Родители шестилетнего малыша, экстерном окончившего пятый класс, своего сына вундеркиндом не считают. Добиться такого результата помогла специально разработанная уникальная методика, по которой они занимаются с мальчиком практически с рождения.
«НЕСТАНДАРТНЫЙ» РЕБЕНОК
О том, что в Севастополе есть необычный ребенок, нам сообщили в управлении образования. В свои шесть лет Саша Кревинс разговаривает на четырех иностранных языках (английском, французском, испанском, немецком), знает наизусть "Евгения Онегина", читает в подлиннике Шекспира, легко совершает пятикилометровые пробежки и делает многое из того, что не каждому взрослому под силу. На днях мальчик сдал последний экзамен и экстерном окончил пятый класс. После новогодних праздников он будет официально считаться учеником шестого класса.
— Управлением образования Саша прикреплен к нашей школе, — говорит завуч школы N 13 Виктория Витальевна Белобровая. — Родители мальчика пришли к нам в сентябре этого года, взяли учебники, программы, чтобы заниматься с Сашей на дому. Хотя были определенные проблемы (мальчик не знал обязательного по программе украинского языка, но сумел его изучить в необходимом объеме за считанные месяцы), сначала мы планировали пройти четыре класса, но на днях Саша сдал последний экзамен за пятый класс и экстерном переведен в шестой. Безусловно, это особый случай, подобного в Севастополе еще не было. Конечно, большая заслуга в этом родителей, которые занимаются с Сашей по особой методике. Со своей стороны мы создаем все условия, чтобы ребенок мог идти дальше. От своих сверстников Саша отличается эрудицией, большой работоспособностью, прекрасной памятью. Он — творческая личность, нестандартно мыслит, высказывает свою точку зрения, хотя по поведению ничем не отличается от шестилетних детей. Управление образования пошло навстречу семье, вникло в проблему, поэтому Саша и дальше будет периодически сдавать экзамены, переходя из класса в класс.
"НАШ САША — НЕ ОЧЕНЬ ТАЛАНТЛИВЫЙ, ЕСТЬ И БОЛЕЕ ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ"
Саша — ребенок домашний, поэтому мы воспользовались приглашением его родителей, и знакомство с мальчиком состоялось у него дома. Поначалу сдержанный (перед самым нашим приездом подвижный малыш успел набедокурить и опасался наказания), к середине беседы Саша освоился и наглядно продемонстрировал свои возможности. Он рассказывал басни "в лицах" на русском и украинском языках, играл на синтезаторе, решал задачи и… стоял на голове в прямом смысле этого слова. А в самом начале беседы папа Саши — Владимир Юрьевич Кревинс — продемонстрировал нам видео, где Саша в возрасте 3,5 лет решает задачи в несколько действий и уравнения с неизвестными, у географической карты мира рассказывает о странах и материках на английском языке и т.д.
— В Севастополе много умных и талантливых деток. Наша городская система образования считается одной из лучших в стране. Но ваш случай произвел впечатление на севастопольских педагогов. Наверное, вы уже привыкли к повышенному вниманию со стороны окружающих?
— То, что умеет Саша, — это абсолютная норма для генетически здорового ребенка, — говорит Владимир Юрьевич. — Наш сын — без явных талантов, средних способностей ребенок, встречаются и более одаренные дети. У нас, например, занимался мальчик, который в четыре года научился читать за один день. Саша умеет играть, рисовать, потому что есть кому его этому научить. Нам часто говорят, что у сына — гениальная память. А она просто выработана у него с младенчества.
— Но обычные шестилетние дети не разговаривают на четырех иностранных языках и не переходят экстерном сразу в шестой класс. Вас никогда не обвиняли в том, что лишаете ребенка детства?
— Каким образом? — уточняет Ольга Николаевна, мама Саши.
— Например, перегружаете работой.
— Пока ребенок сам хочет заниматься — это не перегрузка. Саша два часа подряд может заниматься математикой, и порой мы вынуждены прогонять его от стола. Конечно, он не во всех предметах "живет", но умеет перераспределять свои силы. Мы с ним начали заниматься, когда он еще и сидеть не умел. Ребенок с первых дней жизни должен слышать мамин, папин голос, причем чем чаще он их слышит, тем раньше начинает говорить. По вечерам у нас со старшей дочерью (девочка окончила 11-й класс в 15 лет, в настоящее время учится на 1-м курсе института и уже работает. — Авт.) было заведено чтение. Сначала она читала пятьдесят страниц текста в день и пересказывала их, на следующий день читала и пересказывала следующие 50 страниц. Естественно, мы ее хвалили. И однажды Саша, которому не было еще и года, схватил перевернутый вверх ногами учебник математики, уперся в него взглядом и начал "читать", как мулла… Мы и сейчас нередко сталкиваемся с ситуацией, когда выгоняем Сашу на улицу погулять, а через время обнаруживаем его читающим в комнате. А детство в общепринятом понятии у нашего ребенка есть, только оно еще более интересное, чем у других детей. Они с папой и из лука стреляют, и копье метают, и в ножички играют… Сын не сидит за компьютером с утра до вечера, как другие ребята.
— Когда собирались к вам ехать, сотрудники просили узнать, какие у вас есть секреты в воспитании.
— Этот вопрос нам задают всегда, и очень трудно ответить на него так, чтобы никого не обидеть. А секрет очень простой: ребенку надо уделять внимание. Не отдавать его чужим людям (няням) и потом ругаться, что ребенка не так воспитали, а свою жизнь посвятить ему. Часто родители стараются как можно раньше нанять ребенку няню, а сами — на работу. Деньги, известность, общество — это все хорошо. Но при этом малыш, по сути, остается один. Потому что ни одна няня ни за какие деньги не будет заниматься с ребенком так, как собственная мать.
— Многие из детей, с которыми я занимаюсь по просьбам родителей — моих знакомых, начинают называть меня папой, — продолжает разговор Владимир Юрьевич. — А почему? Потому что у них, по сути, нет папы, хотя семьи полные. Родители постоянно заняты своими проблемами, им дела нет до детей, но так быть не должно. С ребенком необходимо общаться еще до того, как он появился на свет. Навыки, способности в нем заложены с рождения, и родителям следует позаботиться о том, чтобы ребенок их не утратил.
ШКОЛА ДЛЯ ВУНДЕРКИНДОВ
— Сашу можно назвать вундеркиндом?
— Нет. То, что умеет Саша, — это результат каждодневной работы с ним. Вундеркинд — это когда, например, у ребенка в два года обнаруживается идеальный слух и он начинает по восемь часов в день играть на пианино, но не потому, что мама заставляет, а потому что ему самому хочется. У вундеркиндов от рождения есть способности и желание. Кстати, в Москве уже существуют целые школы для гениальных детей. Появляются такие центры и в Севастополе. Например, для одаренных маленьких деток дошкольного возраста есть центр на улице Большой Морской.
— Сейчас Саша окончил пятый класс. А что дальше? Каким вы видите его будущее?
— Потом он окончит 10-й, 11-й, 12-й класс, пару институтов… Все идет своим чередом. Главное, чтобы ребенку не было скучно. Мы начали учиться в три года. И первый класс был самым длинным — почти год. При этом Саша занимался не по школьной программе, а по более расширенной. В итоге в 3,5 года он начал писать в прописях, а еще через три месяца — бегло читал. По сути, то, чему сейчас учат в школе шестилетних детей, надо давать уже в три года. Саша рифмует слова с двух лет, прочитал такие произведения, как "Тарас Бульба", "Робинзон Крузо", "Спартак"… Его любимый герой — Ахиллес. И читает он сейчас быстрее среднего взрослого, страниц тридцать за раз. Сколько глав в книге, столько и вечеров ее читает.
— Наверное, вы в детстве тоже занимались по особой методике?
— А почему, собственно, по особой? — говорит Владимир Юрьевич. — Это старая русская методика обучения, доставшаяся нам от предков. Причем раньше по ней занимались абсолютно все, поэтому Грибоедов в 13-14 лет уже был дипломатом, а Фонвизин в 13 лет окончил университет. И это нормально! "Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь", то есть "по верхам": два-три языка, мизерные представлениям об естественных науках… Лично я в пятом классе не учился вообще. Папа был военным, и, переезжая из одного гарнизона в другой, я просто переправил пятерку в документах на цифру шесть. В старших классах в школе практически не занимался, но получил аттестат с хорошими отметками — можно сказать, что сдал экстерном. Просто у меня было много родственников, среди которых встречаются выдающиеся люди. Меня деловито, быстро обучили определенным навыкам. Я научился писать картины, окончил музыкальную школу, но больше ни разу не играл, потому что не испытываю от музыки наслаждения. К сожалению, сегодня уровень образования в школах упал в несколько раз по сравнению с нелюбимым многими советским периодом. Современный человек сознательно деградирует, но почему-то природа не позволяет ему сделать это окончательно…