«То, что умеет Саша, — это абсолютная норма для генетически здорового ребенка…»

Родители шестилетнего малыша, экстерном окончившего пятый класс, своего сына вундеркиндом не считают. Добиться такого результата помогла специально разработанная уникальная методика, по которой они занимаются с мальчиком практически с рождения.

«НЕСТАНДАРТНЫЙ» РЕБЕНОК

О том, что в Севастополе есть необычный ребенок, нам сообщили в управлении образования. В свои шесть лет Саша Кревинс разговаривает на четырех иностранных языках (английском, французском, испанском, немецком), знает наизусть "Евгения Онегина", читает в подлиннике Шекспира, легко совершает пятикилометровые пробежки и делает многое из того, что не каждому взрослому под силу. На днях мальчик сдал последний экзамен и экстерном окончил пятый класс. После новогодних праздников он будет официально считаться учеником шестого класса.

— Управлением образования Саша прикреплен к нашей школе, — говорит завуч школы N 13 Виктория Витальевна Белобровая. — Родители мальчика пришли к нам в сентябре этого года, взяли учебники, программы, чтобы заниматься с Сашей на дому. Хотя были определенные проблемы (мальчик не знал обязательного по программе украинского языка, но сумел его изучить в необходимом объеме за считанные месяцы), сначала мы планировали пройти четыре класса, но на днях Саша сдал последний экзамен за пятый класс и экстерном переведен в шестой. Безусловно, это особый случай, подобного в Севастополе еще не было. Конечно, большая заслуга в этом родителей, которые занимаются с Сашей по особой методике. Со своей стороны мы создаем все условия, чтобы ребенок мог идти дальше. От своих сверстников Саша отличается эрудицией, большой работоспособностью, прекрасной памятью. Он — творческая личность, нестандартно мыслит, высказывает свою точку зрения, хотя по поведению ничем не отличается от шестилетних детей. Управление образования пошло навстречу семье, вникло в проблему, поэтому Саша и дальше будет периодически сдавать экзамены, переходя из класса в класс.

"НАШ САША — НЕ ОЧЕНЬ ТАЛАНТЛИВЫЙ, ЕСТЬ И БОЛЕЕ ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ"

Саша — ребенок домашний, поэтому мы воспользовались приглашением его родителей, и знакомство с мальчиком состоялось у него дома. Поначалу сдержанный (перед самым нашим приездом подвижный малыш успел набедокурить и опасался наказания), к середине беседы Саша освоился и наглядно продемонстрировал свои возможности. Он рассказывал басни "в лицах" на русском и украинском языках, играл на синтезаторе, решал задачи и… стоял на голове в прямом смысле этого слова. А в самом начале беседы папа Саши — Владимир Юрьевич Кревинс — продемонстрировал нам видео, где Саша в возрасте 3,5 лет решает задачи в несколько действий и уравнения с неизвестными, у географической карты мира рассказывает о странах и материках на английском языке и т.д.

— В Севастополе много умных и талантливых деток. Наша городская система образования считается одной из лучших в стране. Но ваш случай произвел впечатление на севастопольских педагогов. Наверное, вы уже привыкли к повышенному вниманию со стороны окружающих?

— То, что умеет Саша, — это абсолютная норма для генетически здорового ребенка, — говорит Владимир Юрьевич. — Наш сын — без явных талантов, средних способностей ребенок, встречаются и более одаренные дети. У нас, например, занимался мальчик, который в четыре года научился читать за один день. Саша умеет играть, рисовать, потому что есть кому его этому научить. Нам часто говорят, что у сына — гениальная память. А она просто выработана у него с младенчества.

— Но обычные шестилетние дети не разговаривают на четырех иностранных языках и не переходят экстерном сразу в шестой класс. Вас никогда не обвиняли в том, что лишаете ребенка детства?

— Каким образом? — уточняет Ольга Николаевна, мама Саши.

— Например, перегружаете работой.

— Пока ребенок сам хочет заниматься — это не перегрузка. Саша два часа подряд может заниматься математикой, и порой мы вынуждены прогонять его от стола. Конечно, он не во всех предметах "живет", но умеет перераспределять свои силы. Мы с ним начали заниматься, когда он еще и сидеть не умел. Ребенок с первых дней жизни должен слышать мамин, папин голос, причем чем чаще он их слышит, тем раньше начинает говорить. По вечерам у нас со старшей дочерью (девочка окончила 11-й класс в 15 лет, в настоящее время учится на 1-м курсе института и уже работает. — Авт.) было заведено чтение. Сначала она читала пятьдесят страниц текста в день и пересказывала их, на следующий день читала и пересказывала следующие 50 страниц. Естественно, мы ее хвалили. И однажды Саша, которому не было еще и года, схватил перевернутый вверх ногами учебник математики, уперся в него взглядом и начал "читать", как мулла… Мы и сейчас нередко сталкиваемся с ситуацией, когда выгоняем Сашу на улицу погулять, а через время обнаруживаем его читающим в комнате. А детство в общепринятом понятии у нашего ребенка есть, только оно еще более интересное, чем у других детей. Они с папой и из лука стреляют, и копье метают, и в ножички играют… Сын не сидит за компьютером с утра до вечера, как другие ребята.

— Когда собирались к вам ехать, сотрудники просили узнать, какие у вас есть секреты в воспитании.

— Этот вопрос нам задают всегда, и очень трудно ответить на него так, чтобы никого не обидеть. А секрет очень простой: ребенку надо уделять внимание. Не отдавать его чужим людям (няням) и потом ругаться, что ребенка не так воспитали, а свою жизнь посвятить ему. Часто родители стараются как можно раньше нанять ребенку няню, а сами — на работу. Деньги, известность, общество — это все хорошо. Но при этом малыш, по сути, остается один. Потому что ни одна няня ни за какие деньги не будет заниматься с ребенком так, как собственная мать.

— Многие из детей, с которыми я занимаюсь по просьбам родителей — моих знакомых, начинают называть меня папой, — продолжает разговор Владимир Юрьевич. — А почему? Потому что у них, по сути, нет папы, хотя семьи полные. Родители постоянно заняты своими проблемами, им дела нет до детей, но так быть не должно. С ребенком необходимо общаться еще до того, как он появился на свет. Навыки, способности в нем заложены с рождения, и родителям следует позаботиться о том, чтобы ребенок их не утратил.

ШКОЛА ДЛЯ ВУНДЕРКИНДОВ

— Сашу можно назвать вундеркиндом?

— Нет. То, что умеет Саша, — это результат каждодневной работы с ним. Вундеркинд — это когда, например, у ребенка в два года обнаруживается идеальный слух и он начинает по восемь часов в день играть на пианино, но не потому, что мама заставляет, а потому что ему самому хочется. У вундеркиндов от рождения есть способности и желание. Кстати, в Москве уже существуют целые школы для гениальных детей. Появляются такие центры и в Севастополе. Например, для одаренных маленьких деток дошкольного возраста есть центр на улице Большой Морской.

— Сейчас Саша окончил пятый класс. А что дальше? Каким вы видите его будущее?

— Потом он окончит 10-й, 11-й, 12-й класс, пару институтов… Все идет своим чередом. Главное, чтобы ребенку не было скучно. Мы начали учиться в три года. И первый класс был самым длинным — почти год. При этом Саша занимался не по школьной программе, а по более расширенной. В итоге в 3,5 года он начал писать в прописях, а еще через три месяца — бегло читал. По сути, то, чему сейчас учат в школе шестилетних детей, надо давать уже в три года. Саша рифмует слова с двух лет, прочитал такие произведения, как "Тарас Бульба", "Робинзон Крузо", "Спартак"… Его любимый герой — Ахиллес. И читает он сейчас быстрее среднего взрослого, страниц тридцать за раз. Сколько глав в книге, столько и вечеров ее читает.

— Наверное, вы в детстве тоже занимались по особой методике?

— А почему, собственно, по особой? — говорит Владимир Юрьевич. — Это старая русская методика обучения, доставшаяся нам от предков. Причем раньше по ней занимались абсолютно все, поэтому Грибоедов в 13-14 лет уже был дипломатом, а Фонвизин в 13 лет окончил университет. И это нормально! "Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь", то есть "по верхам": два-три языка, мизерные представлениям об естественных науках… Лично я в пятом классе не учился вообще. Папа был военным, и, переезжая из одного гарнизона в другой, я просто переправил пятерку в документах на цифру шесть. В старших классах в школе практически не занимался, но получил аттестат с хорошими отметками — можно сказать, что сдал экстерном. Просто у меня было много родственников, среди которых встречаются выдающиеся люди. Меня деловито, быстро обучили определенным навыкам. Я научился писать картины, окончил музыкальную школу, но больше ни разу не играл, потому что не испытываю от музыки наслаждения. К сожалению, сегодня уровень образования в школах упал в несколько раз по сравнению с нелюбимым многими советским периодом. Современный человек сознательно деградирует, но почему-то природа не позволяет ему сделать это окончательно…

Другие статьи этого номера