Коррупционная волна

Верховная Рада Украины потребовала от Президента страны отставки Сергея Куницына.
То, что произошло 16 января 2009 года в Верховной Раде Украины, подобно цунами. Земной «сдвиг» летом 2007 года у самой южной точки Украины — берегов мыса Сарыч — «родил» волну, захватившую Севастополь и накрывшую в конце концов столицу страны. На шестьдесят восьмом заседании ВРУ депутаты слушали отчет временной следственной комиссии Верховной Рады Украины «По вопросам выяснения обстоятельств относительно нарушения Конституции Украины и законодательства Украины Севастопольской городской государственной администрацией, Севастопольским городским советом и другими органами исполнительной власти по вопросам земельных отношений, а также относительно служебных злоупотреблений и разворовывания государственных средств при выполнении работ по программе социально-экономического развития (СЭР) города Севастополя», во время обсуждения которого Севастополь по вине государственной административной власти покрылся таким позором, какого не ведал за все без малого 226 лет своего существования.

В 10.30 минувшей пятницы глава парламента Владимир Литвин объявил к рассмотрению севастопольский вопрос. С отчетом о выводах и предложениях временной следственной комиссии выступил ее председатель народный депутат Иван Вернидубов. Письменный отчет о работе комиссии, заметил нардеп, был подан еще 8 октября 2008 года, и благодаря открытости и прозрачной деятельности комиссия получила большую поддержку среди жителей Севастополя. "Комиссия считает, что севастопольское постпредство Президента Украины под руководством Куницына Сергея Владимировича фактически игнорирует действующие устои города и законные требования общества, навязывает свои, уже проверенные в Крыму, коррупционные схемы обустройства жизнедеятельности города", — заявил Иван Вернидубов с сессионной трибуны и приступил к перечислению обнаруженных комиссией злоупотреблений, таких как "кража бюджетных средств" и "распродажа земли сотнями гектаров без зачисления ни одной копейки в бюджет города и государства".

"ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО"

Начало истории, по мнению Ивана Вернидубова, было положено Указом Президента Украины 1 июня 2006 года, когда главой государственной администрации Севастополя был назначен "Сергей Куницын, житель города Симферополя, в прошлом премьер-министр Крыма; с собой он привел так называемую команду: трех заместителей, в том числе первого, от руководящих работников до секретарш, водителей, телохранителей". Первым делом "рейдерским способом был установлен контроль над "Крымниопроектом". Затем под "крышу уже фактически частной структуры" были переведены управление земельных ресурсов, земельный кадастр, государственный архитектурно-строительный контроль. Главной вехой в этой многоступенчатой схеме стала передача "по распоряжению Куницына частной структуре "Крымниопроект", уже захваченного его группой, полномочий территориальной проектной организации". Таким образом, рассказал Вернидубов, "в руках Куницына и Гресса сосредоточились все возможные виды деятельности строительной сферы: землеотвод, проектирование, авторский и технический просмотр, прохождение всех этапов экспертизы, согласования проектной документации с управлением администрацией и незаконным завладением генпланом города Севастополя, являющимся собственностью громады". Произошедшее глава временной комиссии назвал "прямым созданием коррупционных схем и благоприятных условий для коррупционных отношений".

Работает созданная схема следующим образом. "В доме приватизированного "Крымниопроекта" обстоятельно выискивается лакомый ломоть земли, обстоятельно проверяются через управление земельных ресурсов, земельный кадастр его история, проектная организация готовит проект его освоения, застройки; потом своя фирма обращается в горгосадминистрацию с просьбой предоставить ей этот участок под застройку и заключить с ней соглашение суперфиция, вместо того, скажем, чтобы обратиться в аукционную комиссию или в органы местного самоуправления; администрация отказывает этой фирме на основании незаконных каких-то формальных причин, которые легко можно было бы оспорить в суде, — и фирма тут же обращается в свои симферопольские суды, которые очень быстро выносят решение (в один-два дня), обязывают администрацию заключить соглашение с фирмой, причем на условиях, предложенных истцом, со смехотворной ценой за аренду земли", услышали депутаты от своего коллеги.

И это при том, напомнил Иван Вернидубов, что любому заявителю на землю, если он, конечно, не "приближенный", годами нужно стоять в очереди, чтобы получить свои 10 соток.

По мнению членов комиссии, на протяжении 2007-2008 годов по такой схеме передавались участки севастопольской земли от 20 соток до 180 гектаров, достигнув суммарного рекорда в 300 га. Попала под нее и самая южная точка Украины: четыре гектара у самого моря на мысе Сарыч. По договору суперфиция земля была отдана частной фирме с годовой платой в восемь тысяч гривен в год, когда за полгектара под автостоянку в Севастополе платится 19 тысяч гривен в месяц. Но беда даже не в этом, заявил уверенный в том, что эти земли через Верховный суд будут возвращены в собственность громады, Иван Вернидубов, а в том, что фирмы исчезают! Путем цепочки перепродаж у севастопольской земли уже появились собственники в Великобритании.

"И я не знаю, как мы будем выглядеть на мировом уровне, — заметил председатель комиссии. — Тем более что сюда же входят и земли, арендованные Черноморским флотом. Вы понимаете? Ведь здесь может быть тоже конфликт, как в Грузии. Потому что у меня есть ответы командующего флотом, в которых сказано, что "мы не отдадим ни при каких условиях те земли, которые уже продал Куницын, потому что они наши". А что значит "не отдадим"? Это же вооруженные люди. Вы понимаете?"

"И, что интересно, — продолжил Иван Вернидубов, — уже в разгар работы комиссии администрацией демонстративно заключается, конечно через суд, новый договор суперфиция, подписанный первым заместителем Куницына Казариным". И на этот раз "был отдан лакомый ломоть самой привлекательной территории Ласпи — 21 гектар побережья Черного моря в руки малоизвестной, созданной в Евпатории, фирме".

КОМУ ВОЙНА — КОМУ МАТЬ РОДНА

Вторым направлением работы "команды" Сергея Куницына Иван Вернидубов назвал "злоупотребление служебным положением и разворовывание бюджетных средств при строительстве объектов социально-экономического развития города". Проверкой по этому направлению по запросу временной следственной комиссии ВРУ занималась Счетная палата Украины. Свои выводы она обнародовала в конце прошедшего года, и председателю комиссии Верховной Рады потребовалось лишь обновить их в памяти граждан Украины. Счетной палатой установлены нарушения законодательства на сумму 46,3 млн гривен. "Можно сделать вывод, что прямые кражи без всякого следствия составили здесь более 17 млн гривен, поскольку эти 17 млн были перечислены на фирмы товарища Куницына, Малышева, который работает в администрации начальником управления капитального строительства, — расшифровал местную севастопольскую ситуацию коллегам со всех уголков страны Иван Вернидубов. — Два раза правоохранительными органами составлялись протоколы о коррупции на этого чиновника, но суды и здесь помогают: решений о признании его коррупционером вынесено не было".

Такая безнаказанность, считает нардеп, позволила севастопольским чиновникам наживаться даже на беде. В конце 2006 года в Севастополе возникла чрезвычайная ситуация на канализационных очистных сооружениях "Озерное". Выехала правительственная комиссия, которая признала, что в городе необходимо немедленно построить четыре объекта — канализационные коллекторы. Из резервного фонда государства было выделено 9 миллионов гривен. "Докладываю вам, что Малышев, начальник УКС, отчитался в Кабмине, что все средства освоены, но ни один объект не сдан до сих пор. Они и не планировали строить, а деньги украли, — заявил во всеуслышание Иван Вернидубов. — Но это еще не все. Комиссия однозначно делает вывод: в результате допущенных нарушений при использовании средств резервного фонда государственного бюджета и невыполнения в 2007 году запланированных объектов сохраняется угроза прекращения питьевого водоснабжения для 230 тысяч жителей Севастополя. Это 70 процентов населения города".

ДВЕ ТРЕТИ ГОЛОСОВ ПРОТИВ "ТРЕХ КИТОВ"

К "третьему направлению дерибана средств" чиновниками председатель временной комиссии отнес сферу развития социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры Севастополя за счет участия застройщиков. В связи со строительным бумом последних лет только в 2007 году в Севастополе было введено в эксплуатацию свыше 121,5 тысячи квадратных метров общей площади жилья. Введено в строй основных фондов стоимостью 297 миллионов гривен, 10 процентов из которых по законодательству страны застройщик должен передать на развитие городской инфраструктуры. В общих чертах город должен был получить хотя бы 29 миллионов гривен, подсчитала комиссия, по факту — только 6 миллионов. Недопоступление средств в местный бюджет, сделан вывод, обусловлено тем, что объекты сдаются в эксплуатацию без составления договоров о паевом участии или без выполнения обязательств по договору в части уплаты.

"Три кита", на которых держится административная "команда" в Севастополе, — следствие поддержки судами коррупционных схем, считает И. Вернидубов, и это явление почему-то не хотят замечать правоохранительные органы. А что касается севастопольцев, то они уже исчерпали все законные способы влияния на ситуацию. От митингов, пикетов, голодовки у стен государственной администрации до, в конечном счете, выражения (после опроса общественного мнения) Севастопольским городским советом недоверия Сергею Куницыну двумя третями депутатских голосов. Но даже обращение горсовета к Президенту страны как гаранту Конституции ни к чему не привело. Не то что просьбы, крик о помощи в разрешении конфликта, в сущности, остался без ответа, резюмировал Иван Вернидубов и предложил Верховной Раде поддержать подготовленное комиссией постановление.

БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ

Народный депутат Украины Михаил ЧЕЧЕТОВ, фракция Партии регионов:

— Уважаемый Иван Васильевич, мы все знаем, что в бытность Советского Союза город боевой славы Севастополь был образцовым городом с образцовым порядком, сосудом чистоты. Теперь это сосуд коррупции. Сегодня городом Севастополем руководит Президент Украины Ющенко через своего главу администрации. Изменилось кардинально все: город погряз в коррупции, в грязи, в вакханалии, там просто жить невозможно. Стыдно. Единственный, кто борется — председатель городского совета Саратов, но не под силу ему, так сказать, навести порядок, и мы должны помочь. Но у меня уже информация такая, что там и суды полностью ходят под администрацией. Неужели так переплелась коррупция даже с судейским корпусом? Уже и Администрация Президента или местная администрация командует судами по разбазариванию земель и так далее?

Народный депутат Украины Иван ВЕРНИДУБОВ, фракция Партии регионов:

— К сожалению, проблема эта вообще-то государственная, но, действительно, мне кажется, что такого в иных областях все-таки нет. Вы понимаете, я не зря во вступительном слове сказал, что все привнесенное — из Крыма. Ведь за Куницыным и там было не одно и не два уголовных дела. И там были сотни миллионов пропавших гривен. Но ушел человек, не пойман — не вор. И поэтому и здесь так же… Но, я думаю, гордый город Севастополь не жаждет крови, жаждет просто убрать такую "команду" из города, чтобы национальные богатства, в первую очередь земли, остались громаде Севастополя, а не этой гастролерной, залетной "команде".

Народный депутат Украины Владимир БОНДАРЕНКО, фракция Блока Юлии Тимошенко:

— Я поражен широтой и размахом тех нарушений, которые сегодня существуют в Севастополе. Но… сегодня, какой бы административно-территориальный край Украины мы ни взяли, город ли, село ли, область ли, мы везде увидим заметные нарушения, иногда даже более масштабные. Поэтому не считайте за шутку, но я предлагаю Администрации Президента, в частности Балоге, провести серию семинаров по методике коррупции. В Севастополе — комплексный, завершить, может, в Севастополе.

Народный депутат Украины Олег ЗАРУБИНСКИЙ, Блок Литвина:

— Этот случай мне кажется достаточно симптоматическим и показательным относительно того, что если комиссия серьезно работает, если она объективно изучает документы, материалы, если она незаангажированно подходит к выводам, то результат есть. Во всяком случае, выводы этой комиссии мы считаем абсолютно адекватными… Фракция Блока Литвина поддерживает выводы этой комиссии не только потому, что наши представители работали в составе этой комиссии, но и потому, что они являются верными… Когда такие вещи делаются в Севастополе, мне кажется, заложниками таких неправомерных, коррупционных, нахальных, преступных действий становятся простые люди, простые севастопольцы. Они прежде всего страдают от такой власти. Но это вопрос не только локального характера, не только даже регионального характера. Все прекрасно понимают, что история Севастополя, развитие Севастополя тесно связаны с политической истории современной Украины и, понятно, историей прежнего Советского Союза. И потому сегодня, когда случаются такие факты, а они не все еще были сегодня приведены, это есть удар по Севастополю как по украинскому городу. И это очень важный вопрос, потому что когда севастопольцы видят такое отношение власти, которую они ассоциируют с украинской властью, с украинским государством, то, очевидно, те настроения, которые есть в Севастополе, будут еще больше заостряться.

РАБЫ НЕ МЫ

Естественно, где бы ни зашла речь о Севастополе, а тем более в высшем законодательном органе страны, тут же появляется тема правового вакуума в городе-герое. И на этот раз об отсутствии закона "О городе-герое Севастополе", что и привело к "серьезнейшему конфликту между интересами государства и интересами местной территориальной громады", заговорил народный депутат Вадим Колесниченко (Партия регионов).

Из выступления депутата: "Это беспрецедентное явление на территории государства, где в течение 17 лет местные жители не имеют ни малейшего права на контроль за работой исполнительной власти. Государственная администрация подчиняется исключительно Президенту Украины. И в данном случае претензии предъявить к руководству администрации ни юридически, ни фактически невозможно. Потому что это — наемная рабочая сила и несет персональную ответственность исключительно перед Президентом Украины. Кстати, глава администрации так себя и ведет, так и говорит. В этой части какие могут быть претензии? Однако отсутствие закона о Севастополе, который четырежды ветировался различными президентами нашего государства, подчеркивает поверхностное, пренебрежительное, циничное отношение к 300 тысячам жителей города Севастополя, не имеющим до настоящего времени права на полный отчет государственной исполнительной власти за те налоги, которые, кстати говоря, местные жители платят как в местный бюджет, так и в государственный".

По мнению, выраженному на сессии нардепом Леонидом Грачом (фракция коммунистов), "Севастополь как самый центральный нерв наших геостратегических, военно-политических и межэтнических отношений сегодня специально брошен за пределы законодательной базы для того, чтобы там мог свирепствовать тот, кто, по сути, будет делать все то, что нужно, с одной стороны, для Банковой, а с другой — будет позволять себе все то, что ему выгодно".

И вот тут-то разговор из "коррупционного" русла перетек в большую политику. Депутаты Верховной Рады Украины с трибуны озвучили причину, по которой Севастополь остается и, пожалуй, останется без собственного закона, а значит, и выборного мэра, как минимум, до 2017 года. Собственно, в городе об этом давно знают, обсуждают на кухнях, но публично опасаются. А тут депутаты со своей неприкосновенностью… Итак, Леонид Грач обвинил президента в "русофобии" и намеренном удержании "святого нерва для восточно-славянского пространства и для русских, и для России в… таком осадном противостоянии, положении", в результате чего "город, общество оставлены без права избирать своего городского голову".

"Не доросли еще!" Приблизительно так можно интерпретировать последующее выступление нардепа Вячеслава Кириленко из депутатской группы "За Украину!".

"С тем, что Черноморский флот братской России хочет полностью контролировать всю севастопольскую власть и весь Севастополь, не согласиться трудно, — заявил депутат. — И мы в этом порыве борьбы с разбазариванием земли, которое, кстати, происходит в каждой области — в западной, восточной, в крайне восточной, — не должны забывать, что Севастополь — это стратегически важный для Украины город. Давайте мы еще примем закон "О городе-герое Севастополе", изберем там всенародного мэра от Черноморского флота Российской Федерации — и ту-ту Севастополь от Украины".

Парировал ему Олег Ляшко из Блока Юлии Тимошенко, заметивший, что БЮТ всегда стоит на украинских позициях, "а в данном случае мы так же, как и наши коллеги из фракции "Нашей Украины", в первую очередь заботимся об интересах украинского города Севастополя, а интерес украинского города заключается в том, чтобы в этом городе была честная власть, чтобы она не провоцировала разбазаривание земли, разворовывание бюджетных средств".

Не остался в долгу и начавший дискуссию "о циничном пренебрежении правами граждан Украины, в том числе и Севастополя" Вадим Колесниченко: "Партии регионов в первую очередь важны права человека, права украинца, а не того, кто ходит в вышиванке и бьет себя в грудь, что он — патриот. Патриот тот, кто уважает и любит тех людей, которые нас здесь с вами содержат… Поэтому я еще раз хочу сказать: закон "О городе-герое Севастополе" важен и необходим. Он отражает Европейскую хартию о местном самоуправлении, нами ратифицированную, и Конституцию, в которой гарантированы права человека через избираемые ими органы власти".

Остановить политический процесс взялся сам голова парламента Владимир Литвин.

"Давайте согласимся лишь с одним: все выступления, которые прозвучали, пропитаны тем, чтобы мы имели нормальную цивилизованную власть и чтобы мы имели возможность говорить о том, что в Украине действует Конституция. Я убежден… что мы примем нормальный цивилизованный закон… Давайте будем говорить о том, что нас объединяет, а объединяет одно: чтобы люди почувствовали, что они являются людьми", — заявил Владимир Литвин и поставил на голосование проект постановления Верховной Рады Украины под регистрационным номером 3278 об отчете временной следственной комиссии по вопросам выяснения обстоятельств относительно нарушения Конституции и законодательства Украины Севастопольской городской государственной администрацией и Севастопольским городским советом, другими органами исполнительной власти по вопросам земельных отношений, а также относительно служебных злоупотреблений и разворовывания государственных средств при выполнении работ по программе социально-экономического развития города Севастополя.

В СИЛЕ ЗАКОНА

Из постановления Верховной Рады Украины: "Отчет временной следственной комиссии Верховной Рады Украины направить Президенту Украины, в Кабинет министров Украины, Генеральную прокуратуру Украины, Министерство внутренних дел Украины, Службу безопасности Украины для соответствующего реагирования"; "Генеральной прокуратуре и Министерству внутренних дел Украины дать правовую оценку действиям руководства и должностных лиц Севастопольской городской государственной администрации"; "Кабинету министров Украины в течение месяца внести в Верховную Раду Украины предложения относительно совершенствования законодательства Украины в части гарантирования прав местного самоуправления при заключении договоров аренды земель"; "Временной следственной комиссии продлить работу в соответствии с заданиями, определенными постановлением Верховной Рады Украины от 5 июня 2008 года (N 327-6)".

Президенту Украины народные депутаты страны постановили выполнить требование в части 10 статьи 118 Конституции Украины в соответствии с решением десятой сессии Севастопольского городского совета под номером 4374 от 27 мая 2008 года о высказывании недоверия главе Севастопольской городской государственной администрации более чем двумя третями голосов от полного состава совета. Согласно этой части Основного Закона государства, если недоверие главе районной или областной государственной администрации выразили две трети депутатов от состава соответствующего совета, Президент Украины принимает решение об отставке главы местной государственной администрации.

Постановление вступило в силу с момента принятия.

(Аплодисменты в сессионном зале).

"ВСЕХ ПРИВЛЕЧЕМ ЗА КЛЕВЕТУ"

Проголосовавших за постановление ВРУ и тем самым, по мнению Сергея Куницына, выполнявших "политический заказ против Украины" депутатов он назвал веселой компанией. Таким образом, согласно статистике голосования, в стране "веселятся" 374 народных избранника. Из них: 172 — из Партии регионов, 154 — из Блока Юлии Тимошенко, 2 — из "Нашей Украины — Народной самообороны", из фракции коммунистов — 27, Блока Литвина — 19. И все они теперь под угрозой судебного преследования! "Я еще думаю, что мы привлечем за клевету, — заявил глава СГГА. — Ну всю Верховную Раду, конечно, не привлечем, но господина Вернидубова за клевету вместе с его комиссией — теми, кто подписался. Когда мы в судебных инстанциях точки над "i" расставим, а по десяткам объектов, которые указаны в тех нарушениях, что фиксировал Вернидубов или Счетная палата, уже есть решения судов, которые опровергают сказанное этими органами".

Что произойдет после пятницы 16-го, пока остается вопросом. Цунами влечет за собой человеческие жертвы. Политическая "волна" лишает постов. В данном случае высшие органы государственной власти не могут отмахнуться от постановления Верховной Рады Украины, как в свое время это произошло с решением Севастопольского городского совета. Граждане страны должны услышать четкий ответ от наделенных высокими полномочиями чинов и в зависимости от быстроты и направления реакции сделать собственные выводы.

Другие статьи этого номера