Проблемы на дорогах

Все мы с детства помним народную мудрость: «Береженого Бог бережет». В бесконечном водовороте общественных и личных проблем задумываемся ли мы над актуальным и важным ныне конституционным термином «личная безопасность».
Садясь в автомобиль, маршрутное такси или автобус, мы полностью доверяем свою жизнь водителю, который управляет этим транспортным средством.Тем временем тревожные статистические данные, которые говорят сами за себя, не могут не настораживать. За последние три года вследствие нарушения Правил дорожного движения в городе произошло около 10 тыс. дорожно-транспортных происшествий.

Значительное количество ДТП совершено при участии водителей автотранспортных предприятий, осуществляющих перевозку пассажиров. В 2008 году в Украине по сравнению с 2007-м смертность от ДТП выросла на 20%. "Тихая война на дорогах" — так называют эту проблему в обществе.

Гибнут молодые люди — умные, талантливые, гибнут мужчины и женщины в расцвете сил, которые еще могли бы послужить обществу, сиротеют дети. Сколько потерпевших от ДТП получают тяжелые травмы, в связи с чем нуждаются в дорогостоящем и продолжительном лечении…

Наш город не стал исключением в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения. В прошедшем году городским пассажирским транспортом общего пользования перевезено свыше 60 млн пассажиров на 75 городских и пригородных маршрутах, на которых работают 1300 автобусов. И главная задача перевозчиков — доставить пассажиров в целости и сохранности…

Но! За 11 месяцев 2008 года произошло 380 дорожно-транспортных происшествий с участием водителей общественного транспорта, в которых два человека погибли и 100 получили телесные повреждения разной степени тяжести.

Основные причины ДТП известны: это неудовлетворительное состояние и качество дорог, нарушение перевозчиками и водителями лицензионных условий по предоставлению услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, системное нарушение Правил дорожного движения. С учетом важности участия органов прокуратуры в обеспечении надзора за безопасностью дорожного движения в поле зрения прокурорских проверок оказались указанные вопросы, а также состояние контроля за соблюдением законодательства об автомобильном транспорте.

Нерадивые чиновники и плохие дороги — это сегодня те беды, от которых наиболее страдают жители города. Дорожно-транспортные происшествия с участием общественного транспорта, которые произошли в связи с неудовлетворительным состоянием дорог, составляют 25,7% от общего количества. Например, на территории Гагаринского и Балаклавского районов вследствие неудовлетворительных дорожных условий при перевозке пассажиров произошло 65 дорожно-транспортных происшествий.

Значительной проблемой для города остается и содержание в надлежащем состоянии остановок общественного транспорта, в некоторых местах они вообще отсутствуют. Только в текущем году 10 человек травмированы во время посадки в автобус и высадки из него.

Анализируя столь неутешительную статистику ДТП, приходишь к выводу, что наша улично-дорожная сеть все еще находится в плачевном состоянии. Появление маршрутных такси в городе считается благом: люди могут быстрее и комфортнее добраться домой, на работу, учебу или на отдых. Однако со временем количество маршруток в городе значительно выросло, лицензии на перевозку пассажиров выдавались, несмотря на то, сможет ли перевозчик обеспечить безопасность пассажиров и надлежащее техническое обслуживание транспорта. В то же время дороги, особенно на окраинах города, все больше напоминают окопы, их пропускная способность не предусматривает увеличения количества транспорта. Появилось незнакомое для нашего города, больше подходящее для мегаполисов, слово "пробка".

В постоянной погоне за пассажирами и прибылями руководители автопредприятий, а также их водители уже забывают правила безопасности. Поэтому 40% аварий в городе связаны с превышением скорости. Остальные также имеют причины, оговоренные в Правилах дорожного движения.

Например, 2 июля 2008 года при остановке автобуса "Форд" на маршруте N 10 водитель перевозчика ООО "Транспас" в состоянии алкогольного опьянения перевозил 17 пассажиров, из них 8 детей. К сожалению, факты пьянства водителей общественного транспорта за рулем не единичны.

13 августа 2008 года водитель автобуса "Мерседес-Бенц", принадлежащего фирме "Торговый дом "Мокотек", двигаясь с превышением скорости, на перекрестке Севастополь — порт Камышовая бухта не предоставил преимущество в движении автобусу "Фольксваген", который ехал по главной дороге во встречном направлении и по своей полосе. Вследствие ДТП водители двух автобусов и восемь пассажиров автобуса "Фольксваген" получили телесные повреждения.

Хотелось бы отметить, что совершение ДТП связано также с нарушением конституционных прав водителей, содержанием транспорта в технически неисправном состоянии. С нарушением требований трудового законодательства, лицензионных условий перевозок пассажиров использовалась наемная работа 19 водителей маршрутных такси в ООО "Севастопольская транспортная компания", которым на протяжении 2007-2008 годов начислялась и выплачивалась заработная плата ниже минимальной, учет рабочего времени на предприятии не велся, записи в трудовых книжках водителей отсутствовали, трудовые соглашения не заключались, допускались нарушения пенсионного законодательства. Севастопольской транспортной прокуратурой по данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 172 УК Украины. По инициативе прокуратуры ООО "Севастопольская транспортная компания" лишено лицензии.

Продолжает оставаться проблемой и недостаточное финансирование безопасности дорожного движения. Решением сессии Севастопольского городского совета от 15 октября 2008 года утверждена "Региональная программа повышения безопасности дорожного движения на административной территории города Севастополя на период 2008-2012 годов".

В 2008 году сотрудниками ГАИ внесено 415 предписаний об устранении недостатков в содержании улично-дорожной сети. В то же время свыше 50 предписаний, направленных дорожным, коммунальным и другим организациям, исполнены не в полной мере, а семь так и остались без внимания. В ходе прокурорской проверки к административной ответственности за невыполнение требований ГАИ привлечены директор ЧП "Блэк Си ЛТД", начальник отдела ОАО "ЭК "Севастопольэнерго" и должностные лица некоторых коммунальных предприятий. Должностные лица органов государственного контроля самоустранились от выполнения возложенных на них законом полномочий, а в отдельных случаях совершают действия, за которые предусмотрена ответственность по закону Украины "О борьбе с коррупцией".

Так, при проверке законодательства о транспорте в территориальном управлении главной государственной инспекции на автомобильном транспорте в Севастополе составлен протокол о нарушении требований закона Украины "О борьбе с коррупцией". Инспектор не принял мер по фактическому устранению нарушений лицензионных условий, допущенных одним из перевозчиков города, и из корыстных побуждений внес недостоверные сведения в акт проверки указанного субъекта хозяйствования относительно устранения выявленных предыдущей проверкой нарушений по оформлению сертификатов соответствия на транспортные средства. Работа инспекции по выявлению нелегальных перевозчиков, которые осуществляют перевозку пассажиров и грузов без лицензии, является недостаточной. На протяжении 2008 года таких фактов не выявлено. А ведь они, без сомнения, имели место, если внимательно посмотреть, кто в ночное время осуществляет перевозки пассажиров и на каких автобусах!

Прокуратурой Севастополя 19 августа 2008 года возбуждено уголовное дело в отношении работников отдела государственного контроля территориального управления главной государственной инспекции на автомобильном транспорте в Севастополе по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 368 УК Украины по факту вымогательства взятки по предварительному сговору группой лиц.

Проверкой соблюдения требований законодательства относительно безопасности движения, технического состояния и использования государственных средств на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования установлены нарушения требований законов Украины "О дорожном движении", "Об автомобильных дорогах", что отрицательно влияет на безопасность движения.

На дорогах, которые находятся на балансе службы, отсутствует дорожная разметка, не обозначен край проезжей части, на отдельных опасных участках дороги нет изгороди и отсутствуют необходимые знаки, не демонтированы рекламные объекты, состояние дорожных знаков неудовлетворительное, дороги не очищаются от зеленых насаждений, что ухудшает видимость дорожных знаков.

Отмечена крайне неудовлетворительная ситуация в сельских районах, где дорожные знаки и разметка отсутствуют.

В ходе проверок соблюдения требований законодательства о подготовке водителей установлено, что в Севастополе зарегистрировано семь учебных заведений, осуществляющих подготовку водителей автотранспортных средств по рабочим учебным планам, которые не отвечают государственным стандартам профессионально-технического образования.

Все указанное свидетельствует, что работа органов исполнительной власти, местного самоуправления и в первую очередь контролирующих органов по соблюдению требований законодательства о дорожном движении и обеспечении безопасности перевозок пассажиров еще не в полной мере отвечает требованиям сегодняшнего времени и нуждается в нашем внимании, а со стороны прокуратуры — в принципиальном надзоре.

Другие статьи этого номера