Исполнение судебных решений: на защите интересов граждан и государства

Конституцией нашей страны установлено, что судебные решения принимаются судами именем Украины и являются обязательными для исполнения на всей территории государства. Одним из основных принципов судопроизводства является обязательность исполнения решений суда.
Исходя из места, отведенного государством правовому регулированию вопроса исполнения судебных решений, важное значение имеет роль и правовое положение на данном этапе прокурора.В соответствии с п. 5 ст. 121 Конституции Украины на прокуратуру возложены полномочия по осуществлению надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдению законов в этих вопросах органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами и служащими. Законом Украины "О прокуратуре" (ст. 1) также установлено, что прокурорский надзор за соблюдением и правильным применением законов распространяется на Кабинет министров Украины, министерства, иные территориальные исполнительные органы власти.

Круг субъектов, исполняющих решения, определен законом Украины "Об исполнительном производстве". Принудительное исполнение решений судов, а также решений иных органов (должностных лиц) возложено на Государственную исполнительную службу, которая входит в систему органа исполнительной власти — Министерства юстиции Украины.

В случаях, предусмотренных законом, решения судов и иных органов о взыскании средств исполняются налоговыми органами, учреждениями банков, кредитно-финансовыми учреждениями, иными органами, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

В то же время прокурорский надзор распространяется на всех субъектов, уполномоченных осуществлять исполнение решений судов и иных органов (должностных лиц), в т.ч. на государственную исполнительную службу.

Изменения в законодательстве об исполнительном производстве, в частности по определению процедуры проверки исполнительного производства, касаются не ограничения полномочий прокурора, а конкретизации и усиления ведомственной контрольной функции органов юстиции в исполнительном производстве, ее детализации при осуществлении контроля за законностью исполнительного производства, а также ведения определенных процедур доступа к документам исполнительного производства.

При этом правовая регламентация закона Украины "О прокуратуре" не сужена, а надзорные полномочия прокуратуры расширены Конституцией Украины.

Правовое положение прокурора в вопросах исполнения судебных решений определяется не только осуществлением надзорной функции, но и исходя из конституционной функции представительства интересов граждан и государства в судах, приобретением статуса участника исполнительного производства. Основанием для представительства прокурором в суде интересов конкретного гражданина является его невозможность самостоятельно защитить свои нарушенные и оспариваемые права, а интересов государства — наличие нарушений либо угроза нарушения экономических, политических и иных государственных интересов.

Вопросы исполнения судебных решений, вынесенных по делам по искам прокуроров, для органов прокуратуры являются одними из приоритетных направлений работы. В данном случае критериями оценки деятельности прокуроров в конкретном регионе является состояние реального исполнения решений судов, принятых по их искам и заявлениям.

Состояние исполнения судебного решения в определенной мере зависит от своевременности обращения взыскателя с исполнительным документом в соответствующий отдел государственной исполнительной службы и инициирования принудительного исполнения решения. Прокурор также имеет право ходатайствовать об открытии исполнительного производства в случае представительства в суде интересов взыскателя. Данные полномочия позволяют прокурору в дальнейшем приобрести статус участника исполнительного производства и пользоваться правами, предоставленными законом. В то же время надзорные полномочия прокурора значительно шире и охватывают вопросы исполнения решений судов и иных категорий.

По выявленным нарушениям закона прокурором принимаются меры реагирования с целью их незамедлительного устранения, восстановления нарушенных прав, привлечения виновных лиц к ответственности, возмещения причиненных убытков. При наличии в действиях должностных лиц признаков преступления прокурор обязан решить вопрос об их уголовной ответственности.

В сфере исполнения судебных решений уголовная ответственность наступает за: умышленное неисполнение должностным лицом вступившего в законную силу приговора (решения, определения, постановления) суда либо создание препятствий по его исполнению; сокрытие имущества, подлежащего конфискации либо которое описано и арестовано; уклонение от уплаты установленных решением суда алиментов на содержание детей либо средств на содержание нетрудоспособных родителей; нарушение обязанностей по охране вверенного имущества; отпор работникам правоохранительных органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; злоупотребления должностными лицами своим служебным положением; служебную халатность и др.

При установлении в действиях виновных лиц признаков административного проступка прокурор обязан возбудить в отношении них административное производство. Данные последствия наступают, в частности, за неисполнение законных требований прокурора, за совершение государственными служащими коррупционных правонарушений и др.

Полномочия прокурора в защите интересов граждан и государства при исполнении судебных решений определяют двойственность статуса прокурора и состоят в деятельности по обеспечению надзорной функции на данном направлении и в реализации представительной деятельности прокуроров по реальному исполнению судебных решений, вынесенных по их искам и заявлениям.

Что касается практической деятельности органов прокуратуры Севастополя за текущий год, имеет смысл отметить определенную тенденцию в активизации работы по защите интересов граждан и государства при исполнении судебных решений.

По фактам, выявленным во время проверок нарушений, прокурорами внесено более 60 документов реагирования. За допущенные нарушения к дисциплинарной ответственности привлечено более 20 должностных лиц. Возбуждено четыре уголовных дела по фактам умышленного уклонения должностных лиц от исполнения судебных решений, три из которых в настоящее время находятся на рассмотрении суда.

Осуществляя представительную функцию, в 2008 году прокурорами подано в суды более 700 исковых заявлений, из которых судами в настоящее время рассмотрено и удовлетворено более 360 исков прокуроров на сумму около 2,5 млн грн. По состоянию на декабрь с.г. реально исполнено указанных выше решений на сумму более 1,9 млн грн. В их числе возмещение задолженности по заработной плате, возмещение вреда, причиненного государству и гражданам в результате преступных действий отдельных лиц, возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде, взыскание задолженности по налогам и социальным выплатам и др.

Другие статьи этого номера