 10 процентов. Оплачивая эти проценты, население будет инвестировать предприятие ЖКХ, которое направит финансовые средства на свое развитие и на снижение себестоимости своей услуги. Участие государства в этом деле будет заключаться в снижении банковских ставок по кредитам на ЖКХ. В такой схеме кредитования будут заинтересованы и население, и предприятия, и местные органы власти.

Аналогичный механизм возможен с целью привлечения населения к кредитованию проекта энергосбережения при условии погашения 25-30 процентов этого кредита государством. Интерес населения в этой схеме заключается в том, что стоимость топливно-энергетических ресурсов будет постоянно расти, а их экономия станет для владельцев приватизированного жилья жизненно важной задачей. В этом я убедился, изучая опыт Прибалтики, Нидерландов и Венгрии. Там в ходе реализации проектов по энергосбережению, реконструкции и модернизации жилья около 40 процентов населения взяли кредит на 8-10 лет. Треть этого кредита гасят государство и органы местного самоуправления, а остальное — население в лице ОСМД и жилищно-строительных кооперативов.

Хотел бы особо сказать вот о чем: запуск проектов, о которых мы говорим, возможен лишь при условии создания объединений совладельцев многоквартирных домов, профессиональных управляющих компаний и всеукраинского жилищного агентства с территориальными центрами в регионах. Это очень масштабная задача. Она должна быть решена в определенные временные рамки, после которых государство снимет с себя обязательства по льготному кредитованию и население должно будет взять на себя все заботы, связанные с обслуживанием и содержанием своего жилья.

Чтобы реформировать ЖКХ, надо завершить проект создания объединений совладельцев многоквартирных домов. Сейчас они охватывают 11 процентов жилого фонда страны. Этого мало, чтобы ОСМД влияли на процессы в ЖКХ. Надо четко понять, что, приватизировав квартиру, человек стал собственником только воздушного пространства между ее стенами; рэпы продолжают управлять домами, в сущности, не имея на это юридического права, а жильцы не могут выбирать себе подрядчика, который бы содержал и обслуживал дом, не способны влиять на поставщиков услуг.

Совладельцам одного дома накладно содержать домоуправа, бухгалтера, поэтому им целесообразно объединяться в ассоциацию ОСМД 20-25 домов и нанимать управляющую компанию во главе с менеджером, которая бы на конкурсной основе выбирала профессиональные организации по эксплуатации своего жилого фонда. На сегодняшний день в Севастополе приватизировано около 95 процентов жилья, но им по инерции продолжает управлять город, хотя оно должно быть снято с баланса и передано в управление независимому менеджеру, который и должен вести хозяйство.

Инспекция ЖКХ многими воспринимается только как контролер качества услуг, предоставляемых населению. Фактически же на нее будут возложены выяснение причин, если медленно идет реформирование жилищно-коммунального хозяйства, выработка долгосрочной стратегии его развития на региональном и общегосударственном уровне. Инспекция через свой аналитический центр будет представлять правительству предложения по расчетам тарифов в зависимости от уровня обустройства и технической оснащенности домов и комфортности проживания в них. Есть элитное жилье, есть жилье эконом-класса, есть устаревшее, а тариф пока для всех один. Необходимо как можно быстрее уйти от такой усредненности. Ведь это нонсенс, когда основные составляющие тарифа (газ, электроэнергия) из центра спускаются в регионы, а сам тариф рассчитывается на местах. Летом этого года было намерение Министерства ЖКХ создать в Севастополе первую управляющую компанию, опробовать новую модель управления не только жильем, но и всей инфраструктурой городского хозяйства — теплом, водой, вывозом мусора, благоустройством. Пилотный проект не получил поддержки из-за отсутствия организационного ресурса и недостатка финансов.

По моему глубокому убеждению, наша госинспекция должна сосредоточить свои усилия на том, чтобы способствовать воспитанию у населения чувства собственника своего жилья и чтобы оно без принуждения участвовало в управлении жилищно-коммунальным комплексом.

Другие статьи этого номера